Владимир Толстой: «Одной из форм управления может быть Российский фонд культурного развития»

Владимир Толстой: «Одной из форм управления может быть Российский фонд культурного развития»
Фото Серегей Бобылев / ТАСС
Владимир Путин 5 февраля по итогам заседания Совета по культуре и искусству поручил подготовить проект закона “О культуре”. Это должно случиться к 1 июля 2018 года. Насколько реальны такие сроки, в интервью ТАСС рассказал советник президента по культуре, председатель попечительского совета Фонда кино Владимир Толстой.

<…>

— Глава государства дал поручение разработать новый закон о культуре. В декабре было озвучено, что проект закона реально разработать за полгода. На сегодня сроки не изменились?

— Есть перечень поручений с конкретными сроками. На поручениях, касающихся концепции закона о культуре, стоит срок 15 марта 2018 года. Что касается проекта закона — внесение предполагается до 1 июля. Концептуально закон должен быть выработан в кратчайшие сроки. Концепция — это самое важное. Если эти подходы будут одобрены, то на их основании начнется конкретная работа. Это потребует еще нескольких месяцев. Думаю, что к лету они должны быть разработаны. Потом состоятся общественные обсуждения.

— На ваш взгляд, есть ли что-то, без чего закон точно не сможет существовать?

— Если говорить о главных вещах: важно вывести культуру из социальной сферы и выделить в отдельное направление внутренней политики государства. С середины 1990-х годов и до начала 2000-х страна пыталась избавиться от коммунистической идеологии. И тогда культура попала в социальный блок, которому органически она чужда. Конечно, вопросы пенсии, семьи, труда для страны важнее. И культура всегда будет оказываться на обочине. Все законодательство выстроено так, что оно не учитывает особенностей специфики культуры. Она занимает 0,49% ВВП в бюджете. Но культура попадает под общую гребенку — под все сокращения. При этом культуру подчас воспринимают как узковедомственное понятие, как управление учреждениями культуры. Но в государственном масштабе культура — это формирование личности, наряду с образованием, просвещением, молодежной политикой. И она должна регулироваться отдельно, нужно создавать условия для другой атмосферы в обществе. “Прививка культурой” должна впоследствии сделать юных людей посетителями театров, консерваторий.

— Несколько лет назад, когда были утверждены основы государственной культурной политики, появилась идея создать Российский фонд культурного развития. Но пока о нем ничего не слышно, от этого проекта в итоге отказались?

— Нет, как раз к этой идее сейчас решено вернуться. Создание фонда было закреплено в основах государственной культурной политики в 2014 году, из которых и должен был вырасти новый закон о культуре. И тогда встает вопрос о дополнительном механизме управления. Одной из форм управления может быть Российский фонд культурного развития. Федеральная целевая программа “Культура” заканчивается в 2018 году, она не будет возобновлена. А это был бы тот инструмент, который, в частности, позволял бы поддерживать инициативы в регионах.

— Если говорить в целом о культуре, она тоже, на ваш взгляд, финансируется недостаточно?

— У нас существуют очень большие расслоения. Есть учреждения, которые финансируются хорошо. Большой театр, Мариинский, Эрмитаж, Третьяковская галерея. Им странно было бы жаловаться. При этом их проекты действительно масштабны и нужны государству. Но здесь финансирование соразмерно тем задачам, которые стоят. Дальше идет следующий уровень учреждений, которые поддерживаются гораздо более скромно. Есть позитивные изменения, но у нас недостаточно, к примеру, концертных и театральных залов. Хорошие оркестры, хорошие театральные постановки не могут приезжать даже в довольно крупные города, потому что там нет площадок. Если говорить об увлечении финансирования, деньги бы точно не пропали. Они пошли бы на развитие очагов культуры. У нас огромная страна. И Москва, Санкт-Петербург, Казань, Екатеринбург хорошо обеспечены культурой, у людей есть огромный выбор на любой вкус. Но другие города во многом лишены качественной инфраструктуры. Мало кинотеатров.

Сейчас совместно с Минкультуры Фонд кино поддерживает строительство кинотеатров в малых городах. Но совсем плохо дело — на муниципальном уровне. Плохо и с зарплатами, и с материально-технической базой. Это несправедливо. И эта забота должна происходить в том числе и на федеральном уровне.

Культура могла бы способствовать тому, чтобы меньшее количество молодых людей было бы подвержено негативному влиянию. Когда мы экономим на культуре, потом вынуждены больше средств вкладывать в общественную безопасность, в систему предотвращения правонарушений. Если средства вовремя направить на воспитание и просвещение молодежи, это позволит экономить значительные средства, которые сейчас уходят на подавление негативных тенденций.

— Вы уже почти шесть лет на посту советника президента. И, с одной стороны, у вас должность публичная, вы всегда на виду, с другой стороны, не могу вспомнить какие-нибудь связанные с вами скандалы…

— И слава богу!

— Что для вас за эти шесть лет было особенно сложным или чрезвычайно интересным?

— Интересна сама задача. Меня по-прежнему вдохновляет то, что могу пытаться реализовать на государственном уровне те вещи, в которые верю. Когда был директором музея-усадьбы “Ясная поляна”, понимал список задач, их реализация зависела от меня. Сейчас задачи гораздо более сложные, амбициозные, важные, касающиеся защиты прав культуры, продвижения культуры в рамках всей страны. Это ответственное и серьезное дело. Очень горжусь основами государственной культурной политики, это тот редкий случай, когда документ признали и приняли люди даже противоположенных идеологических взглядов. Сейчас мы это пытаемся реализовать на практике.

Мне ни за что не стыдно. Есть некоторое разочарование, что какие-то вещи могли бы быть реализованы раньше. Я действительно, по счастью, стараюсь очень взвешено высказываться в публичном поле, поскольку культура — деликатная сфера. К людям, которые в ней живут, работают, служат, нельзя подходить примитивно, грубо. Если мы заинтересованы в сложном человеке, мы должны к нему с таким же понимаем и уважением подходить. Любое нарушение этих правил как раз и ведет к скандалам. Я — за бережное отношение к культуре, к наследию, к людям, которые этим живут. Пытаюсь им помочь. Это и есть мое кредо.

Источник публикации ТАСС, 14.02.2018, беседовала Наталья Баринова (опубликован фрагмент интервью, полностью интервью читайте на сайте ТАСС)