Встречайте новое поколение лидеров классической сцены Берлина

Дирижеры Владимир Юровский, Робин Тиччиати, Айнарс Рубикис, Кирилл Петренко
Встречайте новое поколение лидеров классической сцены Берлина
Владимир Юровский, Робин Тицциати, Кирилл Петренко, Айнарс Рубикис. Фото Hiroyuki Ito для The New York Times; Robbie Jack/Corbis от Getty Images; Виктор Дмитриев; Wilfried Hösl/Agence France-Presse от Getty Images
При наличии трех полноценно функционирующих оперных театров, семи основных симфонических оркестров и большого количества хоров мирового уровня — все они щедро финансируются германским правительством — Берлин, возможно, самый активный в музыкальном отношении город на земле. Он также достиг момента перемен, своего рода перехода, так как подросло новое поколением молодых дирижеров со всего мира. В то время как Даниэль Баренбойм, 75 лет, остается “деканом” Берлинской музыкальной сцены, а еще один ветеран, 77-летний Кристоф Эшенбах, возвращается в Берлин в 2019 году, чтобы возглавить Оркестр Концертхауса, многие пожилые маэстро передают свою палочку музыкальным лидерам нового поколения. Вот беглый взгляд на некоторых из этих вновь прибывших, на тех, кто способен оживить уже несколько традиционный музыкальный пейзаж.

Робина Тиччиати заметили в 2005 году, когда в возрасте 22 лет он стал самым молодым маэстро, когда-либо дирижировавшим в легендарном Театре Ла Скала в Милане. В сентябре 2018 этот, уже 34-летний лондонец, станет главным дирижером и художественным руководителем Немецкого симфонического оркестра, основанного в 1946 году в Западном Берлине американскими оккупационными войсками.

За то время, пока он дирижировал Шотландским камерным оркестром или фестивальным оркестром Глайндборна в Англии, а также появлялся в качестве приглашенного дирижера в Метрополитен, его заметили многие благодаря его энтузиазму и энергичности. Довольно смелая программа «инагурационного» концерта с Немецким симфоническим этой осенью, кажется, специально подготовлена, чтобы оркестр мог “выпендриться”, показать себя и своего нового маэстро в универсальном репертуаре сродни хамелеону. Программа включает «топовый выпендреж»: «Так говорил Заратустра» Р. Штрауса, наряду с Французскими сюитами эпохи барокко и большим числом современных сочинений.

Еще один британец, прибывший в Берлин в этом сезоне, чтобы возглавить знаменитый смешанный камерный хор радио RIAS. В сентябре 2017 Джастин Дойл, 42 лет, «вступил в права владения» в качестве главного дирижера и художественного руководителя хора — с циклом из двух концертов духовной музыки Монтеверди. Концерты “перемещались” между новым залом Фрэнка Гери имени Пьера Булеза и Церковью Св. Ядвиги. Под большим куполом реконструированной церкви месса «In illo tempore» Монтеверди доносилась как бы со всех сторон резонирующего помещения. В новом эллиптическом концертном зале Гери “Vespro della beata vergine” заполняла деревянные конструкции до краев.

Репертуар хора радио RIAS достаточно широк и разнообразен, хотя коллектив наиболее известен исполнением старинной музыки. Программы этой весны совмещают Баха и Томаса Луиса де Викторию с сочинениями композиторов XX века Ханса Вернера Хенце и Джеймса МакМиллана. «Мы всегда живем в континууме. Это то, что мне интересно, – рассказывает Дойл. – Когда вам говорят, что вы должны исполнять только «старинную музыку», это ужасно глупо и скучно – жить в своем отдельном уголке».

Дойла также связывают долгие взаимоотношения с Northern Opera в Лидсе, Англия. Его оперный опыт должен быть полезен для некоторых проектов RIAS – записей опер Моцарта с Янником Незе-Сегеном, назначенным музыкальным руководителем Метрополитен. (После недавних показов «Милосердия Тита», цикл продолжится этим летом в Германии «Волшебной флейтой»).

Гийс Лиинарс дирижирует Хором берлинского радио. Фото Hiroyuki Ito для The New York Times

Хор Берлинского Радио (The Rundfunkchor Berlin) принадлежит «жизненно важной» семье городских радио-коллективов, известной как ROC Berlin. В последние годы Хор Берлинского радио стал чем-то вроде “домашнего” хора для Берлинской филармонии, и заслужил множество восторженных отзывов за свою важную роль в исполнении вместе с оркестром Питера Селларса «Страстей по Матфею» Баха. С этим произведением оркестр и хор много путешествовали, начиная с 2010 года.

С 2015 года хором управляет 39-летний датчанин Гийс Лиинарс (Gijs Leenaars), который ранее возглавлял Хор Радио Нидерландов. «Классическая музыка в Голландии всегда под угрозой, – отметил Лиинарс в интервью, касаясь серьезного урезания культурного бюджета страны начиная с 2011 года. – В этом городе, — продолжал он, говоря уже о Берлине, — культура занимает совершенно другое место, отличное от того, что происходит в моей стране. Ни одного дня не проходит, чтобы я лишний раз не отмечал это, не убеждался в этом».

Хор Берлинского радио регулярно работает с разными оркестрами города, но также и развивает собственные проекты. Такие, как глубокая, вдумчивая интерпретация «Немецкого реквиема» Брамса, с которым они приезжали в Линкольн Центр, в Нью Йорк на фестиваль «Белый свет» (White Light) в 2016. В октябре ансамбль открыл сезон другой интересной программой: совместной постановкой с режиссером и дизайнером Робертом Уилсоном «Лютер: Танцуя с Богами», приуроченной к 500-й годовщине Реформации. Сценическое действо сопровождала музыка Баха, Кнута, Нистедта и Стива Райха.

«Кирилл… кто?» спрашивали многие летом 2015, когда Берлинская Филармония выбрала нового главного дирижера, преемника Саймона Рэттла. Маэстро из России Кирилл Петренко пользуется большим уважением по всей Европе, но почти не известен за ее пределами (потому что почти не выезжал за ее пределы). Нью-йоркские меломаны, получившие редкую возможность увидеть и услышать работу Кирилла Петренко в марте прошлого года, во время гастрольного тура Баварской оперы, где он пребывает в должности главного дирижера с 2013. Его дебют в Карнеги холле — опера Штрауса «Кавалер Розы». К этому композитору, так же как и к Вагнеру, дирижер испытывает особое благоговение.

Для 45-летнего Петренко, который возвращается в Берлин летом 2019, новая работа – это также и возвращение домой. С 2002 по 2007 он занимал должность музыкального руководителя Комише Опер (Берлин). Однако, как раз отчасти из-за его репутации оперного дирижера, решение филармоников многих удивило. В марте прошлого года он был впервые приглашен продирижировать оркестром с программой, которая включала накаленное страстями исполнение Шестой симфонии Чайковского.

Джастин Дойл, новый главный дирижер и художественный руководитель камерного хора радио RIAS. Фото Matthias Heyde

«Этот оркестр имеет настоящую страсть, он горит… Это качество иногда требуется держать под контролем, приводить в порядок, чтобы в свою очередь дать огню полыхнуть в нужный момент, — мягко замечает Петренко виолончелисту Олафу Манингеру в разговоре, записанном на видео для интернет-платформы Digital Сoncert Hall. «Если вы знаете, какой потенциал имеет этот оркестр, тогда в качестве дирижера вы конечно же захотите раскрыть его», — добавляет он с улыбкой.

Среди всех этих новых лидеров — 45-летний Владимир Юровский, недавно назначенный главным дирижером Симфонического оркестра Берлинского радио. Он, возможно, является самым занятым в мире дирижером. С 2007 года этот “горячий русский” руководит Лондонским филармоническим оркестром. Под его руководством также оркестр в Москве. В качестве приглашенного дирижера он дирижирует по всей Европе, и из всех перечисленных здесь дирижеров он единственный — с большим опытом работы со многими американскими оркестрами.

В Берлине он не иностранец. После учебы в консерватории Ханса Эйслера, он был дирижером в Комише опер с 1997 по 2001. И, также как и Петренко, Юровский — большой специалист в области оперы. Он провел дюжину лет в качестве дирижера фестивального оркестра в Глайндборне (сейчас его наследник в Глайндборне – маэстро Тиччиати), заслужив восторженные отзывы за постановку оперы Р. Штрауса «Женщина без тени» в Метрополитен Опера в 2013 и оперы Берга «Воццек» прошлым летом в Зальцбурге.

Владимир Юровский. Фото Виктор Дмитриев

Возможно, именно страстью к опере объясняется явный крен Юровского в сторону драматических музыкальных произведений. Так, первый сезон оркестра Берлинского радио — старейшего в Берлине радиооркестра, основанного в 1923 году — включает монументальное исполнение Второй симфонии Малера «Воскресение» (с участием Хора Берлинского радио), также как и Третьей и Пятой симфоний Бетховена. В интерпретации Юровского «противостояли мании величия с глубиной и тональной простотой, которые заставляли многие уже известные записи этих произведений выглядеть бледными», – написала Берлинская газета «Тагесшпигель».

Каждый, кто следит за классической музыкой в Берлине, знает особый аромат Комише опер, наиболее мятежного и нетрадиционного из трех оперных домов, под руководством нового художественного руководителя, Барри Коски. В следующем сезоне оперная компания приглашает Айнарса Рубикиса, 39-летнего латвийца, в качестве музыкального руководителя. Ранее эту должность занимали Курт Мазур и Кирилл Петренко.

После того, как Рубикис выиграл конкурс дирижеров в Бамберге (Германия) в 2010 и в Зальцбурге в 2011, Рубикис был музыкальным руководителем Новосибирского театра оперы и балета в России с 2012 по 2014. Этим летом, он дебютировал в качестве директора Комише опер с  оперой «Нос» Шостаковича в постановке Коски.

Маттиас Шульц, новый генеральный директор Берлинской государственной оперы. Фото Isa Foltin / Getty Images

Но «молодые» находки Коски не ограничиваются одним лишь Юровским. Новый капельмейстер (или, проще говоря, штатный дирижер) Джордан де Суза, 29 лет, открыл сезон захватывающим исполнением «Пеллеаса и Мелисанды» Дебюсси.

40-летний Маттиас Шульц, генеральный директор, или интендант Берлинской государственной оперы (или Государственной оперы на Унтер-ден-Линден) – единственный немец среди новых молодых лидеров берлинской музыкальной сцены. С 2012 по 2016 годы он руководил Международным фондом Моцартеум в Зальцбурге. Он силен как в музыке (учился как классический пианист), так и в финансах (изучал экономику в своем родном Мюнхене). Ожидается, что он применит все эти свои знания и опыт в старейшей оперной компании Берлина. Однако, в отличие от прошлых интендантов, Шульц не будет ставить оперы для компании, которая только что вернулась в свое историческое здание после семилетнего ремонта.

По словам Даниэля Баренбойма, музыкального руководителя с 1992 года, Берлинская государственная опера сейчас прилагает большие усилия для привлечения индивидуальных и корпоративных спонсоров, так как страна теряет традиции частной филантропии, столь мощные в прошлом.

«Я работал в Европе: в Париже, здесь, и в Чикаго. Я знаю обе системы, — говорит Баренбойм. — В Чикаго нет «народных» денег, однако в Берлине нет «частных» денег. И ни одна из двух систем не будет работать в мире XXI века. Необходимо соединение того и другого».

Баренбойм назвал приглашение Шульца, который сменит уходящего генерального директора Юргена Флимма, «очень мягким переходом».

«Шульц очень открытый ко всему новому, — добавил Баренбойм. – Он продолжит ставить новые оперы, продолжит открывать новые произведения. Мы предполагаем начинать каждый сезон чем-то необычным».

«Я хочу показать ту артистическую страсть, страсть к искусству, которая не исключает экономического чутья», — сказал Шульц. Для Берлина — города, известного своей самой успешной в Европе экономикой, известного как культурная Мекка, бывший мэр которого провозгласил город «бедным, но сексуальным», эта идея звучит и проницательно, и зрело одновременно.

Источник публикации The New Yourk Times, by A. J. Goldmann, Jan. 19, 2018