Вышел № 8 (432, 433, 434) газеты «Музыкальное обозрение» за 2018 год

Вышел № 8 (432, 433, 434) газеты «Музыкальное обозрение» за 2018 год
Фото Андрей Устинов

Тема номера
Музыкальный театр: Год театра, опера, балет, премьеры, сезоны, «Золотая Маска», «Институт театра», книги.

Персоны номера
Александр Раскатов, Борис Юхананов, Вячеслав Самодуров, Владимир Теляковский.
Сергей Полтавский, Григорий Кротенко, Александр Болдачев.

Спецпроект номера (№ 8 / 433) 2018
«Альт – арфа – контрабас: абонемент Московской филармонии и газеты «Музыкальное обозрение»

Специальный выпуск (№ 8 / 434) 2018
«Хабаровская краевая филармония — 80 лет»

В номере:

«Но теперь идет другая драма…». 2019 год объявлен в России Годом театра.
С чем мы к нему придем? Чем он начнется?

Опера/Премьера
«Dunkel ist Weltraum, sehr dunkel». Премьера оперы Александра Раскатова GerMANIA в Opera de Lyon. Александр Раскатов: «Эта опера не о России, не о Германии — это миф о том, что может произойти в любом месте и в любое время».

Театр
Борис Юхананов: «Тело театра — флотилия, где есть разные суда. Это что-то, что движется сквозь. Существенно одно — как мы относимся друг к другу в этом движении». Путешествие по волнам ТЕАТРА от худрука «Электротеатра Станиславский»

Книги
«Он все делал на благо театра». Завершен 20-летний труд. Вышел последний 6-й том «Дневников директора императорских театров» полковника Теляковского

Фестиваль
XII Дягилевский фестиваль в Перми: более 100 событий, три мировые премьеры. Главная — «Жанна д’Арк на костре» Онеггера от Кастеллуччи. Фестиваль стал сеансом магии с разоблачением, где хватало и высокодуховного посыла, и самоиронии.

Балет
Вячеслав Самодуров: «Репертуар театра подобен коллекции артефактов в галерее искусств». Интервью художественного руководителя балетной труппы Урал Опера Балет

Специальный выпуск («МО» № 8/433)
Новый проект Московской филармонии и газеты «Музыкальное обозрение: абонемент «Альт – арфа – контрабас». Инструменты-аутсайдеры и музыканты-лидеры: Полтавский, Болдачев, Кротенко.

Специальный выпуск («МО» № 8/434)
«Хабаровская краевая филармония — 80 лет»

В номере:

власть и культура

«Но теперь идет другая драма…». 2019 год объявлен Годом театра

Текст: «МО»

2019 год объявлен в России Годом театра. Соответствующий Указ подписал Владимир Путин после встречи с председателем СТД Александром Калягиным. Утвержден состав Оргкомитета Года театра во главе с Ольгой Голодец.

Но с чем российский театр придет к своему Году?

Эхо «Тангейзера» до сих пор гулко раздается на театральном пространстве.

«Дело “Седьмой студии”» — когда и чем оно разрешится? Освободят ли его фигурантов? Или же Год театра начнется исполнением обвинительного приговора?

опера | премьера

«Dunkel ist Weltraum, sehr dunkel». Премьера оперы Раскатова «GerMANIA» в Лионе

Текст: Анна Амрахова

Во французском Лионе состоялась премьера оперы Александра Раскатова «GerMANIA» по произведениям немецкого драматурга, поэта, эссеиста, режиссера Хайнера Мюллера. Постановка прошла с феноменальным успехом (все шесть показов — при переполненных залах) и заслужила восторженные отзывы в европейской прессе.

В материале «МО», подготовленном доктором искусствоведения Анной Амраховой — интервью с Александром Раскатовым и рассказ о премьере.

Из интервью: «Основные темы близки моей семье, и моей судьбе, и, в каком-то смысле, это судьба моей семьи…  У меня дед просидел восемь лет в Воркуте, а как раз у Хайнера Мюллера в пьесе Воркута фигурирует. Моя мать прошла через всю Европу в качестве фронтового врача и была в Сталинграде. Сталинград тоже был в этой книге. Мой дядя в 22 года погиб в танковом сражении — здесь тоже есть танковое сражение. Очень много было каких-то совпадений, и даже я умудрился родиться в день похорон Сталина, 9 марта 1953.

На самом деле, это очень близкий сюжет не только мне, но и очень многим людям, чьи семьи пострадали как от Гитлера, так и от Сталина… Своей задачей считал показать то, к чему может привести патология власти. Думаю, мы в этом с Хайнером Мюллером сходимся. Без власти, наверное, никакое государство не может существовать…  Но когда власть доведена до патологии — то, что в случае с Гитлером и со Сталиным совершенно очевидно — это превращается в гуманитарную катастрофу».

фестиваль

«Кому в Перми жить хорошо»

Текст: Екатерина Бабурина

Дягилевский фестиваль, 20.06.2018. Концерт хора musicAeterna. Фото Никита Чунтомов

В Перми прошел XII международный Дягилевский фестиваль. 11 летних дней вместили более 100 событий среди которых три мировые премьеры. Балетные и оперные спектакли, перформансы (в т.ч. ночные), концерты фортепианной, камерной и симфонической музыки. Теодор Курентзис и Ромео Кастеллуччи, МАСМ и Ensemble Modern, квартет musicAeterna и Надя Михаэль, Алексей Гориболь и Алексей Любимов… Материал на сайте «МО»

фестиваль | премьера

«Жанна д’Арк без костра»

Текст: Екатерина Бабурина

Спектакль-открытие прошедшего Дягилевского фестиваля и одновременно его главная премьера драматическая оратория «Жанна д’Арк на костре» Артюра Онеггера в постановке Ромео Кастеллуччи).

Сцена из спектакля "Жанна на костре". Дягилевский фестиваль, 14.06.2018. Фото Антон Завьялов

«Кастеллуччи в этом спектакле не пытается иметь дело с Жанной — исторической личностью или с Жанной — агиографическим персонажем. Зрителям показан сумасшедший мужчина, вообразивший себя Жанной д’Арк. Кастеллуччи даже обращается к нехарактерному для него театру прямых жизненных соответствий, достраивая к партитуре Онеггера 15-минутное пантомимное вступление. Невзрачный уборщик печального образа наводит порядок в кабинете школы для девочек, но уборка быстро превращается в освобождение помещения от лишней мебели и школьного порядка. Уборщик запирается в классе, крушит классную доску и наглядные пособия — и начинает слышать голоса в голове». Материал на сайте «МО»

фестиваль

«Трудно быть “Золотой Маской”»

Текст: Екатерина Бабурина

Обозреватель «МО» подводит итоги XXIV фестиваля «Золотая Маска»:

«Золотая маска 2018», церемония награждения. Фото Дмитрий Дубинский

«“Золотая Маска” продолжает отстаивать свои ценности. На церемонии вручения наград всех сплотила одна тема — солидарность с Кириллом Серебренниковым, Алексеем Малобродским, Софьей Апфельбаум и Юрием Итиным. <…> Решения жюри показали: театр не бросает своих. И хотя никакая «Золотая Маска», как и любая другая награда, никому не вернет свободы, но сам факт, что церемонию награждения показали по телевидению, ничего из нее не вырезав, свидетельствует, что <…> люди не только готовы смотреть то, что театр им показывает, но и слышать то, что театр говорит им прямым текстом». Материал на сайте «МО»

фестиваль

Борию ЮХАНАНОВ: «Парусники и ледоколы, катера, пароходы и яхты»

Художественный руководитель «Электротеатра Станиславский» Борис Юхананов выступил на публичной дискуссии «Новая прагматика. Ограничения и самоограничения в современном театре» в программе «Институт театра» фестиваля «Золотая Маска». Сравнив современный театр с флотилией, состоящей из самых разных судов — от парусников до ледоколов, Юхананов отметил: «И что же остается этой флотилии? Ей остается ощущать свою целостность во всем многообразии судов, которые ее составляют. То, что мы называем “консервативным разворотом”, касается не флотилии, а климата, в который она входит. Это не история театра, не намерение театра развернуться в какую-то сторону; климат ничего не может сделать с флотилией, кроме как уничтожить ее. Более того: если вдуматься, он никоим образом не может на нее воздействовать. Флотилия, эти суда — это что-то, что движется сквозь.

Борис Юхананов. Фото Олимпия Орлова

Существенно одно — как мы относимся друг к другу в этом движении. Путаем ли мы климат с соседом по судну, с другим кораблем, или же мы, невзирая на климат, продолжаем двигаться, радуясь тому, что мы движемся этой целостной, огромной коллекцией кораблей и парусников. В этом и заключено, собственно, наше действие — вести сам этот корабль. А вот возможность оторваться от этой стаи кораблей, уйти куда-то в другую сторону, вернуться — была, есть и будет, потому что это свойство театра».

музыкальный театр

Вячеслав Самодуров: «Екатеринбургский балет — это атомный реактор»

Текст: Богдан Королек

Екатеринбургский театр оперы вступает в свой 107-й сезон под новым брендом: Урал Опера Балет. В новом сезоне театр представит шесть премьер: две оперы и четыре балета.

Вячеслав Самодуров

Худрук балетной труппы Вячеслав Самодуров в интервью Богдану Корольку представляет балетный сезон и первый Урал Опера Балет Фест, проходящий под слоганом «Новая классика» и посвященный российскому академическому искусству дня сегодняшнего.

«Новый фестиваль отличается тем, что он проходит в Екатеринбурге и тем, что каждый сезон будет вращаться вокруг определенного явления или фигуры. В этом году такой фигурой стал Мариус Петипа, а полную программу мы вот-вот объявим. Добро пожаловать с 14 по 21 октября!» (В. Самодуров). Материал на сайте «МО»

оркестр

«Оркестр — всему голова»

Текст: Павел Райгородский

Материал посвящен Пятому Симфоническому форуму России, который пройдет с 5 по 13 октября в Екатеринбурге. Его организаторы — Свердловская филармония и Союз концертных организаций России. Начиная с 2010, когда Форум прошел впервые, на нем выступили 19 оркестров из 15 городов. А Екатеринбург вполне достоин называться оркестровой столицей России. В этом году концерты впервые пройдут в городах Свердловской области.

Помимо концертов, важнейшие составляющие оркестрового биеннале (Форум проходит по четным годам) — семинары по оркестровому делу, включающие доклады, дискуссии, круглые столы, лекции ведущих специалистов из-за рубежа. На Пятом форуме главный редактор «Музыкального обозрения» Андрей Устинов расскажет об оркестровых проектах «МО»;

участие приглашенных зарубежных маэстро. В этом году дирижировать Уральским академическим филармоническим оркестром на концерте-открытии приглашен финский дирижер Лейф Сегерстам;

композиторский конкурс «Петя и волк» на создание оркестрового сочинения для детей.

книги

«Я… принес известную пользу Театру»

В 2017 вышел в свет заключительный том «Дневников директора императорских театров Владимира Аркадьевича Теляковского — выдающегося деятеля русской культуры на рубеже XIX – XX веков. Окончен 20-летний труд большого коллектива, подготовившего к печати это уникальное издание, первый том которого появился в 1998 году. Удивительным, даже мистическим образом это 20-летие (1998–2017) ровно на 100 лет отстоит от периода службы Теляковского в качестве Директора Дирекции императорских театров (с 1898 по 1917 годы), а окончание проекта совпало со 100-летием Октябрьской революции.
«Дневники» изданы издательством «Артист. Режиссер Театр». Руководитель редакторской группы, работавшей над изданием «Дневников» — Марина Светаева, редактор всех шести томов — Ламара Пичхадзе.

Владимир Теляковский

Презентация «Дневников» прошла в Государственном институте искусствознания. «Когда читаешь, возникает потрясающее ощущение, что никаких ста лет нет. Что сегодня ты сталкиваешься, может быть, с чуть скорректированными во времени, но абсолютно теми же проблемами, с которыми сталкивался он», — сказал генеральный директор Большого театра Владимир Урин. А директор Театрального музея им. Бахрушина Дмитрий Родионов отметил необходимость продолжения работы по изучению уникальных документов той эпохи: «В связи с изданием Дневников Теляковского, мне кажется, встает задача полноценного исследования деятельности И.А. Всеволожского и анализа затеянной им реформы театрального дела. Необходимы публикации материалов, архивов В.П. Погожева, хранящихся в Санкт-Петербурге.

Необходимо вернуться к идее публикации мемуаров Теляковского, его воспоминаний о своей жизни до прихода в театр. Они названы «Моя биография. Несколько слов о современном обществе и театре». Мы могли бы продолжить работу и совместно выпустить и эту рукопись. Создание биографии Теляковского важно для современного театрального процесса, когда роль художественного руководителя, директора как никогда требует антрепренерского таланта».

проект

Газета анонсирует Всероссийский научно-практический информационный форум

Кликните, чтобы увеличить

«Современная музыкальная журналистика: образ музыкального пространства России XXI века». Форум посвящен 150-летию со дня рождения выдающегося деятеля русской музыкальной культуры и журналистики, основателя и бессменного главного редактора «Русской музыкальной газеты» Николая Федоровича Финдейзена (1868–1928), 125-летию «РМГ» (основана в 1893), 30-летию национальной газеты «Музыкальное обозрение» (в 2019) и проводится с июня по декабрь 2018 года во Владивостоке, Воронеже, Москве, Курске, Петрозаводске, Санкт-Петербурге, Томске.

Проект проводится на средства гранта Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства.

книга памяти

«Всех поименно назвать»

Газета «Музыкальное обозрение» совместно с обществом «Мемориал» продолжает публиковать имена музыкантов, репрессированных в годы советской власти. Пятая публикация

рифма в 100 лет

Страницы «Русской музыкальной газеты» Николая Финдейзена 1918 года: статьи памяти Клода Дебюсси, Цезаря Кюи, Василия Сафонова, Саввы Мамонтова.

in memoriam

Памяти Сергея Лысенко

Текст: Роман Берченко

«Судьба подарила ему счастье творчества, он увидел воплощение своей мечты — построенный и процветающий театр, ставший одним из лучших музыкальных театров страны. В качестве директора он сумел удержать «Новую Оперу» на плаву после смерти художественного руководителя — Евгения Колобова.

Однако судьба, казалось бы, всегда благоволившая к музыканту, в итоге обошлась с ним жестоко, не дав ему реализовать себя в полной мере, забрав его у нас в расцвете творческих сил».

in memoriam

Памяти Екатерины Гребенцовой

Текст: МО

«В 1995 Екатерина Гребенцова пришла в Санкт-Петербургскую филармонию — вначале на должность заведующей литературной частью, затем возглавила отдел по связям с общественностью. Именно в те, ее первые филармонические годы, началось тесное общение и сотрудничество Екатерины Гребенцовой и газеты «Музыкальное обозрение». В редакции ее ценили и как первоклассного специалиста — автора информационных материалов, и как человека, фактически стоявшего у истоков новой профессии — пресс-секретаря, специалиста по связям с общественностью. По итогам 1995 Гребенцова стала «Персоной года» в самом первом рейтинге газеты «Музыкальное обозрение» «События и персоны» и удостоена Премии «МО». Читать материал на сайте «МО»

in memoriam

Памяти Натальи Попович

Текст: МО

«В 1991 совместно с Евгением Колобовым и дирижером Сергеем Лысенко Наталья Попович стала одним из основателей театра «Новая опера». Вместе с ними она была удостоена Государственной премии РФ за 2003 за создание театра, ставшего одним из самых ярких явлений в музыкальной жизни новой России.

С 2003 по 2013, оставаясь главным хормейстером, занимала также посты председателя художественной коллегии театра и заместителя директора по творческим вопросам».

in memoriam

Памяти Виргилиюса Норейки

Текст: Мария Зуева

«Обладатель красивейшего тенорового тембра, всегда находившийся в форме», улыбчивый и подтянутый, Норейка выступал в лучших оперных театрах мира, пел перед первыми лицами СССР и не раз общался с ними, был желанным гостем «Голубого огонька» и других топовых телепрограмм, ключевой фигурой культуры стран Прибалтики».

конкурсы

Тексты: Ангелина Паудяль

Итоги и условия конкурсов, проводимых в 2018-2019 гг. под эгидой Ассоциации музыкальных конкурсов России.

специальный проект «МО» (№ 8, 433) 2018

Альт – арфа – контрабас

Газета анонсирует совместный проект Московской филармонии и «Музыкального обозрения» — абонемент «Альт – арфа – контрабас» в Камерном зале МГАФ. Представление и интервью — Андрей Устинов.

Исполнители — Сергей Полтавский (альт), Григорий Кротенко (контрабас), Александр Болдачев (арфа) — «уникальные музыканты и лидеры своего поколения: и как исполнители на своих инструментах, и не только».

Концерты пройдут 2 октября и 21 ноября 2018, 5 февраля 2019 года.

специальный выпуск «МО» (№ 8, 434) 2018

Хабаровская краевая филармония — 80 лет

В номере:

  • приветствие Губернатора Хабаровского края В. Шпорта
  • приветствие Министра культуры Хабаровского края А. Федосова;
  • «Продолжая традиции»: статья директора Хабаровской филармонии А. Емельянова;
  • «Музыкальная легенда края»: славное прошлое и сегодняшний день Дальневосточного академического симфонического оркестра;
  • коллективы Хабаровской филармонии: концертный ансамбль «Дальний Восток», ансамбль камерной музыки «Глория», Русский народный оркестр, филармонический театр «Геликон».

Официальный представитель Steinway & Sons в России
ООО «Старт-Вест-94» — STEINWAY & SONS, BOSTON, ESSEX

121170, Москва, Кутузовский пр-т, д. 41, стр. 1
Тел./факс (495) 280-72-74, 780-05-96, e-mail: sw7800596@yandex.ru
Гамбург, Ронденбарг 10, Д 22525, Германия, тел. +49-40-85-39-11-07 www.steinwaysons.ru
Гарантия фабрики-изготовителя, выбор концертных роялей D-274 на фабрике