You have no items in your cart.
150 лет со дня рождения пианиста Константина Игумнова – профессора и директора Московской консерватории
«Мой исполнительский путь сложен и извилист. Я разделяю его на следующие периоды: 1895-1908 годы – период академический; 1908-1917 годы – период зарождения исканий под влиянием художников и писателей (Серов, Сомов, Брюсов и др.); 1917-1930 годы – период переоценки всех ценностей; увлечение колоритом в ущерб ритмическому рисунку, злоупотребление rubato; 1930-1940 годы – постепенное формирование моих теперешних взглядов. Однако вполне я осознал их и “нашел себя” лишь после Великой Отечественной войны». 1 мая 2023 – 150 лет со дня рождения Константина Игумнова (1873-1948), выдающегося пианиста и педагога, профессора Московской консерватории, ее директора в 1924-1929 годах.
«Ему посчастливилось. Он застал еще в живых Чайковского и Антона Рубинштейна, не раз слушал игру последнего. Он занимался у Зверева, страстного поклонника Антона Рубинштейна, ученика Дюбюка и Гензельта. Он сразу же, как только поступил в консерваторию, попал в класс к Зилоти – большому художнику, служившему живой связью с Николаем Рубинштейном и Листом. Затем он занимался с Пабстом, музыкантом высокой культуры и редкого благородства, близко общался с Танеевым и Сафоновым (одно время учился у них). Именно с помощью своих учителей Игумнов удачно избежал крайностей, сочетал в себе непрестанное стремление к новому с глубоким уважением к опыту предшественников». (Здесь и далее – цитаты из книги Якова Мильштейна «Константин Николаевич Игумнов»; М.: Музыка, 1975)
Далеко не всеядный в исполнительстве («если композитор мне чужд и его сочинения лично мне не дают материала для исполнительского творчества, я не могу включить его в свой репертуар»), Игумнов, с его собственных слов, был сторонником интуитивного подхода к выбираемым сочинениям:
«Когда играешь, вовсе не обязательно знать все формальные особенности произведения, все эти АВС, “шпили”, точки золотого сечения и т. п. Это все средства вспомогательные. Надо прежде всего, и в этом главное, ощущать движение произведения в соответствии с его основным смыслом, как бы “переживать” произведение, познавать его внутреннюю жизнь, а не разлагать его на составные части и потом их слагать».
Об «опасности излишней детализации», о «навязчивом увлечении мелочами, затемняющем представление о более важных вещах» он говорил и своим ученикам, среди которых такие фигуры, как Лев Оборин, Яков Флиер, Исай Добровейн, Наум Штаркман, Яков Мильштейн.
«Никакого способа, системы или рецепта у меня нет. Начинаешь играть вещь, выучиваешь ее, играешь, играешь – вот и весь процесс работы…»
Антон ДУБИН, «МО»