Николай Корндорф. «Очень интересно жить…»

Николай Корндорф. «Очень интересно жить…»

Николай Сергеевич Корндорф (1947–2001) — фигура мощная, харизматичная, легендарная. Музыкант поистине ренессансного масштаба: композитор, дирижер, педагог; аналитик и музыкальный писатель, мастерски владевший словом, слогом, стилем; великолепный знаток оркестра; эрудит, ориентировавшийся в самых разных областях знаний — науке, культуре, искусстве, спорте; энергичный общественный деятель (в 1978–1983 занимал пост председателя Творческого объединения молодых композиторов Москвы, в 1990 активно участвовал в работе АСМ-2). Человек редкого обаяния. Лидер своего композиторского поколения. Только в наши дни становится очевидным истинный масштаб и значение этой многогранной личности для современной музыкальной культуры.

Корндорф скоропостижно скончался 30 мая 2001 в Канаде, в Ванкувере, где жил после отъезда из СССР в 1991. Интерес к его творчеству на родине начал возрастать лишь спустя десять лет после его безвременного ухода. В последние годы Московская консерватория, с которой Корндорф был связан четверть века как студент, аспирант и педагог, инициировала крупные акции его памяти: это 1-й Международный фестиваль «Неделя памяти Николая Корндорфа» (май 2011, 6 концертов, в которых было исполнено 8 сочинений композитора, некоторые — по 3–4 раза), «Корндорф-марафон» (18 февраля 2013 в Рахманиновском зале, прозвучали 6 сочинений), российская премьера Третьей симфонии в исполнении Симфонического оркестра МГК п/у А. Лазарева (октябрь 2015, концерт в рамках абонемента № 1 сезона 2015/2016 БЗК к 150-летию вуза).

Николай Корндорф. Материалы. Статьи. Исследования. Ред.-сост. Е. Николаева, И. Вискова, Г. Аверина
М., НИЦ «Московская консерватория», 2015. – 296 с. – Тираж 300 экз.

Сборник «Николай Корндорф: Материалы. Статьи. Воспоминания» (НИЦ «Московская консерватория», 2015) возник как естественное продолжение этого музыкального ряда. Редакторы-составители — доценты Е.А. Николаева и И.В. Вискова, при участии вдовы композитора Г.Ю. Авериной, подготовили издание на основе материалов научной конференции и круглого стола, проходивших в 2011.

Сборник имеет своеобразную четырехфазную структуру. В первой части («От первого лица») приведены тексты самого музыканта: аналитические и методические статьи воспоминания, переписка. Во второй и третьей — воспоминания о личности и статьи о творчестве. Финал (список музыкальных сочинений, библиография, дискография) выполняет функцию «каталогизирующего» обобщения.

Поэтапное воссоздание феномена художественной картины мира Николая Корндорфа позволяет сформировать целостное представление о нем как о художнике и мыслителе.

При чтении книги, пожалуй, самым захватывающим оказывается процесс реконструкции  мысли о музыке: взгляд композитора на историю и современность, рефлексии по поводу понятий «авангард» и «андерграунд», замечания о роли дирижера и разработка методики анализа современной оркестровой партитуры. Собрание впервые публикуемых авторских текстов — эссе, интервью, статей — включает и фрагменты переписки (с матерью, В. Екимовским и Ф. Караевым), поражающие не только глубиной и всеохватностью обсуждаемых тем, но и артистизмом живого слова.

Воспоминания В. Тарнопольского, Ф. Караева, А. Вустина, Г. Григорьевой, И. Висковой, А. Левина, С. Вилюмана (Дмитриева), Д. Михалека, М. Катунян воскрешают множество деталей биографического плана, охватывая пространный временной диапазон жизни композитора: от периода обучения в Мерзляковском училище (1960-е годы) до последнего десятилетия (1990-е годы), когда, уже постоянно проживая в Канаде, он дважды приезжал в Москву, встречался с друзьями, коллегами, учениками.

Аналитический блок текстов — статьи Е. Чигаревой, Ю. Пантелеевой, П. Скороходова, Т. Уилсон — содержит интересные наблюдения над особенностями поэтики индивидуального стиля и музыкально-композиционного процесса Корндорфа. Исследования И. Барсовой и А. Демидовой посвящены обзору его научно-методической и дирижерской деятельности. В этот же раздел включена публикация Г. Авериной, адресованная истории создания «…si muove!» — одного из центральных сочинений композитора в жанре инструментального театра (для инструментального ансамбля, певцов, актеров и двух танцевальных пар — академической и русской народной).

«Очень интересно жить…» — эта реплика из письма Николая Сергеевича к матери воссоздает образ энергичного человека, открытого поиску и эксперименту, не устающего узнавать и учиться, умеющего ценить каждый прожитый миг.

P.S. В сентябре 2017 в Московской консерватории состоится II Международный конгресс общества теории музыки, одна из секций которого будет посвящена 70-летию со дня рождения Николая Корндорфа.

Елена Николаева