Быть или не быть: классическая музыка «здесь и сейчас»

Быть или не быть: классическая музыка «здесь и сейчас»

В океане массовой культуры

В третьем тысячелетии под влиянием интернета стало затруднительно четко и однозначно разделить культуру на элитарную и массовую. Поэтому самым перспективным для нашего академического сообщества — вслед за зарубежными коллегами — становится выяснение того, как живет классическая музыка в океане массовой культуры, по каким законам она функционирует, что нарушает; уходит или прибывает в результате этого уже устоявшегося сосуществования или даже симбиоза?

Эти вопросы пытается решить в своей монографии кандидат культурологии, старший научный сотрудник Государственного института искусствознания Дарья Журкова. Книга вышла в издательстве «Новое литературное обозрение», чья репутация в научном мире высока и устойчива. Все книги «НЛО» претендуют на новый взгляд на известные предметы/явления/персоны, использование современных научных методов анализа, активное внедрение в мировую науку, междисциплинарный подход в исследованиях и, как результат — создание (конструирование) своего интеллектуального читателя. Издательство тщательно подходит к выбору музыкальных тем и авторов. Фактически до монографии Д. Журковой только единожды (в 2014) «НЛО» выпустило фундаментальное исследование по музыкальной советике доктора искусствоведения М.Г. Раку.

Массовую музыкальную культуру в отечественных профессиональных музыковедческих кругах не любят. Точнее, просто не замечают. И это при том, что в вузах есть курс «Массовая музыкальная культура», введенный еще в конце 1980-х – начале 1990-х. И даже несмотря на то, что диссертации о массовой музыкальной культуре защищались и в советское время: например, о советской песне, или же о музыке в советском кинематографе. После 1990-х, казалось, должен быть бурный всплеск научного интереса к этому феномену, во многом табуированному советской идеологией. Но этого не произошло. Хотя диссертации небольшим числом выходят, редкие конференции бывают, одинокие статьи публикуются. Примечательно, что сейчас этим локусом занимаются преимущественно исследователи «поколения 30-летних», чье понимание и отношение к массовой культуре иное, нежели у их маститых коллег.

Дарья Журкова. Искушение прекрасным. Классическая музыка в современной массовой культуре.
М.: Новое литературное обозрение, 2016. 320 с. Тираж 1000 экз. (Серия «Очерки визуальности»)

Культурологическая лакуна?

Почему же столь обширный и абсолютно незадействованный ранее в науке пласт музыкальной культуры не становится привлекателен для российского музыкознания? Причин много. Во-первых, исторически сложившееся научное мнение, что массовая музыкальная культура недостойна внимания приличных людей, тем более — ученых. Во- вторых, объективная сложность анализа этого явления, которое имеет чрезвычайно подвижный и текучий характер и живет только «здесь и сейчас». В-третьих, принципиальная нерасчлененность этого феномена на чисто музыкальный и иные элементы — визуальный, социальный, психологический, исторический etc.

Вновь сошлемся на западную (преимущественно англоязычную) музыкальную науку, в которой исследования массовой музыки и культуры в самых разных версиях существуют давно (со времен Дж. Гершвина и голливудских мюзиклов). А в XXI веке этот ракурс можно считать ведущим: авторы анализируют имиджи поп-звезд, этнически-фольклорные ансамбли диаспор в концертных практиках современных мегаполисов, киномузыку во всех ее жанровых трансформациях, музыкальный кроссовер. Естественно, что и методология анализа в этих исследованиях обширна, разработана и устоялась, что позволяет «ихним» научным неофитам смело браться за вожделенную проблему в этой области.

К сожалению, в нашей науке методологическая основа таких исследований отсутствует, потому научная молодежь в России занимается поиском чужих идей или же вынуждена изобретать свои. Хотя, как известно, самое сложное в науке — это изобретение метода анализа, адекватно описывающего и решающего проблему-гипотезу. И, как правило, это дело мэтров науки, особенно в гуманитарных областях знаний.

Иерархия внутри модели

Работу Д. Журковой по праву можно считать прорывом в российской научной историографии о взаимоотношениях массового и элитарного в музыкальной современности. Сферой внимания молодого исследователя стали пять массовых культурных и культовых пространств, где существует и классическая музыка: кино, реклама, интернет, клип и повседневность (т.е. места, где музыка звучит фоном). Каждому из этих локусов отведена целая глава, за исключением кино, удостоенного повышенного внимания и отдельной части из четырех глав.

Самой сильной стороной этой книги является создание единой, непротиворечивой модели функционирования классической музыки сейчас, в новых условиях. Автор обозначает не только места обитания классической музыки в наши дни, но и создает их некую иерархию: от фоновой повседневности — через коммерческую рекламу, современный клип, выходя в область концерта/музыканта в виртуальном пространстве и, затем приходя к массовому кинематографу, где в центре внимания оказываются образы музыкантов, музыкальные инструменты и оперный театр.

Автор с симпатией и вниманием относится к своему потенциальному читателю. На это указывают и внутренне разделы каждой из глав. Например, в первой главе «Классическая музыка как фон повседневности» имеется четыре таких фрагмента со своими подзаголовками: «Феномен массового слушателя» (с. 19), «Облагораживание пространства и времени» (с. 23), «Сопровождение работы и досуга» (с. 29), «Музыка и гаджеты» (с. 37). Эти заголовки — своеобразные гиперссылки, даже хэштеги, которые фиксируют базовые мысли исследователя.

Стиль изложения аккуратно балансирует между научно-академическим, где много причинно- следственных связей, классификаций, сносок и ссылок (в том числе на англоязычные работы), и научно-популярным изложением, когда есть закавыченные слова, передающие эмоцию, игра смыслами, образные заголовки. Последнее особенно показательно для шестой главы об оперном театре в кино, где все заголовки нарочито эпатируют: «Эффект Золушки» (с. 229), «Ловушка киллера» (с. 231), «Корабль дураков» (с.238). Культурный шок у читателя, вероятно, может вызвать самая последняя глава — и в этом тоже можно увидеть психологический умысел автора: взбодрить внимание аудитории, подуставшей уже к 279-й странице текста. В этой главе Д. Журкова предлагает рассмотреть классическую музыку во взаимодействии с… насилием и жестокостью, т.е. качествами, которые имманентно считаются несоотносимыми с высоким искусством вообще, а академической музыкой в особенности. Соединяя несоединимое, заголовок также выглядит как оксюморон или же нелепость (по выбору читателя): «Убийственная сила музыки — мир насилия и высокого искусства» (с. 279).

В книге заботливо приведены списки использованных для анализа рекламных роликов – продуктов питания, техники, ювелирных изделий и др., клипов и фильмов. Есть интересные фотоматериалы, иллюстрирующие авторские выводы, жаль только, что в черно-белой версии.

Без сомнения, наибольшую дискуссию в научном сообществе и среди читателей этой книги вызывают выводы автор, с которыми можно спорить, но невозможно не согласиться: «Массовая культура приучает публику воспринимать классическую музыку в парадигме всеобщей развлекательности или рекламы, борьбы за высокий общественной статус, высокое место в социальной иерархии. Классика становится элементом общего шоу… Массовая культура освобождает аудиторию от духовных обязанностей по отношению к классической музыке и приучает возможности манипулировать классикой…» (с. 306). Такой вывод вполне можно назвать большим культурным «вбросом», если воспользоваться интернет-сленгом.

Показательно, что обложка этой книги (художник Е. Габриелев) полностью подтверждает вывод. На ней изображены основные элементы Dolce vita: красный автомобиль на фоне моря и облачный красно-золотистый (в тон машине и пляжу) закат.

После выхода книги тиражом 1000 экз. оказалось, что тема «элитарное vs массовое» на уровне музыки весьма востребована сегодня. Дарья Журкова уже прочла несколько лекций в Москве и Казани и дала интервью ряду СМИ. В журнале «Знамя» № 2 за 2017 вышла обширная рецензия историка и журналиста Михаила Ефимова.

Диалог продолжается — кто следующий?

Любовь Купец

Дарья Александровна Журкова — выпускница Петрозаводской государственной консерватории им. А.К. Глазунова по специальности фортепиано, имеет степень Master of Arts in Cultural management, with Merit (Российско-британский поствузовский университет. Московская высшая школа социальных и экономических наук). Окончила аспирантуру Государственного института искусствознания, где в 2012 защитила кандидатскую диссертации «Классическая музыка в современной массовой культуре России» (науч. рук. доктор культурологии Е. Сальникова). В настоящее время — старший научный сотрудник сектора медийных искусств ГИИ (Москва).