200 лет со дня рождения Франца фон Зуппе

200 лет со дня рождения Франца фон Зуппе
18 апреля 2019 исполняется 200 лет со дня рождения австрийского композитора и дирижёра, одного из создателей венской оперетты Франца фон Зуппе (1819—1895).

Франц фон Зуппе (настоящее имя и фамилия — Франческо Эцекьеле Эрменеджильдо Зуппе-Демелли, 18 IV 1819, Сплит, Далмация — 21 V 1895, Вена.

Провёл юность в Падуе и Милане. Учился играть на флейте, с 1835 жил в Вене, где занимался теорией музыки и композицией у З. Зехтера и И. Зейфрида; пользовался советами Г. Доницетти. Работал капельмейстером в театрах Братиславы и Вены. Первые произведения Зуппе написаны в традиционной классической форме (в т.ч. опера “Виргиния”, 1837). Под воздействием популярных в Австрии произведений Ж. Оффенбаха Зуппе написал в 1860 одноактную оперетту “Пансионат”, постановка которой ознаменовала рождение венской оперетты. Зуппе — автор свыше 30 оперетт, утвердивших за ним славу основоположника и одного из виднейших представителей венской классической оперетты. Для творческой манеры композитора характерно своеобразное преломление стилистических черт итальянской оперной музыки. Мелодиям Зуппе присущи гибкость и пластика, арии и ариозо отмечены воздействием bel canto (“Боккаччо” и др.). В то же время Зуппе щедро насыщал свои произведения песенными и танцевальными элементами венского фольклора, ритмами вальса и польки. Нередко композитор прибегал к прямому цитированию (студенческие песни в оперетте “Весёлые школяры”, 1863). Блестящий мастер музыкальной драматургии, Зуппе, как правило, сочетал крупные музыкальные сцены (развёрнутые ансамблевые и хоровые номера) с простыми куплетами, сближая оперетту с комической оперой. Широкие масштабы музыкально-драматургических форм в опереттах Зуппе в известной мере противоречили австриской театральной практике, что вызвало нарекания критики в отношении таких произведений Зуппе, как “Фатиница” (1876), “Боккаччо” (1879) и “Донна Жуанита” (1880).

Творчество Зуппе носит известный отпечаток эклектизма. Но пестрота стиля его произведений сглажена неистощимой выдумкой и привлекательностью мелодий. Задорные, обаятельные, легко запоминающиеся, они мгновенно подхватывались слушателями, способствуя широкой популярности оперетт Зуппе. Лучшие произведения Зуппе отмечены разнообразием и жизненностью сценических образов, богатством и изобретательностью музыкальных характеристик. В отличие от И. Штрауса-сына и других венских композиторов, Зуппе использовал в своих сочинениях злободневные, социально-заострённые сюжеты и, подобно Ж. Оффенбаху, тяготел к политической сатире, к язвительному обличению “сильных мира сего”. Во время Революции 1848-49 композитор создал песни для повстанцев и после поражения революции вынужден был некоторое время скрываться за границей.