Выставка «Годы странствий Святослава Рихтера. Австрия—Германия» в Мемориальной квартире Святослава Рихтера

Выставка «Годы странствий Святослава Рихтера. Австрия—Германия» в Мемориальной квартире Святослава Рихтера
Святослав Рихтер в номере отеля. Первые гастроли в Вене, июнь. 1962. ГМИИ им. А.С. Пушкина
ГМИИ им. А.С. Пушкина представляет выставку «Годы странствий Святослава Рихтера. Австрия—Германия» в Мемориальной квартире Святослава Рихтера, посвященную гастролям, путешествиям и творческим контактам выдающегося пианиста. Выставка проходит с 12 ноября по 16 февраля 2020. Экспозиция завершает трехлетний цикл «Годы странствий Святослава Рихтера».

Посетители смогут увидеть редкие архивные документы: фотографии, открытки и письма Рихтера, а также его знаменитых корреспондентов (Г. фон Караяна, Д. Фишера-Дискау, Э. Шварцкопф, М. Дитрих, Х. Хартунга, О. Кокошки), пластинки и нотные издания с автографами и дарственными, уникальные эскизы к оперным постановкам 1920–1940-х годов.

Особое место занимают графические работы известных австрийских и немецких художников из коллекции музыканта.

Годы странствий Святослава Рихтера. Автрия и Германия

Немецкий язык, австрийская и немецкая литература и музыка с детства стали неотъемлемой частью духовного мира пианиста. Образ отца, «настоящего вéнца» и выдающегося музыканта Теофила Рихтера, остался не только в памяти сына, но во многом повлиял на его музыкальные вкусы и круг общения. Впервые Рихтер выехал на гастроли в Австрию в 1962, а в Западную Германию только в 1971. Однако многочисленные фотографии Вены из альбома отца, выпускника Венской консерватории, он «выучил наизусть», поэтому, когда музыкант наконец приехал в бывшую имперскую столицу, Вена была для него как «родной город».

Вена и Зальцбург стали для Рихтера постоянными точками притяжения. Здесь он ежегодно выступал с концертами, в частности, на Зальцбургском фестивале и «Неделе Моцарта», делал записи с выдающимися исполнителями и дирижерами: Гербертом фон Караяном, Бернхардом Паумгартнером, Куртом Зандерлингом, Дитрихом Фишером-Дискау. Гастролируя по Германии, пианист старался посетить как можно больше старонемецких городов, выступал на самых разных площадках, регулярно посещал театры, музеи и вернисажи, познакомился со многими современными художниками, чьи работы сейчас находятся в его коллекции.

Отдельный раздел выставки посвящен музыкальному театру и трем композиторам – Францу Шрекеру, Рихарду Вагнеру и Эрнсту Кшенеку – чье творчество оказало огромное влияние на молодого пианиста и формирование его художественных вкусов. Теофил Рихтер и Франц Шрекер учились вместе в Вене, состояли в переписке. «Дальний звон», единственная из многочисленных опер Франца Шрекера, поставленная в России, стала одним из самых сильных впечатлений шестнадцатилетнего Святослава Рихтера. На выставке можно увидеть эскизы костюмов и декораций Владимира Дмитриева к знаменитой премьере оперы в Мариинском театре (1925), а также фотографии, первое издание клавира оперы и письмо Франца Шрекера Борису Асафьеву, во многом способствовавшего постановке.

Другой кумир молодого Рихтера – Вагнер, любовь к которому также привил отец. Позднее Рихтер устраивал на Большой Бронной регулярные прослушивания опер «старика Клингзора» для друзей дома, сопровождая их чтением либретто и своими комментариями. Центральный зал выставки отведен знаменитой постановке Сергея Эйзенштейна оперы «Валькирия» на сцене Большого театра (1940), вызвавшей много споров в музыкальной среде. Кроме эскизов Петра Вильямса к опере Вагнера, будут показаны рисунки и записки самого Сергея Эйзенштейна, фотографии репетиций и премьеры, а также либретто оперы со статьей режиссера.

Еще один австрийский композитор – Эрнст Кшенек, оперу которого «Джонни наигрывает» Рихтер увидел в Одессе в начале 1930-х – стал для начинающего пианиста символом музыкального авангарда. В этом экспериментальном спектакле, кроме музыки, Рихтера впечатлило использование кинематографических фрагментов. На выставке можно увидеть эскизы декораций и костюмов Владимира Дмитриева и Бориса Эрдмана к двум культовым постановкам опер Кшенека «Прыжок через тень» (МАЛЕГОТ, 1927) и «Джонни наигрывает» (МАЛЕГОТ, 1928; Театр им. В.И. Немировича-Данченко, 1929), невероятно популярным в России и за рубежом в конце 1920-х годов.

Магия кинематографа захватила Рихтера еще в Одессе, эту страсть он пронес через всю жизнь. Пианист был знаком и переписывался с Марлен Дитрих, в его библиотеке было много книг о великих актерах и режиссерах немого и звукового кино. Поэтому продолжением экспозиции являются три фильма, созданные специально к выставке на основе редкой кинохроники 1910–1960-х годов и фрагментов немых фильмов с участием известных актеров 1920-х, в том числе, Марлен Дитрих.

Помимо экспонатов из ГМИИ им. А.С. Пушкина, а также частных собраний (Н. Журавлевой, Е. Леонской, И. Воеводской), на выставке широко представлены эскизы декораций и костюмов, мелкая пластика, макет оперы «Джонни наигрывает», редкие фотографии и документы из московских и петербургских музеев, театров и архивов. Среди них: музеи Большого театра, Музыкального театра им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко (Москва), Михайловского и Мариинского театров (С.-Петербург), Российского национального музея музыки (Москва), Музея театрального и музыкального искусства (С.-Петербург), Российского государственного архива литературы и искусства (Москва) и Российского государственного архива кинофотодокументов (Красногорск).