«1940-1944. Бриттен, Шостакович, Хиндемит, Шёнберг»: концерт в «Зарядье» (21 июня 2022)

«1940-1944. Бриттен, Шостакович, Хиндемит, Шёнберг»: концерт в «Зарядье» (21 июня 2022)
Paul Klee. Ins Nachbarhaus, 1940

21 июня в Малом зале «Зарядья» – программа в двух отделениях «1940-1944. Бриттен, Шостакович, Хиндемит, Шёнберг»: Бенджамин Бриттен – «Семь сонетов Микеланджело» для тенора и фортепиано (1940); Дмитрий Шостакович – Трио № 2 для скрипки, виолончели и фортепиано (1944) – памяти музыковеда Ивана Соллертинского, близкого друга Д. Ш.; Пауль Хиндемит – Струнный квартет № 6 (1943); Арнольд Шёнберг – «Ода к Наполеону Бонапарту» для чтеца, струнного квартета и фортепиано (1942).

Исполнители: Роман Викулов, Михаил Фейман (скрипки), Илья Гофман (альт), Сергей Суворов (виолончель), Екатерина Рихтер (фортепиано), Андрей Капланов (чтец).

«”Семь сонетов Микеланджело” – это вокальная сюита, обладающая драматургическими признаками единого цикла. <…> В “Сонетах” Бриттен предстает не только как драматург (в этом качестве его таланта можно было убедиться и на примере более ранних циклов), но как музыкант, постигающий европейский опыт вокальной лирики, как исполнитель, владеющий законами ансамблевого музицирования. В музыке “Сонетов” мастерство, а быть может, – мудрый расчет Бриттена заключается в аскетической простоте использованных средств. В каждом сонете выдержан один тип фактуры, один фактор музыкальной выразительности становится в нем определяющим». (Из книги Людмилы Ковнацкой «Бенджамин Бриттен»; М.: Советский композитор, 1974)

Что же касается «Оды…», то, как пишет об этом сочинении в своей шёнберговской монографии (М.: Композитор, 2001) украинский музыковед Стефания Павлишин, «в год создания произведения (1942) многие были склонны видеть в нем выражение отношения композитора к завоевавшему Европу фашизму, возможно, даже едкую насмешку над его вождем. Однако текст поэмы Байрона не оставляет никаких иллюзий – сатирическое освещение личности Наполеона воплощает, прежде всего, горькое разочарование автора не в своем идоле, а из-за его падения. <…> В музыкальном воплощении ясно выражены экспрессионистические черты, прежде всего едкая ирония».

«МО»

«Музыкальное обозрение» в социальных сетях

ВКонтакте    Телеграм