Крещенский фестиваль в Новой опере: «Главный дирижер»

Крещенский фестиваль в Новой опере: «Главный дирижер»
Шестой Крещенский фестиваль пройдет в Новой Опере с 15 января по 3 февраля 2019 года. Его тема — «Главный дирижер» — подсказана самой судьбой театра. В истории музыки известны два случая, когда театр строился именно для дирижера: Байройт — для Рихарда Вагнера, Новая Опера — для Евгения Колобова.

Особенность нынешнего фестиваля — участие в нем сразу нескольких дирижеров моло-дого и среднего поколения, представляющих музыкальные театры и оркестры России. Это главный дирижер Ростовского академического симфонического оркестра Валентин Урюпин (концертное исполнение оперы «Жизнь за царя» М.И. Глинки, 15 января), главный ди-рижер Башкирского государственного театра оперы и балета Артем Макаров («Мадам Бат-терфляй» Дж. Пуччини, 30 января). Впервые в истории Крещенского фестиваля сразу два молодых маэстро — дирижер Самарского театра оперы и балета Андрей Данилов, главный дирижер Ульяновского оркестра «Губернаторский» Илья Дербилов, — возглавят заключи-тельный Гала-концерт (3 февраля).

По традиции, Крещенский фестиваль представляет и специальные проекты. Первый из них — Реквием и Месса до-минор В.А. Моцарта под управлением итальянского маэстро, худо-жественного руководителя ряда фестивалей, основателя и художественного руководителя Калабрийского филармонического оркестра Филиппо Арлиа (19 января). Второй — кон-цертное исполнение оперы «Проданная невеста» Б. Сметаны под управлением Феликса Коробова (23 января). Маэстро связан с театром особенными, по-настоящему родственны-ми узами: именно Коробов в 2004 — 2006 годах был первым главным дирижером Новой Оперы постколобовскойпоры, поставил ряд спектаклей, осуществил концертные премьеры. В настоящее время главный дирижер Московского академического музыкального театра имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко является приглашенным дириже-ром нашего театра. Второй год подряд на Крещенском фестивале маэстро Коробов обраща-ется к редко звучащей в России опере (в 2018 году под его управлением прошла концертная версия «Марты» Ф. Флотова).

Символично участие в фестивале маэстро c высочайшей репутацией оперного дирижера, главного дирижера Одесского национального академического театра оперы и балета Алек-сандра Самоилэ. Вместе с основателем Новой Оперы Евгением Колобовым они учились в дири-жерском классе Марка Павермана в Уральской государственной консерватории имени М.П. Мусоргского. Однако сотрудничество Александра Самоилэ с нашим театром началось лишь в 2013 году, с постановки «Пиковой дамы» П.И. Чайковского. 1 февраля под управлением маэстро Самоилэ пройдет «Набукко» Дж. Верди (постановка Андрейса Жагарса, 2006).

Главный дирижер театра Новой Оперы Ян Латам-Кёниг встанет за пульт как музы-кальный руководитель спектаклей «Фауст» (опера Ш. Гуно в постановке Екатерины Одеговой, 18 января), «Пассажирка» (опера М.С. Вайнберга в постановке Сергея Ши-рокова, 26 и 27 января). Спектакль «Пассажирка» театр посвящает памяти инициатора и продюсера постановки Иосифа Давыдовича Кобзона (1937 — 2018).

Опера Мечислава Вайнберга «Пассажирка»

В рамках Крещенского фестиваля 2019 года Новая Опера представляет оперу Моисея (Мечислава) Вайнберга (1919 — 1996) «Пассажирка» в постановке Сергея Широкова. Спектакли пройдут 26 и 27 января 2019 года. Показ 26 января Новая Опера посвящает памяти инициатора и продюсера постановки, Народного артиста СССР Иосифа Кобзона (1937 — 2018).

Премьера «Пассажирки» в Новой Опере 27 января 2017 года одновременно стала и первым воплощением оперы Вайнберга на московской сцене. Дата была выбрана не случайно: по решению Генеральной ассамблеи ООН, с 2006 года 27 января отмечается Международный день памяти жертв Холокоста.

Для Моисея Вайнберга, бежавшего из захваченной нацистами Польши в СССР, Холокост стал глубокой личной драмой: вся его семья погибла в концлагере Травники. Писатель и журналистка Зофья Посмыш (р.1923) — узница Освенцима. По её воспоминаниям, сюжет, ставший радиопостановкой «Пассажирка из каюты 45», а затем и повестью «Пассажирка» (литературная основа оперы Вайнберга), пришел в самый неожиданный момент: на Площади Согласия в Париже голос немецкой туристки вернул ее в лагерное бытие… Действие повести и оперы разворачивается в двух временных планах: в послевоенные годы (на борту океанского лайнера) и в годы Второй мировой войны, в Освенциме. Неожиданная встреча бывшей узницы и бывшей надзирательницы становится завязкой трагической истории, в которой воспоминания обретают силу реальности.

Мечислав ВАЙНБЕРГ

У оперы Вайнберга — трудная судьба. Сочинение создавалось по заказу Большого театра, однако в разгар репетиций было запрещено советской цензурой. Лишь в декабре 2006 года (через 10 лет после смерти композитора) в Москве состоялась премьера полуконцертной (semi-stage) версии (дирижер Вольф Горелик). В феврале 2010 года концертное исполнение прошло в Новосибирске. Но настоящее триумфальное шествие «Пассажирки» началось после сценической премьеры на фестивале в Брегенце (июль 2010; режиссер Дэвид Паунтни, дирижер Теодор Курентзис). В октябре того же года опера Вайнберга была поставлена в Варшаве, затем последовали спектакли в Лондоне (2011), Мадриде (2012), Карлсруэ (2013), Хьюстоне (2014; позднее в том же году эта версия гостила на фестивале в Линкольн-центре, Нью-Йорк), Чикаго и Франкфурте-на-Майне (оба — 2015). В сентябре 2016 года опера впервые в нашей стране была поставлена в Екатеринбурге. Ныне «Пассажирка» триумфально шествует по мировым сценам, и её успех, в значительной степени, усилил интерес к Вайнбергу как к пропущенному гению минувшего столетия.

«Пассажирка» стала одним из первых и убедительных воплощений темы Холокоста в мировом искусстве, причем в то время, когда сама тема лишь формулировалась по-настоящему, а в некоторых странах (в частности, СССР) была, фактически, под запретом. Сегодня «Пассажирка» осознается как важнейшая страница художественного осмысления Холокоста, прочитывается в контексте как европейского, так и советского искусства. Трагедия еврейского народа — Холокост — становится всеобщей трагедией. Концлагерь предстает моделью мира, в котором живут дети разных народов, и все они — и палачи, и жертвы — оказываются божьими детьми. Не случайно во многих постановках (в том числе версии Новой Оперы) герои поют на языке своего народа (в то время как оригинальное либретто Александра Медведева и Юрия Лукина написано на русском).

Музыкальный руководитель постановки — главный дирижер Новой Оперы, лауреат Российской Национальной театральной премии «Золотая маска» Ян Латам-Кёниг.

Автор идеи, режиссер-постановщик Сергей Широков известен своими проектами на телеканале «Россия» («Новогодний Голубой огонёк на Шаболовке», телевизионная премия «ТЭФИ», Международная национальная премия имени К.С. Станиславского), а также на крупнейших концертных площадках страны. В разное время он сотрудничал с такими звездами академической и популярной музыки, как Александра Пахмутова, Владимир Федосеев, Иосиф Кобзон, Дмитрий Хворостовский, Монсеррат Кабалье, Рене Флеминг, Лара Фабиан, Эмма Шаплин, Алла Пугачёва и другие. В ноябре 2018 года Сергей Широков стал режиссером-постановщиком концерта «…Надо жить на свете ярко!», который Новая Опера посвятила 90-летию поэта Николая Добронравова.

Сергей Широков: «Миссия нашего спектакля, в сущности, сформулирована в эпиграфе оперы — словах Поля Элюара: «Если заглохнет эхо их голосов, то мы погибнем…». Мы обращаемся, прежде всего, к молодым людям, которые не знают тех обстоятельств, того ужаса, и хотим рассказать им эту историю современным языком. «Пассажирка» — это колоссальное эмоциональное напряжение, это абсолютно «прямое» высказывание, иногда очень трогательное и даже сентиментальное, а в некоторые моменты — безумно жестокое.  Это почти античная драма —  очень ясная, несмотря на сложность оркестровой фактуры и сверхэспрессию вокальной речи».

Сценограф спектакля — Лариса Ломакина, художник по костюмам — Игорь Чапурин.

Постановка Новой Оперы стала выдающимся художественным событием, вызвала огромный общественный резонанс. 17 февраля 2017 года спектакль почтила своим присутствием госпожа Зофья Посмыш. По общему мнению критики, синтез элементов кино-, телережиссуры и эстетики собственно музыкального театра придал спектаклю особую достоверность. Высокую оценку заслужила и музыкальная сторона постановки.
«Работу артистов в этом спектакле невозможно назвать игрой, это коллективный опыт проживания ужаса, погружения в боль, в кошмар бессмысленного уничтожения жизней» (Ирина Муравьева, «Российская газета»).

В 2018 году группа создателей спектакля — режиссер-постановщик Сергей
Широков, исполнители главных ролей Наталья Креслина, Валерия Пфистер и Дмитрий Пьянов — стали лауреатами Премии города Москвы в области литературы и искусства.

26 и 27 января за дирижерским пультом — музыкальный руководитель постановки, главный дирижер Новой Оперы Ян Латам-Кёниг.