Вышел № 12 газеты «Музыкальное обозрение» за 2023 год

Вышел № 12 газеты «Музыкальное обозрение» за 2023 год

Гравюра номера
Апокалипсис Св. Иоанна.
Настенная роспись, Капитул,
Вестминстерское аббатство. XIII век

В номере:

Не суй свой нос в AI ИИ

Премьера балета Мечислава Вайнберга (1919–1996) «Золотой ключик» (1954–1955) в Нижегородском театре оперы и балета. Проблемы искусственного интеллекта и ошибки нового либретто. Коллоди, Алексей Толстой, Каггеджи. Карабаса Барабаса жалко: театр экспроприировали, а сам он остался уборщиком, в бывшем своем театре …

Концертные танцы

Балеты Игоря Стравинского в Ростовском музыкальном театре: «Концертные танцы» (хореограф Александр Сергеев), «Игра в карты» (хореограф Виктория Литвинова), «Пульчинелла» (хореографы Софья Гайдукова и Константин Матулевский). Первая премьера юбилейного 25-го сезона, первая премьера нового главного дирижера Михаила Грановского. Художественный руководитель постановки и Ростовского государственного музыкального Вячеслав Кущев отметил 75-летие. Кущев возглавляет театр 25 лет, со дня открытия.

Новая музыка

Обзор событий современной музыки в сезоне 2023/2024.

Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Екатеринбург.

Московская филармония, Московская консерватория, РАМ имени Гнесиных, ДК Рассвет, ГЭС-2, «Пакгаузы на Стрелке», ГЦСИ «Арсенал», Ельцин Центр…

«Другое пространство. Continuo», Musica Sacra Nova, «Московская осень», «Биомеханика», Gnesin Contemporary Music Week, «Пят вечеров», «Звуковые пути», «Новая музыка в зале Свободы»…

Студия новой музыки, CEAM Artists, La Voce Strumentale…

Ансамблю «Студия новой музыки» — 30 лет

За три десятилетия — более 1000 концертов в России и многих странах мира.

Сыграно более 1000 мировых и российских премьер.

Крупные международные проекты: «Московский форум», «Созвучие. Антология музыкального авангарда ХХ века», «Россия глазами европейцев. Европа глазами россиян» и др.

Образовательные проекты: лекции, семинары, конференции, круглые столы, мастер-классы в России и за рубежом.

Ключевое событие юбилейного сезона — «СтудияФест» (сентябрь – октябрь 2023): программа концертных и образовательных мероприятий.

«Персона – композитор». 15-й сезон

С сезона 2009/2010 «Музыкальное обозрение» и Московская филармония проводят абонемент «Персона-композитор».

В сезоне 2023/2024 он проходит в 15-й раз и посвящен 100-летию Ассоциации современной музыки создания (создана в 1923) и творчеству композиторов, входивших в Ассоциацию современной музыки-2 (создана в 1990).

Автор и ведущий — Андрей Устинов.

15 сезонов — это 43 концерта в Камерном залет МГАФ, в которых представлено творчество 40 композиторов.

В концертах абонемента 2023/2024 звучит музыка Александра Вустина (1943–2020), Николая Корндорфа (1947–2001), Дмитрия Смирнова (1948–2020), Сергея Павленко (1952–2012), Фараджа Караева (1943), Владимира Горлинского (1984).

Воспоминания и размышления, история ии современность, взгляд в прошлое и мысли о настоящем — в материалах об абонементе…

Книги издательства Московской консерватории

«Темброфактура в современном камерном ансамбле». Книга Юрия Каспарова.

Сборник «О русской и за­рубежной музыке: Статьи. Материалы», к 90-летию со дня рождения профессора Юрия Холопова (1932– 2003).

К 140-летию Эдгара Вареза (1883–1965).

Пионер электронной и конкретной музыки, математик, радикальный новатор, чьи находки в области звука и тембра во многом предвосхищают инструментальные открытия второй половины XX века… О ценности музыки Вареза, его творческих установках и ключевых сочинениях размышляет в своей статье композитор, профессор Московской консерватории Юрий Каспаров.

Конкурсы Итоги:

VIII конкурс юных пианистов имени Ф. Шопена в Петрозаводской консерватории.

Конкурсы Условия:

«Югория» в Сургуте;

«Уральские самоцветы» в г. Нижняя Тура;

имени Б.Т. Штоколова и имени А.И. Кузнецова в Санкт-Петербурге.

Большой VS Мариинский

Эх, квадрига! Кто тебя выдумал?

«Знать, у бойкого народа ты могла только родиться, в той земле, что не любит шутить, а ровнем-гладнем разметнулась на полсвета, да и ступай считать версты, пока не зарябит тебе в очи…
Дымом дымится под тобою дорога, гремят мосты, все отстает и остается позади. Остановился пораженный божьим чудом созерцатель: не молния ли это, сброшенная с неба? Что значит это наводящее ужас движение? И что за неведомая сила заключена в сих неведомых светом конях?
Эх, кони, кони, что за кони! Вихри ли сидят в ваших гривах? Чуткое ли ухо горит во всякой вашей жилке? Заслышали с вершины знакомую песню, дружно и разом напряги медные груди и, почти не тронув копытами земли, превратились в одни вытянутые линии, летящие по воздуху, и мчится вся вдохновленная богом!..
Русь, куда ж несешься ты? Дай ответ. Не дает ответа. Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо все, что ни есть на земли, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства».
Н.В. Гоголь. «Мертвые души»

«Театр!.. Любите ли вы театр так, как я люблю его, то есть всеми силами души вашей, со всем энтузиазмом, со всем исступлением, к которому только способна пылкая молодость, жадная и страстная до впечатлений изящного? Или, лучше сказать, можете ли вы не любить театра больше всего на свете, кроме блага и истины? И в самом деле, не сосредоточиваются ли в нем все чары, все обаяния, все обольщения изящных искусств? Не есть ли он исключительно самовластный властелин наших чувств, готовый во всякое время и при всяких обстоятельствах возбуждать и волновать их, как воздымает ураган песчаные метели в безбрежных степях Аравии?.. Какое из всех искусств владеет такими могущественными средствами поражать душу впечатлениями и играть ею самовластно…
Что же такое, спрашиваю вас, этот театр?.. О, это истинный храм искусства, при входе в который вы мгновенно отделяетесь от земли, освобождаетесь от житейских отношений! Эти звуки настроиваемых в оркестре инструментов томят вашу душу ожиданием чего-то чудесного, сжимают ваше сердце предчувствием какого-то неизъяснимо сладостного блаженства; этот народ, наполняющий огромный амфитеатр, разделяет ваше нетерпеливое ожидание, вы сливаетесь с ним в одном чувстве; этот роскошный и великолепный занавес, это море огней намекают вам о чудесах и дивах, рассеянных по прекрасному божию творению и сосредоточенных на тесном пространстве сцены!
И вот грянул оркестр — и душа ваша предощущает в его звуках те впечатления, которые готовятся поразить ее; и вот поднялся занавес — и перед взорами вашими разливается бесконечный мир страстей и судеб человеческих! Вот умоляющие вопли кроткой и любящей Дездемоны мешаются с бешеными воплями ревнивого Отелло; вот, среди глубокой полночи, появляется леди Макбет, с обнаженною грудью, с растрепанными волосами, и тщетно старается стереть с своей руки кровавые пятна, которые мерещатся ей в муках мстительной совести; вот выходит бедный Гамлет с его заветным вопросом: быть или не быть; вот проходят перед вами и божественный мечтатель Поза и два райские цветка — Макс и Текла — с их небесною любовию, словом, весь роскошный и безграничный мир, созданный плодотворною фантазиею Шекспиров, Шиллеров, Гете, Вернеров…
Вы здесь живете не своею жизнию, страдаете не своими скорбями, радуетесь не своим блаженством, трепещете не за свою опасность; здесь ваше холодное я исчезает в пламенном эфире любви. Если вас мучит тягостная мысль о трудном подвиге вашей жизни и слабости ваших сил, вы здесь забудете ее; если душа ваша алкала когда-нибудь любви и упоения, если в вашем воображении мелькал когда-нибудь, подобно легкому видению ночи, какой-то пленительный образ, давно вами забытый, как мечта несбыточная, — здесь эта жажда вспыхнет в вас с новою неукротимою силою, здесь этот образ снова явится вам, и вы увидите его очи, устремленные на вас с тоскою и любовию, упьетесь его обаятельным дыханием, содрогнетесь от огненного прикосновения его руки… Но возможно ли описать все очарования театра, всю его магическую силу над душою человеческою?..
О, ступайте, ступайте в театр, живите и умрите в нем, если можете!..
Виссарион Белинский. «Литературные мечтания» (1834)

Kayserburg

Новый рояль для концертных залов, отвечающий самым высоким требованиям музыкантов.

115172 Г. МОСКВА, КОТЕЛЬНИЧЕСКАЯ НАБЕРЕЖНАЯ, 25 К.2
Коммерческий отдел: Тел.: +7(495) 915-74-79 е-mail: sw7800596@yandex.ru
Сервисный центр: Тел.: +7(495) 915-74-46 е-mail: officesteinway@yandex.ru
Тел.: +7 (499) 249-29-39, +7 (812) 305-37-22 (Санкт-Петербург)

«МО»


Дорогие наши читатели, коллеги, друзья!
Времена изменились, но «Музыкальное обозрение» неизменно в своей сути: качественная аналитика, рецензии, статьи, книжные обзоры, исчерпывающая картина культурной жизни в столицах и регионах.
Подписывайтесь на газету «Музыкальное обозрение»!
Подписка на газету – это ваша поддержка сайта, концертов и фестивалей, образовательных, просветительских, издательских проектов «Музыкального обозрения».
Также вы можете поддержать наше издание финансово.
«Музыкальное обозрение» в социальных сетях