Вышел № 12 (439, 440) газеты «Музыкальное обозрение» за 2018 год

Вышел № 12 (439, 440) газеты «Музыкальное обозрение» за 2018 год
Фото Андрей Устинов

В номере:

Год газеты «Музыкальное обозрение»:
в 2019 году «МО» исполняется 30 лет.
Проекты юбилейного года:
Всероссийский фестиваль «Музыкальное обозрение — OPUS 30»
История газеты: Борис Диментман — 90 лет со дня рождения, Петр Меркурьев — 75 со дня рождения. Имена, события, цифры, факты. Лучшие публикации 30-летия.
Концертные программы газеты «МО» и Московской филармонии: «Мир музыки Всеволода Мейерхольда». www.баян.ru. «Персона – композитор. Представление и интервью —
Андрей Устинов» (11-й сезон). «Альт – Флейта – Контрабас».
VI Транссибирский Арт-Фестиваль 2018. Академия Арт-журналистики: «МО» совместно с Высшей школой экономики. Новосибирск, апрель 2019.
XVI конкурс имени П.И. Чайковского. VII Конференция Ассоциации директоров музыкальных конкурсов. Москва – Клин, июнь 2019.
Год Вайнберга: 100 лет со дня рождения.

персона

Алексей Васильев: «Самое дорогое в жизни — время»

Интервью — Андрей Устинов

«Когда я подхожу к нашему зданию, первый взгляд — вверх, на сосульки… Если что-то не так, звоню проректору: «Что будем делать?» Он мне отчитывается: «К 12 придут сбивать». Но до 12 все равно на душе неспокойно. Сбили — полегчало. Не думаю, что Глазунов занимался этим. Хотя я не осмелюсь себя с ним сравнивать».

Алексей ВАСИЛЬЕВ. Фото пресс-службы Санкт-Петербургской консерватории

Ректор Санкт-Петербургской консерватории Алексей Васильев — о том, когда завершится реконструкция вуза, об оперном театре консерватории, сосульках на крыше и своих великих предшественниках.

специальный выпуск «МО»

Мечислав Вайнберг. 100 лет со дня рождения в 2019 году

Тексты: Андрей Устинов, Ольга Рахальская, МО

5 декабря, так уж сложилось — за год до 100-летия со дня рождения Мечислава Вайнберга — начался Год Вайнберга в России. В 11 часов утра открылась музыковедческая конференция в ГИИ на которой прозвучал доклад о состоянии наследия Вайнберга.

В 14.00 в Большом театре России состоялось первое заседание Организационного комитета по проведению в России в 2019 Года Мечислава Вайнберга, к 100-летию со дня рождения выдающегося композитора.

Мечислав Вайнберг. Фото из архива Ольги Рахальской

Вечером в Посольстве Республики Польша состоялся концерт и прием по случаю открытия Года Вайнберга в России и презентация Собрания сочинений композитора.

«В XXI веке интерес к творчеству Вайнберга неуклонно растет во всем мире, в последние 10 лет — и в России. Ставятся его оперы, звучат симфонии, квартеты, концерты.

Газета «Музыкальное обозрение» стала локомотивом «Вайнберг-проекта» в нашей стране и инициировала проведение в 2019 Года Вайнберга в России» (Андрей Устинов, исполнительный директор проекта «Вайнберг — 100»).

«Есть момент, может быть, основополагающий, базовый для темы ‘Вайнберг и опера”. Он фактически родился и первые 19 лет жизни в Варшаве жил в театре. Он был пропитан театром во всех его составляющих. Сам Бог велел ему писать оперы, для него это было абсолютно естественно.

Поэтому появление ‘театра Вайнберга’ отнюдь не случайно, о чем говорил в программе “Наблюдатель”, которая вышла накануне нашего форума, Александр Борисович Титель. Как театр Бриттена, так и театр Вайнберга — вполне закономерное явление. Оно просто где-то задержалось». Материалы Круглого стола «Оперы Мечислава Вайнберга в контексте современного театра», состоявшегося в Москве в рамках Международного форума «Мечислав Вайнберг (1919-1996). Возвращение».

книги

«Наследие Ю.Н. Холопова: история с продолжением»

Текст: Лариса Кириллина

«Холопов нередко цитировал на лекциях иронические стихи, которые слышал от своего учителя И.В. Способина — то была эпитафия воображаемому ученому от благодарных учеников, завершавшаяся громогласными строками:
…И пронесут твое ученье
через века без измененья!»

Юрий ХОЛОПОВ

Профессор Московской консерватории Лариса Кириллина представляет новые книги:

«О принципах композиции старинной музыки: Статьи и материалы» выдающегося ученого- музыковеда Ю.Н. Холопова и сборник статей «Музыкальные миры Юрия Николаевича Холопова»: материалы конференции в Московской консерватории, посвященной 80-летию со дня его рождения в 2012 году.

книги

Тридцать три музыкальных портрета

Текст: Леонид Аускерн

Ефим Барбан. Искусство возможного. Встречи с музыкантами ХХ века. От Мессиана до Штокхаузена.

«Музыка обрела черты бисмарковского утилитарного “искусства возможного”, а по существу “искусства вседозволенного” — запретного, невозможного ранее для нее выхода за пределы эстетических и этических доктринальных предписаний европейской музыкальной системы в ее классическо-романтическом понимании».

Издательство «Композитор • Санкт-Петербург» представляет новую книгу известного журналиста Ефима Барбана, герои которой — 33 композитора XX-XXI веков: О. Мессиан, К. Штокхаузен, А. Дютийе, Л. Берио, Л. Бернстайн, Э. Картер, Дж. Кейдж, Дж. Крам, Я. Ксенакис, Э. Кшенек, В. Лютославский, К. Пендерецкий, Т. Такемицу, Х.В. Хенце и многие другие

книги

Неслучайная книга о случайности

Текст: Галина Григорьева

Марина Переверзева. «Алеаторика как принцип композиции»

Как пишет рецензент, профессор МГК Галина Григорьева, с выходом этой книги «Столь масштабное исследование алеаторики есть только в России. В книге, не имеющей аналогов в мировом музыкознании, решается научная, терминологическая и методологическая проблематика, связанная с алеаторикой и нетрадиционной формой, имеющая теоретическое и практическое значение для современной музыкальной культуры».

книги

Портрет современного Композитора

Текст: Владимир Сыров

Анна Амрахова. «Современная музыкальная культура. В поисках самоопределения».

«Нужно ли композитору говорить и писать о музыке? Или он все сказал своим творчеством и ему лучше сосредоточиться на создании собственных произведений? И в какой степени погружение в интонационно-звуковой материал гарантирует возможность выхода на широкие обобщения? Книга доктора искусствоведения Анны Амраховой — труд, отражающий все многоцветье композиторских мнений о путях развития отечественной музыки сегодня».

100 лет назад

«Русская музыкальная газета». Последняя публикация. Приношение Николаю Финдейзену

Текст: Андрей Устинов, «МО», «РМГ»

«От редакции. В номере 5/6 Р.М.Г. редакция заявила о временной приостановке издания. Все-таки нам удалось с тех пор выпустить еще три очередных номера Рус. Муз. Газ., несмотря на все материальные и технические затруднения. Так как, в виду сложившихся обстоятельств, Редакция не имеет возможности предвидеть срока возобновления печатания дальнейших №№ и самого продолжения издания, то, во избежание жалоб со стороны подписчиков, Редакция предлагает возвратить подписчикам половину подписной цены. Деньги будут высылаться или выдаваться по первому заявлению подписчиков» (РМГ, июль-август 1918, № 11-12)

В 1918 году прервалась история «Русской музыкальной газеты» Николая Финдейзена. Последние публикации последнего номера.

«Ее убил не интернет, которого тогда не было, и не рынок. Ее убила революция. Тот самый “грядущий хам”, о котором писал в 1906 Мережковский.

Ее могильщиками стали большевики, которые привели к краху и великую русскую музыкальную культуру» (Андрей Устинов, главный редактор «МО»).

книга памяти

«Не забыть и не повторить»

Газета «Музыкальное обозрение» продолжает печатать списки имен музыкантов, репрессированных в годы советской власти. Седьмая публикация. Списки предоставлены обществом «Мемориал».

назначения

В газете представлены министры и руководители департаментов культуры Адыгеи — Ю. Аутлев, Владимирской области — А. Бирюкова, Красноярского края — А. Зинов, Приморского края — В. Соколов, Якутии — Ю. Куприянов; директора Саратовской филармонии — А. Николаева, Красноярской филармонии — Е. Стодушный.

некрологи

«МО» публикует статьи памяти ушедших из жизни музыкантов: скрипачки Нины Бейлиной певца Максима Михайлова, бывшего ректора Уральской консерватории Евгения Блинова, профессора Нижегородской консерватории Альберта Шаховского.

Нина БЕЙЛИНА

конкурсы

Итоги и условия российских и международных конкурсов, проводимых в России в 2018-2019 года под эгидой Ассоциации музыкальных конкурсов России.

камерата России

От Вологды до Астрахани, от Архангельска до Тюмени. Итоги сезона 2017/2018 российских камерных оркестров.

Официальный представитель Steinway & Sons в России
ООО «Старт-Вест-94» — STEINWAY & SONS, BOSTON, ESSEX

121170, Москва, Кутузовский пр-т, д. 41, стр. 1
Тел./факс (495) 280-72-74, 780-05-96, e-mail: sw7800596@yandex.ru
Гамбург, Ронденбарг 10, Д 22525, Германия, тел. +49-40-85-39-11-07 www.steinwaysons.ru
Гарантия фабрики-изготовителя, выбор концертных роялей D-274 на фабрике