Вышли № 7 и № 8 газеты «Музыкальное обозрение» за 2019 год

Вышли № 7 и № 8 газеты «Музыкальное обозрение» за 2019 год
Они вышли вместе и вместе легли на стол читателей.
Как две половинки одного целого. И не хотят отрываться друг от друга.
Восьмой номер как бы произрастает из Седьмого.
А держит их вместе Конкурс имени Чайковского и спецпроект газеты «Музыкальное обозрение» «Музыкальные конкурсы».

Фактически это сквозной специальный проект газеты «МО»: не только двух последних номеров, а всех 30 лет ее истории.
Первая публикация о конкурсах вышла в «МО» 29 лет назад.
В 2020 году Ассоциация музыкальных конкурсов России, созданная газетой, отметит 20-летие.
А сейчас, в последние дни XVI Конкурса им. Чайковского, в Москве и Клину прошла VII Конференция директоров музыкальных конкурсов России.
Большие Итоги —
Конкурса Чайковского,
российские лауреаты международных конкурсов в Европе и США,
итоги Конференции –
в Седьмом и Восьмом номерах «МО».

Так что оба номера «МО», идут дальше как две сестры, взявшись за руки.

Но это не всё.

Не только итоги Конференции, не только итоги Конкурса им. Чайковского, промелькнувшего как метеор, чей след теперь уже надо искать на просторах музыкальной истории — абсолютно уникального события, на этот раз прошедшего в рекордно короткие сроки (13 дней) и по рекордному количеству специальностей (12!), включая все деревянные и медные духовые инструменты оркестра.

Не только конкурсные Итоги.

Но и итоги Чеховского театрального фестиваля, который ответил на sententia Киплинга «Запад есть Запад, Восток есть Восток – им не сойтись никогда».

Чеховский фестиваль и Робер Лепаж отвечают несогласием Киплингу. Отвечают спектаклем «Семь притоков реки Ота» (новая версия постановки, увидевшей свет 25 лет назад к 50-летию бомбардировки Хиросимы и Нагасаки)?

Семь эпизодов семичасового спектакля — семь притоков, впадающих в одну реку. Судьбы разных людей, связанных с судьбой японской девочки Ханаке, ослепшей во время бомбардировки.

«Короткая память — беда современного мира. Мы сегодня постоянно сталкиваемся с тем, что люди повторяют грубые ошибки прошлого. Они, не помнят того, что случилось 20–25 лет назад, что было на их глазах: что они сами так-то и так проголосовали, сделали такой и такой социальный выбор? Учители истории очевидно халтурят. И потому я как стареющий артист подумал, что это теперь моя ответственность, моя работа — сделать спектакль про прошлое» (Робер Лепаж).

Спектакль Лепажа — и итог Чеховского фестиваля, и выход на иной уровень осмысления судеб театра и современной Европы и мира.

На какой книге оставил свой автограф сэр Джон Гардинер, впервые на 77-м году жизни выступивший в Москве?

На своей книге «Музыка в Небесном Граде: Портрет Иоганна Себастьяна Баха».  HOMMAGE Романа Насонова — музыковеда, автора перевода книги — сэру Джону «Совершенный образец музыканта, всю жизнь стремившегося к совершенству и пришедшего в конце концов к тому, что это стремление стало его второй натурой» (Дж.Э. Гардинер).

Тукынька, Кычик и Крылышки

Жены композиторов! Тема! Не все обходились одной. Но это не про Баха, не про Прокофьева, не про Шостаковича, не про Вайнберга, не про Денисова.

А про Скрябина.

Книга «Дословно», ее основапереписка композитора с женами: Верой Исакович и Татьяной Шлецер.

«Кычик мой, мне кунко, кунко без тебя; еще так ого мы не увидимся. Пиши мне, паалкоста, почаще и побольше, не забывай своего пашывого вынью, который тебя так бонко быт и так мого о тебе мкыит. Поцелуй мою этку, мою Риммочку, благослови ее за меня… Пащь моя мамка, жинища и ынка, будь аровкая» (из письма В.И. Исакович).

«Милые мои крылышки, расправляйтесь! Вы понесете меня с безумной быстротой! Вы дадите мне утолить сжигающую меня жажду жизни! О, как я хочу праздника! Я весь желание, бесконечное! И праздник будет! Мы задохнемся, мы сгорим, а с нами сгорит вселенная, в нашем блаженстве. Крылышки мои, будьте сильные, вы нужны мне! О, как вы мне нужны!» (из письма А. Скрябина к Т.Ф. Шлецер).

Книга памяти

— 14-я публикация «Книги памяти» (в № 7). Имена репрессированных музыкантов. Это наш гражданский долг. Зов совести.

Сук Алексей Эдуардович. Родился в 1894 г. Музыкант в оркестре Большого театра СССР. Арестован 27 октября 1936 г. Приговорен: ВКВС СССР 4 августа 1937 г., обв.: в участии в к.-р. террористической организации. Расстрелян 4 августа 1937 г. Место захоронения — Москва, Донское кладбище.

Соловьев Михаил Дмитриевич. Родился в 1888 г. Пианист, музыкант ресторана (угол пр. 25 Октября и кан. Грибоедова). Арестован 7 августа 1937 г. Приговорен: особая тройка при УНКВД по Ленинградской обл. 4 ноября 1937 г., обв.: 58-10-11 УК РСФСР. Расстрелян 12 ноября 1937 г.

Урбанович Иван Андреевич. Родился 17.04.1893. Музыкант, Инструментальная фабрика, г. Витебск (руководитель духового оркестра). Арестован 17 января 1938 г. Приговорен: Комиссия НКВД СССР и Прокурора СССР 26 февраля 1938 г., обв.: 64, 68,   72, 76 УК БССР — шпионаж в пользу Польши. Приговор: высшая мера наказания.

Расстрелян 21 марта 1938 г. Место захоронения — Витебск.

In memoriam

Ушли из жизни

искусствовед Виктор Ванслов;
баянист Юрий Казаков;
музыковед, профессор Саратовской консерватории Лилия Севастьянова;
пианистка, профессор Уральской консерватории Клара Корчинская;
выдающаяся оперная певица Раиса Котова;
музыковед Валентин Антипова;
солист театра оперы и балета Якутии Семен Оконешников.

Из номера в номер выдающиеся пианисты говорят об инструментах Steinway & Sons.

«Фортепиано Steinway — самое гармоничное воплощение музыкального замысла, которое дополняет то, что красиво и художественно». Ефим Бронфман (№ 7, 2019)

«Победитель был известен заранее»

Пятеро из семи финалистов лауреатов XVI Конкурса им. Чайковского выбрали Steinway:

Александр Канторов (Франция, I премия и Гран-при)
Дмитрий Шишкин (Россия, II премия)
Мао Фудзита (Япония, II премия)
Алексей Мельников (Россия, III премия)
Кеннет Броберг (США, III премия)

Что стало с музыкальными конкурсами в России за 20 лет?

Они в тяжелом кризисе.

Об этом говорили приглашенные на VII конференции директоров музыкальных конкурсов в Москве и в Клину известные музыканты: педагоги, исполнители, профессора российских и зарубежных вузов, специалисты в области музыкальных конкурсов.

Андрей Устинов, председатель Совета Ассоциации музыкальных конкурсов России: «Конкурсы стало организовать очень просто, особого разрешения для этого не требовалось. И стали конкурсы появляться как грибы после дождя. За их проведение сегодня берутся все, кто пожелает. Можно сказать, что сегодня все разбираются в футболе, медицине и в том, как организовать и провести конкурс. К сожалению, это негативно отразилось на качестве.

Сейчас такое время, что вся жизнь — конкурс, это ясно. Состязательность пронизывает все сферы нашей деятельности. В том числе искусство и культуру. При этом всегда есть кукловоды, которые дают людям игрушку и взирают, как в Колизее, на борьбу за нее, за призы или славу».

Дмитрий Вдовин, худрук Молодежной оперной программы Большого театра: «В консерваториях преподают люди, не имеющие никакого понятия о мировых оперных тенденциях и требованиях сегодняшнего дня. И пока мы не научим наших педагогов воспринимать эти тенденции и требования, соответствующие реальности, ничего хорошего не будет».

Михаил Хохлов, директор МССМШ им. Гнесиных: «Участие в конкурсе имеет много направлений, и не всегда это участие приводит к результатам, которые ожидаешь. Я имею в виду в первую очередь честность. Но так бывает не всегда. … Сегодня появились конкурсы-однодневки. Мы условно называем их «туристическими» конкурсами. Их проводят Ассоциации, связанные не с музыкой, а с туризмом».

Александр Марченко, директор Новосибирской СМШ (колледжа): «Сейчас очень распространены интернет-конкурсы, онлайн-прослушивания. Десять минут музыки записал, разослал по всем конкурсам и получил десять дипломов лауреата первой. Но в интернет-конкурсах ребенок не приобретает опыта. Это бизнес, построенный на эксплуатации детского таланта. И в котором, кстати, активно участвуют программы телевидения».

Уже после конференции Александра Марченко пытались сместить с поста директора чиновники, но музыкальная общественность выступила против некомпетентности чиновников — и одержала победу!

Марченко продолжает руководить НСМШ.  (Александр Марченко успешно прошел повторную аттестацию в Москве. МО, 26.09.2019)

Эрве Буасьер, генеральный директор Medici.tv (партнер конкурса, осуществлявшего прямые трансляции почти на 200 стран мира), рассказал о «виртуальном конкурсе» и о том, как строится деятельность ведущего мирового канала классической музыки.

Борис Петрушанский, член жюри конкурса пианистов: «Когда смотришь по Medici, ничего общего с тем, что в зале. …Даже если вы играете на очень плохом рояле, вы можете микрофоны поставить так, что будет звучать изумительно… а на самом-то деле смотришь — а пальчиками он не добирает ничего, все поверху. Это все “микрофонное легато”».

Дмитрий Ситковецкий, член жюри конкурса скрипачей: «У скрипачей дело обстоит хуже, чем у пианистов и виолончелистов. Есть хорошие, успешные педагоги и талантливые дети, но поколение между 20 и 40 слабее, чем те, кому сейчас 40 или за 40… 20-летних такого уровня просто нет. Есть очень талантливые. Они побеждают на конкурсах, но в концертном плане не выдерживают. С другой стороны, я считаю, что все равно надо приезжать сюда, где есть “Medici”».

На Конференции состоялись презентации российских конкурсов:

Открытый конкурс композиторов «Время Прокофьева» (Москва)

Международный открытый юношеский конкурс пианистов Баренц-региона композитора Г. Вавилова (Карелия)

Международный конкурс юных пианистов им. Т.П. Николаевой (Брянск)

Всероссийский Открытый детско-юношеский конкурс академического сольного пения народной артистки РФ, проф. Г.А. Писаренко (Нижний Новгород)

Международный конкурс юных вокалистов на приз Ольги Сосновской (Сыктывкар)

Уральский международный конкурс фортепианных дуэтов «Диалоги за роялем» памяти А.Г. Бахчиева (Екатеринбург)

Международный конкурс скрипачей имени В.Ф. Бобылева (Рязань)

Победители

40 лауреатов самых престижных международных конкурсов за рубежом в 2017–2019 (№ 8)

Сергей Кайдалов (баритон) — I премия (€ 50 000)
Международный конкурс вокалистов им. Королевы Сони в Осло

Сергей ДогадинI премия ($ 50 000)
II Международный конкурс скрипачей в Сингапуре

Александр Панфилов — I премия (30 000)
VI Международный конкурс пианистов Top of the World в Тромсё

Константин ЕмельяновI премия (21 000)
68-й Международный музыкальный конкурс пианистов им. Виотти в Верчелли

Фатима ДзусоваI премия (18 000)
XX Международный фортепианный конкурс им. Х. Итурби в Валенсии

Мария МотолыгинаI премия (15 000)
Х международный вокальный конкурс им. Монюшко в Варшаве

Дмитрий Филатов — II премия (€ 10 000) (I премия не присуждена)
IV Международный конкурс дирижеров имени Евгения Светланова в Париже

Официальный представитель Steinway & Sons в России
ООО «Старт-Вест-94» — STEINWAY & SONS, BOSTON, ESSEX

121170, Москва, Кутузовский пр-т, д. 41, стр. 1
Тел./факс (495) 280-72-74, 780-05-96, e-mail: sw7800596@yandex.ru
Гамбург, Ронденбарг 10, Д 22525, Германия, тел. +49-40-85-39-11-07 www.steinwaysons.ru
Гарантия фабрики-изготовителя, выбор концертных роялей D-274 на фабрике