«Окно в мир можно закрыть газетой»

14 объектов Андрея Устинова и «МО»
«Окно в мир можно закрыть газетой»

1. «Окно в мир можно закрыть газетой»

Главный объект — вся выставка. Пространственное освоение залов, ее драматургия и структура, по сути, создают мега-инсталляцию.

2. «Время осени. Живое время»

Стопа из пачек газет. Газетный постамент завершают яблоки с метрономом, отсчитывающим время. Вечное время. Время вечности. Время прислушаться. Войти в ритм и услышать свое время. Метроном — производства Чехословакии. Изобретатель И. Мельцель (1772—1838). Яблоки красные «Апорт», 5 кг

3. «Страна по имени “МО”»

Буквы «М», «О» и цифры «2», «5» — пенокартон крашеный красной краской. Цвет логотипа «МО». Высота букв и цифр — 1 м 30 см

4. «Человек-газета»

Манекены— всего 8: 3 женских и 5 мужских, высота 180 см. Стремительно идущий, строго стоящий, быстро бегущий, терпеливо ждущий, напряжено сидящий… Мечтательная, скромная, вызывающая… Люди с планеты «газета».

5. «Золотая газета»

В центре рамы — «Золотой экземпляр» газеты «Музыкальное обозрение» Вокруг нее расположено по кругу восемь номеров газеты «МО» разных лет. В том числе самый первый, 1989 года, и последний, 370‑й, юбилейный, 2014 года. Золото — символ вечности, блеска, мудрости и знания, энергии огня, небесный свет, символ любви и верности. Дары волхвов Иисусу: ладан, смирна и золото. Золотое яблоко, золотая звезда, золотое правило, золотое сечение, золотая середина, золотой диск, золотые слова…

6. Коллажи

«Территория музыки. INVENTIONS I». 13 листов.

С 1994 по 2004 было сделано свыше 70 листов. Все они были опубликованы на первых полосах газеты.

В 1998 из них была сформирована првая выставка. Выставочный проект газеты колесил по городам России (Магнитогорск, Сургут, Вологда, Краснодар, Иваново, Петербург, Волгоград, Уфа, Самара, Магадан, Петропавловск-Камчатский, Владивосток, Костомукша, Ханты-Мансийск, Саратов и др.).

В зависимости от задачи и экспозиционных площадей создавались форматы и их последовательность.

29 коллажей опубликовано в альбоме: Андрей Устинов «Территория музыки. Inventions-II» (2008).

7. Видео-арт и видео-хроника проекта «Территория музыки. Inventions-II»

Проекты, сделанные для фойе 4 яруса саратовского театра оперы и балета. Был издан альбом: Андрей Устинов «Территория музыки. Inventions — II» (2008). При участии и содействия Владимира Динеса и Ильи Кияненко.

8. Фотографии «Instrumentarium»

6 фотографий из альбома: Андрей Устинов «Instrumentarium» (2014) 100х75 см.

Первые полосы газеты «МО» в 2007—2014. Клавиши, струны, флейты, кларнеты, литавры, трубы, тромбоны, в своем блистательном гордом великолепии, без человека, отгородившись от него. Мир музыкальных инструментов, жесткий, холодный, загадочный, неприступный и закрытый. Государство, словарь которого стоит библиотеки языков. Беззвучно звучащий — Instrumentarium.

9. Инсталляция «Газета — лэнд»

Организованное пространство, которое состоит из нескольких объектов, обклеенных газетами или созданных из газеты.

«Океан — газета»

Первоначальные воды, хаос, бесформенность, бесконечное движение. Это источник всякой жизни, заключающий в себе все потенции, сумма всех возможностей, непостижимое, море жизни, которое предстоит пересечь.

Манящая зовущая и пугающая неизвестность. Сила преодоления. Смелость и страх. Неистовая стихия, смывающая острова и города. Шторм. Штиль. Глубина. Необозримость.

«Глобус — газета»

Целостность, глобальность, бесконечность, вечность мира. Времени жизни и бессмертие. «Идея» Земли. Часть вселенной у нас на столе. Путешествие вокруг света. А она круглая… И летит по просторам вселенной, а мы на ней вообще не видны, но свое место мы все-таки ищем.

Изобретатель глобуса, географ и путешественник Мартин Бехайм назвал его «Земным яблоком».

«Дом-газета»

Вселенная, космос. Род, тело, храм. Обжитое человеком пространство. Место рождения и возвращение. Безопасность, постоянство. Твердыня, убежище, замкнутость и защита. За его порогом — мир. Дом молитвы. Дом мудрости.

«Корабль — газета»

Корабль сливается с перевозимым «объектом» — светилами, телом человека или другим физическим телом. Корабль сливается с океаном. Океаном-газетой. «Парусник человеческой жизни». Символ путешествия. Пересекая границы, достигнуть иных миров. Переправа, пересечение. Бессмертие, смерть, воскресение из мертвых. Жизнь человека, судьба, жизненный путь.

Мысль, знание. Приключение, экспедиция, выход в открытое море жизни.

Конечность пути, достижение цели. Кораблик сделан из газеты как складывают дети оригами. Можно носить как шапку с глобусом и домиком в левой и правой руках.

10. «“МО” — везде и всюду»

Глобальный флешмоб — 21 коллаж с использованием букв и цифр из аббревиатуры «МО‑25», отмечающие 25‑летие газеты.

Летят самолеты, плывут пароходы, идут поезда, работают гаджеты, танцуют балерины, падают осенние листья, стынет чашечка утреннего кофе. Послание не слышащим — язык глухонемых. В горах, под ногами, в домах, звучит и сияет, в городах и по всей огромной стране и планете.

Спецпроект при участии Екатерины Василевой, Артема Золотарева, Анастасии Чурсиной, Ксении Новосельцевой.

11. «Постоим, поиграем? Пульты»

25 пультов с чистыми листами разного формата.

Чистые листы белой бумаги, разной формы, разных размеров, на разных местах, на разной высоте. Пустота белой бумаги в границах формы и места.

Неформатное ожидание. Ожидание начала, предвкушение. Неизвестность. Вызов. Невинность, непорочность. Белые ангелы — предвестники начала. Останавливает, заставляя вслушаться и вглядеться в себя в неизвестности…

Сначала был белый, чистый лист…

12. «Присаживайтесь, почитаем»

Два стола, стулья. Манекен сидит на стуле и приглашает к чтению. Зона изучения газеты. Представлены: подшивка номеров за последние 5 лет, альбомы А. Устинова «Instrumentarium» и «Территория музыки. Inventions-II», сборник «Международный конкурс им. П. И. Чайковского». Путеводитель по выставке.

13. «Стена-газета»

Стена сделана из двух высоких конструкций, перпендикулярных друг другу. Создана из печатных листов газеты, выпущенной в разные годы.

Преграда и вознесение. Порог. Между внешним и внутренним. Между живыми и мертвыми. Что за ней? Стена — символ стойкости и постоянства, незыблемости и неприступности, защиты и опоры. «Как за каменной стеной» Стена позора. Стена памяти. Ограничение, непреодолимая преграда и разделение. «Стена непонимания», «Отгородиться стеной».

Стена Плача — в течение многих веков является символом веры и надежды многих поколений евреев, местом их паломничества и молитв.

Великая Китайская стена — построена в конце III века до н. э. В 1961 году возведена Берлинская стена. Разрушена в 1989 году, в год рождения газеты «Музыкальное обозрение». Разрушение как знак воссоединения.

Корейская стена, отделяющая Южную Корею от Северной. Кремлевская стена — в Москве.

Фотографии раскрывают историю «МО»: первый состав редакции, люди, встречи, посиделки, пресс-конференции, составы «МО» разных лет. Рядом со стеной — витрина. На ней представлены: трафарет, по которому отпечатывался юбилейный логотип на асфальте московских осенних улиц; буклеты фестивалей газеты.

На перпендикулярной стене — коллективные фото редакции последних лет, сделанные в студии. Фотограф Елена Смирнова.

На стене сделаны три тематических «острова» из фотографий, посвященных основателям газеты.

Петр Меркурьев (1943—2010) — сын Василия Меркурьева, внук Всеволода Мейерхольда, один из основателей газеты «Музыкальное обозрение». Музыковед, актер, общественный деятель. В газете работал с 1990 по 2010 годы. Фотографии из личного архива и архива газеты: кино-пробы, семья, домашние фотографии, фотографии Всеволода Мейерхольда, с которым у Петра Васильевича поразительное сходство, фото с Андреем Устиновым.

Борис Диментман (1929—2014) –один из основателей газеты. Лингвист, педагог, директор школы, председатель Комиссии по музыкально-эстетическому воспитанию детей, ответственный секретарь Союза композиторов СССР. В газете работал с 1992 по 2012 годы.

Тихон Хренников (1913—2007) — композитор, общественный деятель, Первый секретарь Союза композиторов СССР (1948—1991), основатель газеты в далеком 1989 году.

14. «Вселенная “МО”: Подсознание и сознание, написанное и ненаписанное»

Куб, сложенный из номеров газеты за 25 лет (140 пачек газет). Выбрасывает из себя наверх и в разные стороны мир, время, вечность, музыку, буквы (молекулы слова), слова и клавиши. Евангелие от Иоанна («Вначале было Слово, и Слово было у Бога…»), деньги, маски, инструменты, часы, деньги, руки, уши, алфавит, марионетки, памятники и бюсты.

Полет над временем и историей. Мир музыкального журналиста. Критика. Редактора. Законсервированная музыка и «мертвый» алфавит, интриги и стратегии как в шахматной игре. Битвы текстов, мыслей, позиций. Среди слов, масок, тишины. В ожидании Духа и вдохновения.