27 сентября — день памяти Петра Меркурьева, одного из основателей газеты «Музыкальное обозрение»

27 сентября — день памяти Петра Меркурьева, одного из основателей газеты «Музыкальное обозрение»
Петр Меркурьев в фильме «Последний поезд», 2003. Реж. А. Герман-мл.
Девять лет назад, 27 сентября 2010 года, в Праздник Крестовоздвиженья Господня, в возрасте 67 лет ушел из жизни Петр Васильевич Меркурьев: музыковед, артист кино, дирижер хора, известный музыкальный и общественный деятель. Внук В.Э. Мейерхольда, сын народного артиста СССР В.В. Меркурьева.

В 1989 П.В. Меркурьев, будучи ответственным сотрудником Союза композиторов СССР, стал одним из основателей газеты «Музыкальное обозрение». Некоторое время исполнял обязанности главного редактора.

С 1991 по 2010 гг. — заместитель главного редактора газеты «Музыкальное обозрение».

Петр Меркурьев снялся более чем в 60 фильмах, в т.ч. «Не забудь… станция Луговая», «Достояние республики», «Москва — Кассиопея», «Звезда пленительного счастья», «Они сражались за Родину», «Дуэнья», «Мы из джаза», «Мертвые души», «Иди и смотри», «Михайло Ломоносов», «Забытая мелодия для флейты», «Сны», «Ширли-мырли», «Ревизор», «Последний поезд», «Трудно быть богом», сериалах «Бригада», «Ликвидация», «Исаев». Дважды сыграл своего деда Мейерхольда: в фильме «Я — актриса» и сериале «Есенин». Работал с такими режиссерами, как Э. Рязанов, В. Мотыль, С. Бондарчук, Э. Климов, К. Шахназаров, М. Швейцер, А. Герман, А. Герман-мл., С. Урсуляк, В. Меньшов.

Режиссер Алексей Герман-старший откликнулся на кончину Петра Меркурьева: «Петя Меркурьев, он же Мейерхольд, был крупным явлением в нашем искусстве, но, как мне кажется, по ряду причин не реализовал себя в полной мере. Тем не менее, в истории нашей культуры есть место для замечательного артиста Петра Меркурьева.

Он снялся в моем фильме “Трудно быть богом”. Не знаю, каким получится фильм, но я имел счастье работать с замечательным художником.

Для меня смерть Пети, человека, с которым я был дружен более 40 лет, является большой бедой. Все больше друзей оказывается там, и все меньше остается здесь.

Прощай, дорогой Петя, может, когда-нибудь свидимся».

Петр Меркурьев на съемках фильма «Трудно быть богом»

Алексей Герман (мл.). Режиссер о своем актере: «Что я могу сказать о Петре… Конечно, папа это сделал бы лучше. Они с отцом были близки всегда. Много лет друг друга знали и любили. Папа Петю любил очень. Глупо говорить, что они одного поколения, это очевидно. Дело не в поколениях, а дело в сходных вибрациях.

Люди разные. Темперамент разный. Жизнь разная. Но какие-то общие вибрации, какие-то общие ощущения были. Папа был интровертом, Петя — экстраверт. Петя — человек восторженно тонкий, и при этом умный, что редкость. Восторженность и ум редко идут вместе.

Петя не хотел стареть. Мне кажется, он боялся этого, не любил и отодвигал это от себя. А папа со старением как-то быстро смирился, уже лет в 50.

Они были и разные, и похожие.

Для меня вопрос в том, знал ли я его и хорошо ли знал? Мы все-таки люди разных поколений.

Я был моложе и хуже понимал Вселенную. Конечно, дистанция между нами существовала. Но Петя мне всегда казался, в общем-то, светлым человеком. Он как-то старался не замечать роковую предопределенность его рода, вообще рок во всех смыслах. Он старался это не замечать как-то с улыбкой. Я не знал у него моментов отчаяния и черноты.

Мне кажется, что у него это, в общем, получалось — не отдаваться потоку времени, не давать ему смывать с себя кожу. Это редкое умение. Нерусское, кстати. Несколько не в нашей культуре. Поскольку культура у нас все-таки «людоедская». Как говорят: пожилых мы, конечно, уважаем, но пора бы им уже готовиться… А он как-то внутри себя противостоял этому.

Петр Меркурьев на съемках фильма «Последний поезд»

«Последний поезд»
(фильм А. Германа-мл., 2003, в роли Крейцера П. Меркурьев)

«Его любила съемочная группа. Иногда он ее «доставал» восторженной радостью, но она его все-таки любила. И он любил группу. И это тоже редкое качество. Для большинства люди — функция. Более важная, менее важная, но функция. А для него — нет. И это тоже редкое умение, редкое качество — знать всех рабочих по именам. Я вот не знал…

Я вообще стараюсь снимать про тонкое в не тонком, в не тонкой Вселенной… И когда я снимал «Последний поезд», я пытался искать это. Но тонкое нельзя воспроизвести. Нельзя. Оно либо присутствует, либо отсутствует. И поэтому Петя… В нем это было: что он точно погибнет в таких обстоятельствах…»

«Трудно быть богом»
(фильм А. Германа-ст., 2013, в роли Гура П. Меркурьев)

«Здесь симптоматичен выбор роли: Гур — Сочинитель, он Поэт, Шут. Гур максимально близок к Румате (Л. Ярмольник). Кино так сделано, что люди там исчезают и появляются, появляются и исчезают. Ткань фильма такая. Папа же все время хотел разрушить какие-то законы: драматургии, восприятия, мироощущения… Эдакий деконструктивизм реальности и попытка реконструкции новой…

Мне кажется, для папы самым важным был выбор актера на роль. А Петя был близким человеком. Папа пытался вкладывать свои мысли, ощущения… С актерами это часто приводило к конфликтам, когда кто-то (например, артист Леонид Ярмольник) не выдерживал напряжения. А то, как Петя делал роль — папе нравилось. И вот они, уже будучи не очень здоровыми людьми, картину делали в счастье. Что-то получалось, что-то не получалось. В сложностях и несчастье по отношению к большому фильму и по отношению ко всему, но в счастье в личных отношениях»

Петр Меркурьев рядом с памятной доской Вс. Мейерхольду, Москва, Брюсов переулок

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ