Окончил свой жизненный путь выдающийся немецкий дирижер Курт Мазур

Окончил свой жизненный путь выдающийся немецкий дирижер Курт Мазур

Курта Мазура в России знают и любят. Помнят его исполнения Бетховена, Листа, Мендельсона, Брамса, Малера, Брукнера, Чайковского (им записаны все симфонии этих композиторов), слушают его записи с Дитрихом Фишером-Дискау и Джесси Норман. Из музыки XX века он отдавал предпочтение Шостаковичу и Бриттену, осуществил немецкие премьеры сочинений Губайдуллиной и Шнитке.

Маэстро неоднократно гастролировал в России. Во второй половине 1990‑х, отмечая 50‑летие творческой деятельности, он играл со светлановским ГАСО «Картинки с выставки» в инструментовке С. Горчакова и Пятую симфонию Чайковского. В 2003 исполнил с Национальным оркестром Франции Симфонию Франка, «Вальс» Равеля, Второй фортепианный концерт Прокофьева (солистка Елизавета Леонская) и на бис антракты из «Кармен» Бизе.

Начало карьеры

Курт Мазур родился 18 июля 1927 в нижнесилезском городе Бриг в Германии (сегодня это г. Бжег на территории Польши). В 7 лет он самостоятельно научился играть на фортепиано и стал поглощать все виды музыки с такой жадностью и нетерпением, что семье пришлось отказаться от предварительных планов, связанных с обучением сына профессии электрика. В 1942—1944 учился игре на фортепиано и виолончели в Бреслау (ныне Вроцлав), в 1944—1946 проходил военную службу в национальной милиции «Фольксштурм». В 16 лет получил неоперабельную травму сухожилия правой руки, что сделало невозможной дальнейшую исполнительскую карьеру (в результате этой травмы Мазур всю жизнь дирижировал без палочки). В 1946—1948 продолжил музыкальное образование (композиция и дирижирование) в Лейпцигской высшей музыкальной школе, где впервые встал за профессиональный дирижерский подиум. Получив диплом, до 1953 работал сначала дирижером-репетитором и коучем Ландес-театра в Галле, потом дирижером Эрфуртского Городского театра, Лейпцигской оперы и приглашенным дирижером радиооркестров Лейпцига и Дрездена.

В 1955 был назначен вторым дирижером Дрезденской Штаатскапеллы, в 1958—1960 работал в театрах Мекленбурга и Шверина, в 1960—1964 — главный дирижер берлинской Комише Опер. В 1964—1967 выступает в качестве приглашенного дирижера в Европе, Японии и Южной Америке. В 1967—1970 — главный дирижер Дрезденского филармонического оркестра.

В городе Баха

26 лет, с 1970 по 1996, К. Мазур был главным дирижером Лейпцигского Гевандхаус-оркестра.

В Лейпциге Мазур быстро стал видной общественной персоной, все горожане знали его в лицо и приветствовали на улицах. Детально исследуя исполняемую музыку и жестко контролируя репетиционный процесс, он придал оркестру пышный, насыщенный звук, который идеально подходит для столь ценимого им романтического репертуара.

Он единолично решал все вопросы жизни оркестра, вплоть до приема на работу гардеробщиков и уборщиц. Мазур сумел убедить лидера ГДР Эриха Хонеккера построить новый концертный зал для оркестра: прежний Гевандхаус были уничтожен в ходе бомбардировок союзников. Строительство нового Гевандхауса, открытого в 1981, проходило под пристальным контролем Мазура вникавшего во все мелочи.

Не будучи членом компартии, Мазур был верным сторонником властей ГДР и пользовался их неограниченным расположением. В то время как рядовые граждане годами стояли в очереди на скромное жилье и столь же скромный автомобиль «Трабант», ему был предоставлен комфортабельный дом в Лейпциге и персональный «Мерседес». Ему было разрешено выезжать за границу не только с Гевандхаусом (в 1970—1980‑х оркестр несколько раз играл в Карнеги-Холле в Нью-Йорке), но и по личным контрактам выступать с лучшими оркестрами мира, включая Израильский филармонический, Далласский симфонический, Лондонский симфонический и Кливлендский.

Тем не менее, в конце 80‑х, в период распада социалистического лагеря, Мазур был известен своей оппозиционной позицией и деятельностью. В 1989 во время падения Берлинской стены он активно участвовал в уличных протестах, на которых «выступал за фундаментальные изменения в стране, за свободу и демократию» (как отмечается в телеграмме с соболезнованиями президента Германии Йоахима Гаука вдове музыканта — японской сопрано Томоко Сакураи-Мазур).

Курт Мазур был одним из тех жителей Лейпцига, кто своим авторитетом и влиянием талантливого переговорщика, призывами к миру и спокойствию предотвратил столкновения с полицией и возможное кровопролитие в тот момент, когда десятки тысяч демонстрантов вышли на улицы.

В честь объединения Германии 3 октября 1990 Мазур дирижировал Девятой симфонией Бетховена в Берлине. «Объединенная Германия обязана ему в огромной степени как гаранту спокойствия и мира в переходный период объединения», — говорит министр культуры Германии Моника Груттерс.

Многие в Германии полагали, что Мазур может стать одним из первых посткоммунистических лидеров Восточной Германии, однако музыкант эмигрировал в США. «Я музыкант, а не политик, — сказал он тогда корреспонденту журналу Time Майклу Уолшу. — Я делаю мои заявления в музыке».

Америка

С 1991 по 2002 Мазур — музыкальный руководитель Нью-Йоркского филармонического оркестра: фактически он возродил этот оркестр, вывел его на новый исполнительский уровень. С 2000 по 2007 — главный дирижер Лондонского филармонического оркестра (уступил этот пост Владимиру Юровскому). В 2002—2008 — музыкальный директор Национального оркестра Франции.

Мэтью ван Бесиен, президент Нью-Йоркского филармонического оркестра: «Более всего мы помним убежденность, веру Мазура в музыку как выражение гуманизма. Мы это особенно почувствовали сразу после событий 11 сентября, когда он вместе с оркестром организовал выступления на месте трагедии, исполнив «Немецкий реквием» Брамса, а музыканты оркестра давали многочисленные камерные концерты вокруг Ground Zero (место, где располагались башни Всемирного торгового центра — «МО»)».

В апреле 2012, во время концерта в Париже с Национальным оркестром Франции, Курт Мазур упал со сцены и был госпитализирован. В том же году после отмены нескольких концертов он сообщил на своем персональном сайте, что борется с болезнью Паркинсона.

Мазур был трижды женат и имел в общей сложности пять детей. Его сын от заключенного в 1975 брака с Т. Сакураи — Кен-Давид Мазур — певец и дирижер, постоянный приглашенный дирижер Национального филармонического оркестра России.

Курт Мазур имел огромное количество наград разных стран, в частности, был кавалером немецкого ордена «За заслуги» и французского ордена Почетного легиона. Он оставил обширную дискографию симфонической, оперной и камерной музыки.

Курт Мазур ушел из жизни утром 19 декабря 2015 в возрасте 88 лет в больнице города Гринвича (штат Коннектикут) от осложнения болезни Паркинсона на руках у своей третьей жены. Вечером того же дня Нью-Йоркский филармонический оркестр посвятил памяти маэстро исполнение «Мессии» Генделя. Урна с прахом музыканта была переправлена в Лейпциг — город, который прочно ассоциируется с именем Мазура. 14 января 2016 обер-бургомистр Лейпцига Буркхард Юнг возглавил поминальную церемонию в церкви Св. Фомы в присутствии 450 ближайших друзей и родственников дирижера, после чего в узком семейном кругу состоялись похороны на Южном кладбище Лейпцига.