XXI Международный фестиваль «Новый европейский театр» (NET): Москва, Петербург, 13 ноября — 16 декабря

XXI Международный фестиваль «Новый европейский театр» (NET): Москва, Петербург, 13 ноября — 16 декабря
XXI Международный фестиваль «Новый европейский театр» (NET) пройдет в Москве и Петербурге с 13 ноября по 16 декабря.

«В этом году в программе фестиваля есть важная особенность, — рассказала журналу ТЕАТР. арт-директор фестиваля Марина Давыдова. — Мы наконец-то осуществили нашу мечту — фестиваль пройдет в двух столицах. Одни спектакли будут показаны и в Москве, и в Петербурге — среди них Кэти Митчелл и Давид Эспиноса. Другие будут показаны только в Москве — Иво Димчев и Питер Брук, а какие-то сыграют только в Петербурге — спектакли Мило Рау и компании SIGNA.

Проекты SIGNA — едва ли не самое интересное в современном театре. Это уникальные site-specific действа, которые создаются специально для конкретного локуса. Это какой-то инопланетный мир и абсолютно новый тип театра, новый тип взаимодействия как участников самого проекта, так и зрителей. У компании есть некоторое количество перформеров, с которыми она путешествует по миру, а все остальные люди — это волонтеры, найденные на месте конкретной дислокации, где создается спектакль. Рекомендую коллегам заранее запастись билетами. В 2016-м году на Венском фестивале они представили «Us, Dogs». Для меня как программного директора это было самое сильное событие фестивальной программы даже несмотря на то, что тогда на Венском фестивале были спектакли и Яна Фабра, и Франка Касторфа и Саймона Макберни.

Каждый год мы стараемся открыть новое имя для наших зрителей. И эти имена, в действительности, не так просто открывать — яркого и достойного появляется не так много. SIGNA — это безусловное открытие нынешнего феста. Для меня внутреннее направление фестиваля NET состоит в том, чтобы показывать фантастическое разнообразие современного театра. Создавать современные высказывания на поле театра можно самыми разными способами. Можно это делать и внутри сцены-коробки итальянского типа, и перформативно, как это делает Иво Димчев, и в формате променада, и так невероятно, как это делает SIGNA.

Дело не в формальных установках, а в том насколько содержательным и необычным оказывается само высказывание театрального художника. Все чаще видишь попытки загнать театр из одних ограничений в другие. Чем больше я езжу и смотрю современный театр, тем больше понимаю, что он есть пространство, в котором расцветают все цветы. Программа NETа этот факт всячески подчеркивает. Она не случайно начинается Питером Бруком и Иво Димчевым. Их соединяет своеобразная дуга, которая, с одной стороны, показывает театр, который остался в XX веке, и с другой стороны, — театр перформативный.

Спектакль Мило Рау, который будет показан на фестивале, пожалуй, самая интересная его работа последних лет. В основе постановки, носящей хитрое название «Репетиция. История(и) театра (I)», лежит реальная история о том, как в бельгийском городе какими-то отморозками был убит молодой парень-гей. Мало ли в мире насилия, но у Мило Рау спектакль не про сам факт насилия, а про то, как его возможно и невозможно показать в театре. Через насилие в театре становится вдруг ясно как мы воспринимаем насилие в жизни — тот момент, когда линия рампы, отделяющая от того, что происходит на сцене, вдруг исчезает и ты начинаешь относиться к этой фальши как к абсолютной реальности. Это спектакль о границах в театре, о существе самого театре, в котором Рау делает документальную историю невероятно перформативной. Иными словами, современный театр исследует сам себя и через себя же самого постигает мир вокруг».

Фестиваль откроется 13 ноября на сцене Театра Наций спектаклем «Why?» парижского театра «Буф дю Нор» — последней на сегодняшний день постановкой Питера Брука. Спектакль старейшего, всемирно известного режиссера, посвящен жизни и судьбе Всеволода Мейерхольда. «Мейерхольд принес в театр новые идеи, новую эстетику, новое понимание актерского мастерства. Он верил в преобразование общества, служил революции — и пал жертвой сталинского режима, заплатил своей жизнью за верность собственному таланту», — считает арт-директор фестиваля NET Роман Должанский. Три актера — Кэтрин Хантер, Хейли Кармайкл и Марчелло Маньи — напомнят зрителям простую и страшную историю репрессированного режиссера. Гастроли театра «Буф дю Нор» в России проходят при поддержке Французского института при Посольстве Франции в России.

14 и 15 ноября москвичи увидят в пространстве музея ММОМА селфи-концерт Иво Димчева (София). Создатель проекта обещает, что явление, ставшее неотъемлемой частью жизни современного человека, будет показано в перформансе с неожиданной стороны.

21, 23 ноября в 19:00 и 22, 24 ноября в 18:00 в Электротеатре «Станиславский» покажут «Пиноккио» Бориса Юхананова, спектакль который продолжает сказочную или мифологическую линию, начатую «Синей птицей» и «Сверлийцами». Проект состоит из двух спектаклей — «Пиноккио. Лес» и «Пиноккио. Театр», где новая процессуальность соединится с традицией Commedia dell’ Arte.

22 и 23 ноября в Петербурге на сцене Александринского театра будет сыгран спектакль известного швейцарского режиссера Мило Рау — «Репетиция. История(и) театра (I)». Гастроли спектакля проходят при поддержке швейцарского совета по культуре Pro Helvetia.

Уникальная возможность посмотреть мировую премьеру постановки «Игрушки» театральной компании SIGNA (Копенгаген), мастеров иммерсивного театра, петербуржцам выпадет 27, 29 ноября и в начале декабря. Показы пройдут в Музее стрит-арта, в пространстве бывшего Завода слоистых пластиков, при поддержке Театральной олимпиады.

Спектакль «Всемирная история» Давида Эспиносы и театральной компании «Эль Локаль Эспасио де Креасьон» покажут в Петербурге 30 ноября и 1 декабря на площадке Александринского театра, а 3 декабря в Электротеатре «Станиславский» в Москве. Давид Эспиноса уже дважды становился гостем фестиваля NET. Он делает театр, помещающийся в одном чемодане и разыгрывающийся на небольшом столе, на котором в этот раз перед зрителями развернется вся история человечества. Показы осуществляются при поддержке Посольства Испании в Москве и Института Сервантеса в Москве.

6 и 7 декабря в Центре им. Мейерхольда режиссер Анхелика Лиделл и театральная компании «Яквинанди С.Л.» (Мадрид) при поддержке московских Посольства Испании и Института Сервантеса представят спектакль «Ребро на столе: Мать» — реквием по матери режиссера, наполненный яркими визуальными образами, навеянными испанскими национальными традициями и библейскими сюжетами.

Завершит масштабную программу фестиваля музыкальная постановка Кэти Митчелл «Зачарованная страна» («Zauberland»): в Петербурге ее увидят 12 декабря в Театре им. В. Ф. Комиссаржевской, в Москве — 15, 16 декабря в ТЦ на Страстном. В основе спектакля — цикл Роберта Шумана и Генриха Гейне «Любовь поэта». Композитор Бернар Фоккруль и драматург Мартин Кримп создали для Кэти Митчелл 16 новых песен. Режиссер, обходясь минимумом выразительных средств, сплетает частные, лирические истории с размышлениями о проблемах современного европейского общества. Главную роль исполнит американская оперная певица, лауреат «Грэмми» и многих других музыкальных премий, Джулия Баллок.

Подробнее с программой можно ознакомиться на сайте фестиваля NET. Запуск билетов в продажу с 24 сентября.

Фестиваль NET — это ведущий европейский театральный фестиваль в России, который привозит актуальные европейские постановки и знакомит с ними российского зрителя с 1998 года. Арт-директорами фестиваля являются два ведущих российских театральных критика Роман Должанский и Марина Давыдова.

Источник публикации Театр, 11.09.2019, Мария Францева