«Воскресение» Генделя: российская премьера оратории (14 апреля 2023, Концертный зал имени Чайковского)

«Воскресение» Генделя: российская премьера оратории (14 апреля 2023, Концертный зал имени Чайковского)
Фото: https://meloman.ru/

14 апреля 2023 в Московской филармонии состоится российская премьера оратории Генделя «Воскресение». За пультом Московского камерного оркестра Musica Viva – его художественный руководитель Александр Рудин. Солисты: Диляра Идрисова (сопрано), Лилия Гайсина (сопрано), Мария Остроухова (меццо-сопрано), Сергей Годин (тенор), Владимир Красов (бас).

Российская премьера оратории «Воскресение» в Страстную пятницу – не только крупное музыкальное событие, но и новая яркая страница в истории «генделевского ренессанса», продолжающегося в Московской филармонии уже почти 15 лет. Старт ему дало исполнение оперы «Орландо» в апреле 2009, в котором также принимал участие оркестр Musica Viva. Под управлением Александра Рудина коллектив участвовал в исполнении таких крупных сочинений Генделя, как серенада «Ацис, Галатея и Полифем», драматическая кантата «Аполлон и Дафна» и оратория «Теодора». В рамках фестиваля «Георг Фридрих Гендель: мир горний и мир дольний» оркестр Musica Viva представил масштабную программу духовных сочинений Генделя.

Эту линию продолжает российская премьера «Воскресения». Сочинение будет исполнено в традициях исторически-информированного исполнительства в строе 415 Hz; в составе оркестра присутствуют исторические инструменты – блокфлейты, траверс-флейты, барочные гобои, фаготы, трубы, виола да гамба.

«Я входил в музыку Генделя постепенно и особенно люблю его ранний, итальянский период творчества, к которому относится и “Воскресение”, – рассказал Александр Рудин. – Даже удивительно, что это российская премьера! Не скрою, я сознательно искал у раннего Генделя сочинение, которое у нас бы еще не звучало, нашел эту ораторию, и ее исполнение удивительным образом соотносится с событиями, которые западные христиане отметили на прошлой неделе, а православные отмечают в эти дни. Меня такие совпадения всегда радуют, думаю, они не случайны».

«Воскресение» – сравнительно раннее сочинение Генделя, одна из немногих его ораторий, связанных не с ветхозаветной, а с христианской тематикой. Ее премьера состоялась 315 лет назад, в апреле 1708. Двум исполнениям 8 и 9 апреля предшествовали три открытые репетиции с приглашенной публикой, оркестром дирижировал композитор и скрипач Арканджело Корелли.

В российской премьере участвуют певцы международного класса с большим опытом исполнения музыки барокко – Диляра Идрисова (сопрано), Лилия Гайсина (сопрано), Мария Остроухова (меццо-сопрано), Сергей Годин (тенор) и Владимир Красов (бас).

Оратория «Воскресение» создана почти одновременно с еще одной – «Триумф Времени и Разочарования», за несколько сезонов ставшей на отечественной сцене хитом.

«Можно только порадоваться за “Триумф”, который стал исполняемым сочинением, а до недавних пор не был хорошо известен нашей аудитории, – размышляет Александр Рудин. – Теперь ее ждет “Воскресение”: сочинение не только очень красивое, но и довольно компактное, в отличие от многих больших генделевских опер и ораторий. И то, что “Воскресение” будет исполнено в эти весенние дни, можно в нашей действительности назвать светлым знаком».

«МО»