Взгляд с «Олимпа». Президент Фонда «Музыкальный Олимп» Ирина Никитина — о юбилейном фестивале и проектах Фонда

Взгляд с «Олимпа». Президент Фонда «Музыкальный Олимп» Ирина Никитина — о юбилейном фестивале и проектах Фонда
Ирина Никитина. Фото Владимир Луповской

В 2020 году фонду «Музыкальный Олимп» исполнилось 25 лет. Это один из самых авторитетных проектов в области классической музыки, который хорошо знают на международном уровне. Его главная миссия — поддержка молодых талантливых музыкантов со всего мира.

В эксклюзивном интервью для «МО» президент Фонда Ирина Никитина рассказала о текущих проектах, о временах коронавируса и будущем классической музыки.

МО | В этом году отмечался юбилей «Музыкального Олимпа». В каком формате состоялись мероприятия, что было реализовано?

ИН | Конечно, фестиваль в привычном формате не состоялся, поскольку концертные залы были закрыты. Поэтому мы, как и многие другие, находились в онлайн-режиме. Нам очень приятно, что мы получили шквал поздравлений от артистов, которые с нами работали, журналистов, публики. В первую очередь, я хочу выделить молодых музыкантов, которые принимали участие в фестивале «Музыкальный Олимп» за 25 лет. Нас поздравили наши любимые артисты, которые благодаря фонду «Музыкальный Олимп» приезжали на концерты в Россию. Особенно приятно, что практически все приветствия были направлены участниками из дома. Серию из этих поздравлений и онлайн-интервью мы разместили в наших социальных сетях и на юбилейном сайте.

Для меня огромная ценность, что и творческие, и человеческие отношения с очень многими у нас не прерываются на протяжении всех этих лет. К примеру, Патриция Копачинская появилась у нас на фестивале в 17 лет, а сейчас она настоящая звезда. Также она стала героиней телевизионной программы «Энигма» на канале «Культура».

Радует, что поток поздравлений не прекращается до сих пор, они приходят буквально из всех уголков земного шара. Это лишний раз доказывает, что музыка — это уникальный язык общения, для которого нет никаких границ. Он не требует перевода и подчеркивает глубокие человеческие эмоциональные связи.

МО | Вы весь год были на связи с музыкантами со всех континентов. Наверняка они делились с Вами своими впечатлениями о текущей ситуации с коронавирусом. Как, на Ваш взгляд, они справляются, какими видят для себя дальнейшие перспективы, планы?

ИН | Ситуация сложная не только для музыкантов, для всех нас. Год был непростым. Но современные технологии позволили нам все равно быть на связи друг с другом, общаться онлайн. Ведь если бы это произошло даже  лет 20 назад, когда не было социальных сетей, WhatsApp и других способов коммуникации, было бы несравненно тяжелее. А сейчас все-таки общение хотя и дистанционное, но сохраняется.

Все сейчас активно ищут выход из создавшегося положения, поскольку нет никакой уверенности, что жесткие ограничения вновь не вернутся. На мой взгляд, таким выходом может быть салонная музыка, а также формат open air в летний сезон. Ситуация с отменой концертов ударила по всем музыкантам, особенно по тем, кто находится в начале карьеры. При этом обнажились определенные проблемы. С одной стороны, мы хотим, чтобы дети у нас становились солистами. С другой — ситуация сейчас такова, что те, кто работает в оркестрах, лучше защищены: они получают материальную поддержку. Государственные программы поддержки тоже очень разные: все зависит от страны. К примеру, Германия оказала помощь в первую очередь независимым музыкантам. Но естественно, это временно, и все ждут улучшения ситуации.

МО | Как будет проходить XXV «Музыкальный Олимп» в 2021 году?

ИН | Уже определены даты фестиваля: он пройдет с 28 мая по 3 июня 2021. Прежде всего, мы выполняем наши обязательства перед артистами, которых мы приглашали на 2020. Поэтому, естественно, этих же музыкантов пригласим снова. Добавим также 2–3 концерта с участием новых лауреатов. Их, по известным причинам, значительно меньше, чем в предыдущие годы: много конкурсов было проведено в онлайн-режиме или вовсе отменно. Таким образом, программа XXV «Музыкального Олимпа» будет немного расширена.

Помимо фестиваля «Музыкальный Олимп» в мае 2020, к сожалению, мы отменили концерт Андраша Шиффа), который должен был состояться в начале ноября этого года. Также был запланирован приезд молодежного оркестра «Западно-восточный диван» под управлением Даниэля Баренбойма с Девятой симфонией Бетховена. 2020 — год 250-летия со дня рождения композитора. Сейчас трудно планировать, но, конечно, мы хотели бы, чтобы эти концерты не пропали для нашей публики совсем.

Но все-таки один «живой» концерт у нас состоялся в Швейцарии. Ассоциация друзей фестиваля «Музыкальный Олимп» 23 сентября организовала в Цюрихе выступление гитариста Джессе Флауэрса. Конечно, мероприятие прошло по строгим правилам: не больше 50 человек, с соблюдением регламента по расстоянию между зрителями, обязательными масками. Но атмосфера была удивительно дружественной и доброй.

МО | Возвращаясь к теме коронавируса, хотелось бы узнать, были ли в этом году какие-то проекты и форматы в мире классической музыки, которые показались Вам удачными с точки зрения адаптации к новым условиям?

ИН |  Один из самых интересных проектов, на мой взгляд, провел Даниэль Баренбойм. Это «Дистанция и интимность» — онлайн-фестиваль, который состоялся в июле 2020. Именно о нем и создавшейся ситуации мы говорили с маэстро в программе «Энигма» осенью. Это действительно очень яркий и убедительный проект, который родился в столь тяжелые дни. Блистательная профессиональная творческая встреча, которая объединила и публику, и известных музыкантов, и современных композиторов.

МО | Расскажите, пожалуйста, о русско-швейцарском форуме, в котором Вы участвовали как специальный гость в сентябре 2020. Насколько известно, там обсуждалась такая важная тема, как развитие классической музыки в текущей ситуации?

ИН | Совершенно верно. Тема встречи была заявлена как «Музыка во времена коронавируса». Мне предложили выступить в качестве спикера с правом пригласить еще одного артиста. Я остановила свой выбор на участнице фестиваля «Музыкальный Олимп»-2018 Валентине Мишо. Она замечательная саксофонистка, талантливый музыкант, но, как и все исполнители на старте карьеры, находится сейчас в уязвимом положении. Мне было важно на ее примере показать то серьезное положение, в котором сегодня оказались молодые артисты.

Оно на самом деле плачевное, ведь это люди, которые нигде не работают: они еще слишком молоды для того, чтобы быть приглашенными профессорами в консерваториях или педагогами в музыкальных школах, только начинают свою карьеру. У любой звезды — я имею в виду известных музыкантов — есть «жирок». Самая сложная ситуация у молодых артистов, которые живут от месяца к месяцу. На данный момент — а он длится уже целый год — у некоторых просто нет средств к существованию. Поэтому программы поддержки крайне важны. В разных странах по-разному среагировали на пандемию: скажем, в Германии и Швейцарии вопрос был решен. Но так далеко не везде.

МО | Что, на Ваш взгляд, в этом отношении стоит предпринять в России?

ИН | Прежде всего, я считаю, что у нас еще живы традиции отношения к культуре как к визитной карточке страны. Я имею в виду классическую музыку, балет, оперу. И здесь главное, чтобы в образовательной сфере не случился перекос в сторону онлайн. Потому что самое важное в музыке — это качество звукоизвлечения. А онлайн оно не совсем понятно. Живой формат и для концертов, и для преподавания — это единственная норма. Мы находимся в таком положении, когда регламенты безопасности для здоровья нужно соблюдать. Но при первой же возможности из этой ситуации надо выходить. Важно понимать, что она не дает никаких шансов двигаться вперед. И даже не факт, что обеспечит поддержание того уровня, который есть сейчас.

МО |  Каково значение классической музыки для гармонизации современного мира?

ИН | Думаю, без музыки было бы вообще невозможно пережить этот момент. Я позитивный фаталист, поэтому понимаю все так: да, мы все вместе проходим непростую ситуацию, но все-таки у нас есть звукозаписи, онлайн-коммуникации и возможность не потерять контакт с внешним миром.

«МО»