К 120-летию композитора и ректора Московской консерватории Виссариона Шебалина (1902—1963)

К 120-летию композитора и ректора Московской консерватории Виссариона Шебалина (1902—1963)

11 июня исполнилось 120 лет со дня рождения композитора, педагога, общественного деятеля Виссариона Яковлевича Шебалина. 18 июня его произведения в исполнении Омского академического симфонического оркестра под управлением Дмитрия Васильева будут звучать в ходе музыкального open air марафона «СимфоПарк». А в программе концерта-открытия следующего сезона Омской филармонии, 16 сентября, анонсирована Оркестровая сюита № 2, ор. 22 Шебалина.

Талантливый музыкант, Виссарион Шебалин оставил значительный след в советской музыкальной культуре. Он родился в Омске в семье учителей. Окончил Классы фортепианной игры в Омске, затем Омское музыкальное училище (ныне носит его имя) по классу композиции М. И. Невитова. В годы учебы в Омском сельскохозяйственном институте написал свое первое сочинение – Скерцо для симфонического оркестра.

Событиями, сыгравшими решающую роль в творческой судьбе юного композитора, стали переезд в Москву и поступление в 1923 в Московскую консерваторию в класс Николая Мясковского.

Шебалин был членом АСМ (Ассоциации современной музыки), входил в так называемый «Ламмовский кружок» – неформальное объединение московских музыкантов, группировавшееся вокруг Н. Я. Мясковского и собиравшееся в квартире педагога консерватории П. А. Ламма.

Свою Первую симфонию Виссарион Шебалин написал в 1925 – как и Дмитрий Шостакович, с которым он познакомился на концерте 20 марта того же 1925 и сдружился на десятилетия (сохранившаяся переписка композиторов свидетельствует о том, что Шостакович чрезвычайно дорожил мнением Шебалина). Всего же Шебалину принадлежит авторство шести симфоний (одна из них – драматическая симфония «Ленин» для чтеца, хора и оркестра на стихи В. Маяковского).

Как и Шостакович, Шебалин большое внимание уделял жанру струнного квартета, в котором (по признанию композитора) выражал самые сокровенные мысли. С 1923 по 1963 написал 9 квартетов, в том числе «Славянский квартет», за который был удостоен в 1943 Сталинской премии I степени.

Еще одной Сталинской премии I степени Шебалин был удостоен в 1947 за кантату «Москва» для солистов (сопрано, меццо-сопрано, тенор и бас), хора, органа и оркестра.

Композитор ярко проявил себя в области театральной музыки. Он сотрудничал с Всеволодом Мейерхольдом (написал музыку к спектаклям «Баня», «Дама с камелиями»), Юрием Завадским.

Наибольшую известность получила опера Шебалина «Укрощение строптивой» (по комедии Шекспира, 1955). Премьера состоялась в 1957 в Куйбышевском театре оперы и балета. В том же году опера была поставлена в филиале Большого театра (режиссер – Г. Ансимов, главные партии исполнили Г. Вишневская, Т. Милашкина, В. Отделенов, М. Решетин, Е. Кибкало).  В 1959 она ставилась в Киеве, Ленинграде (Оперная студия консерватории), Саратове, Новосибирске, Душанбе, в 1960 в Таллине, в 1963 в Риге, в 1983 в МАЛЕГОТе (режиссер – С. Гаудасинский). За рубежом – при жизни композитора – в Праге (1957), Братиславе (1959), Софии (1961).

Среди других сочинений Шебалина – балеты, кантаты, симфонические и камерные произведения, концерты и сонаты для различных инструментов, хоры с сопровождением и a capella и др. Композитор уделял много внимания реставрации и редактированию сочинений Глинки («Симфония на две русские темы»), Мусоргского («Сорочинская ярмарка»), Гулак-Артемовского («Запорожец за Дунаем»; дописал ряд сцен).

С 1928, сразу по окончании консерватории, Шебалин начал преподавать в своей alma mater: поначалу был ассистентом Мясковского, затем вел собственный класс сочинения. Он был выдающимся педагогом. В его классе в консерватории и аспирантуре МГК учились Вл. Агафонников, Л. Аустер, С. Губайдулина, Э. Денисов, Т. Корганов, К. Кужамьяров, Б. Мокроусов, И. Морозов, А. Николаев, А. Пахмутова, А. Спадавеккиа, В. Тормис, Л. Фейгин, О. Фельцман, Т. Хренников, К. Хачатурян, Б. Чайковский, Ю. Чичков и многие другие композиторы (всего – свыше 80).

Заняв пост директора Московской консерватории в 1942, Шебалин много сделал для возобновления активной деятельности консерватории в Москве после эвакуации: привлек новых педагогов, возобновил и наладил работу хора и оркестра, восстановил спектакли Оперной студии, упорядочил систему обучения в ЦМШ. Однако в 1948, после принятия постановления «Об опере “Великая дружба”», был причислен к композиторам-формалистам, снят с должности ректора и уволен из консерватории. В 1948-1951 преподавал в Высшем училище военных дирижеров Советской Армии (в 1949-1951 – начальник кафедры). С 1951 вновь преподавал в Московской консерватории.

В последние годы жизни В. Я. Шебалин тяжело болел. Он умер 29 мая 1963 в Москве.

Музыка Виссариона Шебалина звучит нечасто. Но его память чтут музыканты в его родном Омске. Имя Шебалина носит Омский музыкальный колледж (бывшее училище, которое окончил композитор), отметивший в 2020 свое 100-летие. Омский академический симфонический оркестр под руководством Д. Васильева в 2012 и 2020 записал на лейбле Warner Music два компакт-диска с оркестровыми сюитами Шебалина (на втором диске также записана Балетная сюита), в редакции его учеников Вл. Агафонникова и Л. Фейгина.

Сын Виссариона Яковлевича – Дмитрий Шебалин (1930-2013) – известный альтист, народный артист РСФСР, лауреат Государственной премии РСФСР им. М. И. Глинки (1968) и Государственной премии СССР (1986). В 1953-1996 – музыкант Государственного квартета имени А. П. Бородина. С 1969 по 2013 работал в Московской консерватории.

«МО»

«Музыкальное обозрение» в социальных сетях

ВКонтакте    Телеграм