В ноябре 2015 умер Роберт Крафт — легендарный биограф Игоря Стравинского

В ноябре 2015 умер Роберт Крафт — легендарный биограф Игоря Стравинского
Роберт Крафт и Игорь Стравинский. Фото Sam Falk / The New York Times

.

Каким образом молодой выпускник Джульярда, ученик Пьера Монтё в Танглвуде, не проявлявший, однако, ярко выраженного дарования и даже пытавшийся покончить с собой в армии, смог стать секретарем и ближайшим другом великого композитора, членом его семьи и выстроить в конце концов блестящую универсальную карьеру? Стать известным музыковедом, критиком-публицистом, редактором, востребованным дирижером-практиком, популяризатором музыки позднего средневековья и, как считается, самым достоверным биографом Игоря Стравинского, его musical factotum’ом в американский период жизни и хранителем его наследия после смерти? Случаен ли был выбор Стравинского?

Явление Крафта

Сложно поверить, но при переезде в США, пройдя на общих основаниях через все миграционные процедуры, Стравинский так и не задумался о помощнике американского происхождения. И именно Крафт стал тем человеком, кто предпринял первые успешные шаги на пути сближения с композитором-эмигрантом, инициировав переписку в 1947, когда ему было всего лишь 23 года. Личная встреча произошла год спустя, и практически сразу же между ними возникло притяжение, напоминавшее отношения отца и сына (с собственными детьми от первого брака у композитора в течение всей жизни были сложные отношения).

Планомерность, с которой Р. Крафт входил в творческий процесс, семейный круг и быт И. Стравинского, позволяют рассматривать его личность и действия с точки зрения заранее продуманной стратегии. В сущности, можно даже говорить о проблеме психологии «личности второго плана», которая в условиях тактики «быть рядом с гением» сконструировала не только собственную успешную реальность, но и публично приоткрыла миру реальность своего великого покровителя.

Дружба оказалась не только долгой, но и плодотворной. Поначалу в этом дуэте Крафт исполнял весьма малозначительные роли, однако потом ему удалось «дорасти» до полноправного партнерства. Крафт активно влиял на мироощущение и творческий процесс Стравинского, содействовал дальнейшей трансформации композиторского стиля и смене техники композиции. Именно он пробудил интерес Игоря Федоровича к творчеству Шенберга и 12‑тоновой додекафонной системе, а с другой стороны — к ранней духовной музыке. Именно Роберт составил либретто для таких опусов Стравинского, как «Потоп» (The Flood) и «Проповедь, притча и молитва» (A Sermon, a Narrative and a Prayer).

Творческий союз вылился в огромное количество других музыкальных проектов. В частности, в 1962 состоялись гастроли Стравинского в СССР, где Крафт дирижировал в концертах наряду со своим выдающимся компаньоном. Игорь Федорович написал впоследствии о своем ассистенте: «Роберт Крафт — лучший дирижер моих произведений. Старых, новых и даже тех, которые еще не написаны».

Совместное творчество

Вместе со Стравинским Роберт опубликовал целый ряд книг — беседы на музыкальные темы и не только. Особого внимания заслуживают Conversations with Igor Stravinsky (1959), Memories and Commentaries (1960), Expositions and Developments (1962), Dialogues and a Diary (1963), Themes and Episodes (1967) и Retrospectives and Conclusions (1969). В многотомную эпопею вошли записи разговоров Крафта и Стравинского, монологов композитора, различные интервью, эссе, выдержки из дневников и многое другое. Сейчас трудно сказать, насколько верно все это отражает то, что думал и чувствовал подлинный Стравинский на самом деле; многие склонны считать, что в эти книги Крафт вложил слишком уж много самого себя. На русском языке была издана лишь одна часть этой серии — Dialogues and a Diary — под названием «Игорь Стравинский. Диалоги» (Л., 1971).

Планомерность, с которой Р. Крафт входил в творческий процесс, семейный круг и быт И. Стравинского, позволяют рассматривать его личность и действия с точки зрения заранее продуманной стратегии. В сущности, можно даже говорить о проблеме психологии «личности второго плана», которая в условиях тактики «быть рядом с гением» сконструировала не только собственную успешную реальность, но и публично приоткрыла миру реальность своего великого покровителя.

Дружба оказалась не только долгой, но и плодотворной. Поначалу в этом дуэте Крафт исполнял весьма малозначительные роли, однако потом ему удалось «дорасти» до полноправного партнерства. Крафт активно влиял на мироощущение и творческий процесс Стравинского, содействовал дальнейшей трансформации композиторского стиля и смене техники композиции. Именно он пробудил интерес Игоря Федоровича к творчеству Шенберга и 12‑тоновой додекафонной системе, а с другой стороны — к ранней духовной музыке. Именно Роберт составил либретто для таких опусов Стравинского, как «Потоп» (The Flood) и «Проповедь, притча и молитва» (A Sermon, a Narrative and a Prayer).

Творческий союз вылился в огромное количество других музыкальных проектов. В частности, в 1962 состоялись гастроли Стравинского в СССР, где Крафт дирижировал в концертах наряду со своим выдающимся компаньоном. Игорь Федорович написал впоследствии о своем ассистенте: «Роберт Крафт — лучший дирижер моих произведений. Старых, новых и даже тех, которые еще не написаны».

Вторая половина жизни

Стравинский умер в 1971, и всю оставшуюся жизнь Крафт посвятил изучению, сохранению и популяризации его наследия. Поддерживал довольно близкие отношения с вдовой своего патрона Верой Судейкиной вплоть до ее кончины в 1982; в 1978 вышла их совместная книга Stravinsky in Pictures and Documents. Уход Стравинского побудил почти 50‑летнего Крафта жениться на его медсестре — датчанке Рите Кристиансен; и хотя брак продлился недолго, в нем был рожден сын Александр. Среди других душеприказчиков и потомков Крафта — сестра Филлис Крауфорд, вторая жена, певица и актриса Альва Челауро Минофф, двое приемных детей от этого брака — Эдвард и Мелисса и четверо внуков.

После смерти Стравинского Крафт продолжал много писать, выступать и преподавать. Он дирижировал ведущими коллективами США (оркестры Нью-Йорка, Филадельфии, Чикаго, Кливленда, Сан-Франциско, Лос-Анджелеса, Сент-Луиса, Миннеаполиса), сотрудничал с оркестрами стран Европы и Южной Америки, Канады, Мексики, Австралии, Новой Зеландии, Японии, Кореи. Провел американские премьеры «Воццека» и «Лулу» Берга, «Кардильяка» Хиндемита, а также поздних сочинений Стравинского, написанных в додекафонной технике: «Агон», «Потоп», «Интроит» памяти Т. Эллиота, Вариации памяти О. Хаксли, Vom Himmelhoch, «Авраам и Исаак», Requiem Canticles («Заупокойные песнопения»). Читал лекции и давал мастер-классы в качестве приглашенного профессора во многих университетах.

Р. Крафт оставил обширную дискографию. В основном это сочинения Стравинского, но также Баха, Дебюсси, Шенберга, Веберна, Вареза, Булеза и других композиторов ХХ века. Впервые издал в грамзаписи полное собрание сочинений Веберна (1957). Также исполнял и записывал музыку XVI—XVII вв., в т. ч. Джезуальдо (мадригалы и мотеты, 1961) и Монтеверди («Вечерня Девы Марии», 1967). В 1991—2011 под руководством Крафта на лейбле Naxos выходило собрание сочинений Стравинского (всего 12 «томов»). В 1996 он впервые записал с лондонским оркестром «Филармония» первоначальную авторскую версию «Жар-птицы» (1910).

Дважды обладатель Grand Prix du Disque Музыкального фестиваля в Каннах (Франция), а также премии Эдисона (Нидерланды).

В первой половине 1980‑х Крафт выпустил трехтомную Избранную переписку Стравинского, а в 2002 увидели свет его итоговые мемуары — An Improbable Life, где Роберт рассказал о своей жизни до, во время и после дружбы со Стравинским и о том взаимовлиянии, которое было между ними.

Р. Крафт скончался 10 ноября 2015 в возрасте 92 лет в своем доме в Галф-Стриме (штат Флорида) и был похоронен в Венеции на кладбище острова Сан-Микеле — участок рядом с могилой Стравинского он приобрел вскоре после похорон великого композитора.

Персональный сайт Роберта Крафта: www.robertcraft.net