Яннис Ксенакис – 100 лет со дня рождения: фестивали и другие юбилейные события

Яннис Ксенакис – 100 лет со дня рождения: фестивали и другие юбилейные события
Янис Ксенакис. Фото Ulf Andersen / Hulton Archive | Getty Images

29 мая 2022 исполняется 100 лет со дня рождения Янниса Ксенакиса (1922, Брэила, Королевство Румыния – 2001, Париж) – «композитора, чья мощная энергия не только позволила ему занять значительную часть пространства западноевропейской авангардной музыки, но и пропитать его своим неповторимым “химическим составом”, в который попали “осколки” античной цивилизации, теория вероятностей, музыка Дебюсси, Равеля, Мессиана и Стравинского, фольклор Кипра и Балкан, страшные звуки войны и множество других элементов, которые еще предстоит разгадать…», пишет в своей книге «Яннис Ксенакис. Вокальное творчество» (первой в России монографии о творчестве Ксенакиса, вышедшей в 2011 в издательстве «Композитор») музыковед Елена Ферапонтова.

19 июня на Дягилевском фестивале в Перми – сольная программа перкуссиониста и композитора Петра Главатских, посвященная Яннису Ксенакису. Первым и последним номером прозвучат две части его знаменитого опуса “Rebonds” (1987-1988). Также в программе – российская премьера Прелюдии, Токкаты и Постлюдии для вибрафона Леры Ауэрбах, “Intro” для сантура и «Эпитафия» для семантрона Петра Главатских, «Черные облака» для вибрафона Эдисона Денисова и другие сочинения.

Ранее, с 24 по 29 мая в Греции, в Афинах и Напфлионе, пройдет масштабный международный симпозиум к 100-летию Ксенакиса. В концертной его части – фестиваль “Tribute to Iannis Xenakis“. 26 мая на альтернативной сцене Греческой национальной оперы, с программой из сочинений Янниса Ксенакиса 1970-х – 1990-х выступит именитый коллектив из Салоников, специализирующийся на современной академической музыке – dissonArt ensemble. Дирижер – Йоханнес Калицке.

Трехдневный фестиваль к юбилею Ксенакиса состоится 28-30 мая в Берлине (St. Elisabeth-Kirche). Во всех трех концертах участвует ensemble unitedberlin (творческий консультант – Владимир Юровский; ансамбль приезжал в Москву в 2018 на VI Международный фестиваль актуальной музыки «Другое пространство»). В программе, в частности, полусценическое исполнение «Орестеи» (режиссер – Аниша Бонди).

Однодневный юбилейный фестиваль проводит в день рождения Ксенакиса британский камерный ансамбль Birmingham Contemporary Music Group.

В тот же день, 29 мая, на берлинском лейбле Karlrecords выйдет юбилейный 5 LP / 5 CD box set c произведениями Ксенакиса разных лет.

1 июня в Афинах, в Музыкальной библиотеке Греции «Лилиан Вудури» откроется выставка “XENAKIS3: THE MUSICIAN, THE MATHEMATICIAN, THE ENGINEER“, которая продлится до 30 ноября включительно (16 октября там же стартует детская образовательная программа, связанная с творчеством Ксенакиса: для всех интересующихся в возрасте от 8 до 12 лет).

В Хельсинки со 2 по 5 июня состоится фестиваль музыки Янниса Ксенакиса, посвященный столетию со дня рождения композитора (подробнее – здесь).

12 июня датский ансамбль перкуссионистов Ekkozone посвятит юбилею Ксенакиса концерт в Копенгагене (Tivolis Koncertsal).

Не останется в стороне от крупной юбилейной даты и Вена, где на 18 июня запланирована “Xenakis Birthday Party“.

Музыка Ксенакиса прозвучит в каждой из концертных программ Musikfest Berlin 2022 (11-17 сентября 2022), «соседствуя», в частности, с музыкой Белы Бартока и Бернда Алоиса Циммермана (дирижеры Владимир Юровский и Кирилл Петренко, оркестры Берлинского радио и Берлинской филармонии).

30 сентября в Руане (Франция) откроется двухдневный Meta – Xenakis Global Symposium – глобальный марафон, который – как пишут организаторы – охватит три континента и пять стран и продлится более 41 часа, чтобы представить художественное и философское наследие Янниса Ксенакиса. Из Руана симпозиум переместится в Нью-Йорк, затем в Токио, Афины и – Мехико.

3 октября в афинском концерт-холле «Мегарон» с оммажем Яннису Ксенакису выступит Ionian Festival Ensemble.

12 декабря программу Coda Xenakis 100 предложит публике венского Концертхауса один из крупнейших ансамблей современной музыки Klangforum Wien (основатель – композитор Беат Фуррер), за дирижерским пультом – Клэр Леваше. В декабре 2021, напомним, этот великий ансамбль выступил в Москве – на фестивале «Декабрьские вечера» в Пушкинском музее, который (как и музей) никогда не был чужд современному искусству.

Антон ДУБИН, «МО»

P.S. К 100-летнему юбилею Янниса Ксенакиса мы републикуем статью «Музыка математики», впервые вышедшую в № 6 «Музыкального обозрения» за 2012 год, когда Ксенакису исполнилось бы 90. В статье – развернутое высказывание о Яннисе Ксенакисе (специально для «МО») пианиста, педагога, знатока и выдающегося интерпретатора музыки 20-21 веков Михаила Дубова и фрагмент текста о Ксенакисе, написанного в феврале 2001 (когда Ксенакиса не стало) музыкальным критиком и журналистом Андреем Гороховым.

Ксенакис Янис

Музыка математики

Янис Ксенакис
29 мая 1922 – 4 февраля 2001
90 лет со дня рождения

Один из самых авторитетных, провокационных и признанных авангардистов послевоенного времени. Музыкальные идеи Ксенакиса соединяли абстрактную логику математики, пространственные принципы архитектуры и музыкальную образность. Он оказался пионером в ряде направлений музыкального творчества: ему принадлежит приоритет в области сонорной композиции, то есть музыки звучностей и звуковых масс, к которым он применял статистический подход; в области электроники и шумов; компьютерных программ как инструмента композиции, а также в сфере синтетических проектов и того, что сегодня называют мультимедиа.

Чужестранец или гость?

Так двояко переводится с греческого его фамилия, и судьба оправдала это имя. Уроженец Румынии, проведший юность в Греции, в годы войны он стал участником жестоких военных баталий. Будучи ранен, потеряв глаз, чудом выживший 24-летний Ксенакис бежит из Греции, намереваясь попасть в Америку, но остается в Париже. Имея техническое образование, он находит работу инженера в архитектурной мастерской знаменитого Ле Корбюзье (проработал с ним около 12 лет), но в музыке ему приходилось быть почти самоучкой. Брал уроки у А. Онеггера, Д. Мийо, О. Мессиана (оказывал незаменимую помощь и поддержку).

В 1965 Ксенакис основал в Париже Центр исследований музыкальной математики и автоматики (CEMAMu), где руководил компьютерными и электронными исследованиями в области музыки. Работы Центра привели к созданию системы UPIC (Полиагогическая информационная система CEMAMu, совместившая самый современный на тот момент компьютер и синтезатор, позволявший буквально рисовать звуковую волну). Список призов и наград и почетных званий Ксенакиса занимает не одну страницу, в том числе несколько Гран-при французской Академии грамзаписи, Орден искусств и литературы Франции, Орден Почетного легиона и пр. Он говорил: «нужно всегда оставаться эмигрантом», «я стараюсь забыть свои прежние сочинения; если мы ведем себя иначе, то попадаем в ловушку».

Наследие

Им написано около 150 произведений (большинство носят греческие названия). Почти все они опубликованы издательством Salabert (сегодня часть корпорации Duran-Salabert-Eschig). Среди наиболее культовых: знаменитые оркестровые Metastaseis (1954) и Phithoprakta (1956); и такие важные как Eonta (1963, для медных духовых и фортепиано) и  Herma (1961, для фортепиано соло). Еще один значительный опус – Achorripsis (1957, для большого ансамбля). Ряд композиций существует только в электронном в виде, они хранятся в том же Salabert и в электроакустическом центре GRM.

Ряд сочинений Ксенакиса развивают идеи пространственного взаимодействия со слушателем. Таковы оркестровые Terretektorh (1966), Nomos Gamma (1968), а также серия свето-звуковых спектаклей Polytopes, каждый из которых предназначен для исполнения то во французском павильоне на Монреальской выставке, то в парижском музее Клюни, то на руинах Персеполиса (Иран) и т.д.

В жанре музыкальной драмы написано одно из самых крупных и значительных произведений Oresteia (1966) с более поздними Kassandra (1987) и Déesse Athéna (1992). Хоровые сочинения включают один из выдающихся образцов этого жанра Nuits (1967) с использованием фонем древних языков: шумерского, ассирийского, ахейского и прочих.

Есть в списке его сочинений и балеты (Kraanerg 1969, Antikhthon, 1971), «концерты» для солистов с оркестром (Synaphaï, 1969, Erikhthon, 1974, Dox-Orkh, 1991), ряд сочинений для ансамбля солистов (Phlegra, 1975, Jalons, 1986), для ударных инструментов (Persephassa, 1969, Pléïades, 1978) квартеты, камерные и сольные опусы. Особое направление творчества Ксенакиса – «музыкальные игры» (Duel, 1959, Stratégie, 1962), интерактивные произведения с непредсказуемым результатом, но не по воле случая, а по строгим правилам игры.

Разработки в области электронной и компьютерной композиции, в том числе программа синтеза звука GENDY (которая и сегодня развивается композиторами и исследователями) составляют немаловажную часть  наследия композитора, так же как и центр современной музыки CCMIX. Он работает в наши дни как преемник исследовательских лабораторий, основанных Ксенакисом.

Литературные труды Ксенакиса включают 8 книг. Самые известные – Формализованная музыка и Музыка. Архитектура. А также более 130 статей, в том числе в самых авторитетных журналах Persectives of New Music и Revue Musicale. Во многих из них Ксенакис излагает теорию музыки математическим языком, обнаруживая на деле ее тесную связь и с пластическими искусствами, и с научным аппаратом естествознания. Особую ценность для исследователей представляет архив Ксенакиса в Национальной библиотеке Франции.

Исполнители

Музыка Ксенакиса исполняется постоянно. В 2011 в Реймсе состоялся крупнейший фестиваль, целиком посвященный Ксенакису. В 20 концертах было прозвучало 50 его произведений. Отечественные форумы Пространство Эдисона Денисова, Франкофония, Звуковые пути тоже обращаются к его вещам. В 1994 состоялись авторские концерты Ксенакиса в Москве рамках Международного фестиваля «Московская осень». В июне 2012 впервые в России состоится исполнение Persephassa (1969). Сочинение написано для шести исполнителей на ударных инструментах, располагающихся шестигранником вокруг публики.

Вокруг Ксенакиса образовался собственный круг исполнителей. Среди них: П. Булез с ансамблем Intercontemporain, дирижеры Г. Шерхен, М. Табачник, С. Озава, К. Симонович, З. Мета, Дж. Шолти, пианисты Р. Вудворд,  Ю. Такахаси, К. Хельфер, клавесинистка Э. Хойначка, скрипач И. Ардитти и Ардитти-квартет, баритон С. Саккас, кларнетист Х. Спарнай, ударник С. Гуальда и ансамбль Страсбургские ударники, национальный оркестр Лилля, Ensemble Modern.

Дискография Ксенакиса на сегодняшний день насчитывает сотни  дисков под такими лейблами как Deutsche Grammophon, Mode Records, Erato, IEMA, Neuma, Sony, Philips и др.

Среди важнейших книг о композиторе — работы Н. Матоссян, Ш. Канах, М. Соломоса, Дж. Харли. Существуют публикации бесед и интервью, осуществленные Э. Рестаньо, Б. Варга, Б. Серру, Ф. Деляляндом. Интересны сборники статей о нем «Взгляды на Яниса Ксенакиса» и «Портреты Яниса Ксенакиса».

Юбилей

Около двух десятков концертов и отдельных исполнений в разных точках планеты от Санкт-Петербурга до Техаса дополняются серьезным Международным симпозиумом, состоявшемся в университете Paris 8 при поддержке таких институций как IRCAM, CDMC, GRM.

Симпозиум включал в себя также серию концертов, своего рода мини-фестиваль, где прозвучали, помимо электроакустических произведений, хоровые сочинения и музыка композиторов круга Ксенакиса. Несколько подобных мероприятий были организованы до этого и в других городах — Гааге, Туркуэне. Теперь они становятся уже традиционными: в 2011 симпозиумы проходили в Лондоне, в Португалии, на Кипре, до этого в Торонто, а еще ранее в Афинах и Париже. Международная «Ассоциация друзей Ксенакиса», образованная его коллегами, учениками, исследователями аккумулирует и распространяет информацию о его творчестве, об исполнениях и конференциях (сайт iannis-xenakis.org).

Бренд

Сегодня имя Ксенакиса стало брендом для посвященных; для непосвященных — часто страшилкой и символом авангардных крайностей. Но если составить рейтинг силы воздействия, Ксенакис окажется там на первых ролях. А бренд Xenakis в некотором смысле элитный, эстетский, хранящий в себе загадочность, остается знаком прорыва в далекие и неизведанные сферы музыкальной вселенной. И представить современную музыкальную действительность без него уже нельзя.

Михаил ДУБОВ

МУЗПРОСВЕТ. Iannis Xenakis

Интересовали Ксенакиса здания без крыш и без стен. Пространство создается изгибающейся железобетонной поверхностью. Технология такова — из прямых металлических спиц собирается сложной формы каркас: если кому-то слова «гиперболоид вращения, построенный из касательных к его поверхности» что-то говорят, то это именно оно и есть. Каждая из ее секций построена из пересекающихся прямых металлических спиц. В 1956 Ле Корбюзье получил заказ от голландского концерна Philips построить павильон для всемирной выставки 1958-го года в Брюсселе. Рогатое здание, похожее на шатер инопланетянина, спроектировал, построил и озвучил Ксенакис, но до сих пор оно считается шедевром Корбюзье. В павильоне звучал — в бесконечном повторе — трехминутный электронный опус Ксенакиса Concret PH. Легенда гласит, что эта музыка была изготовлена так: композитор поджёг микрофон, который записывал горение собственного корпуса и мембраны. Более трезвая версия утверждает, что Ксенакис записал треск углей и потом из тысяч кусочков склеил свою музыку.

Композитор резко критиковал своих коллег, музыка которых базировалась на математических моделях, не сложнее элементарной арифметики. «Существуют и более интересные и сложные математические конструкции, связи между параметрами вовсе не должны быть линейными, существуют кривые второго и третьего порядка», — не без патетики, но совершенно справедливо заявлял мэтр. При этом Ксенакис вовсе не был, как утверждают сегодня некрологи, «защитником научного, рационалистического подхода к написанию музыки». Скорее, он применял математические методы для построения в высшей степени иррациональной и метафизически ориентированной музыки.

Симфоническая пьеса Metastaseis начинается скандально знаменитым глиссандо — медленно поднимающимся звуком струнных. Существует рисунок Ксенакиса, изображающий, как движутся линии отдельных инструментов: сближаются, разъезжаются, уплотняются, ломаются… Иными словами, партитура очень сильно напоминает схему металлического каркаса тех зданий, которые проектировал Ксенакис. Эта музыка явно вдохновлена визуальной аналогией. Тянущиеся линии — это ребра жесткости.

Ксенакис написал статью против сериалистического метода и, разумеется, восстановил против себя весь европейский авангард. Свою мысль Ксенакис формулировал так: представьте себе огромную толпу возмущенного народа. Голоса сливаются в гул, из которого выделяются отдельные возгласы и крики. Толпа ведёт себя как единое целое, толпа дышит, растет, движется… Можно ли создавать музыку, думая не об отдельных нотах и инструментах, но сразу — об общем эффекте, то есть проектировать звуковые массы с заранее заданными свойствами?

Да, утверждал Ксенакис. Параметры отдельных звуков не имеют особого значения. Если слушатель воспринимает какой-то пассаж пьесы в качестве аморфного облака, то композитор так и должен его сочинять в виде аморфного облака, ориентируясь не на звучание отдельных микро-звуков, к чему призывал Штокхаузен, а на общий эффект, который вполне можно создать, прибегнув к математическим методам. Соответствующая область математики называется статистикой, а музыку, сочиненную или, лучше сказать, — сгенерированную, с применением статистических методов, Ксенакис назвал «стохастической». Несмотря на то, что статистика – дисциплина родственная теории вероятности, стохастическая музыка — ни в коем случае не «случайная музыка». Статистические методы Ксенакис применял для целенаправленного построения больших звуковых масс с заранее заданными свойствами.

Андрей ГОРОХОВ  https://muzprosvet.ru/xenakis.html

«Музыкальное обозрение» в социальных сетях

ВКонтакте    Телеграм