VII Фестиваль современной музыки имени Кара Караева не состоится из-за отсутствия финансирования

VII Фестиваль современной музыки имени Кара Караева не состоится из-за отсутствия финансирования
Кара Караев.
Фарадж Караев, сын композитора Кара Караева, чье столетие со дня рождения отмечалось 5 февраля, опубликовал на сайте Международного фестиваля современной музыки имени Кара Караева открытое письмо. В нем он отмечает, что VII Фестиваль современной музыки имени Кара Караева, запланированный на 12-14 апреля 2018 года, не состоится из-за отсутствия финансирования. Приводим текст письма полностью.

Дорогие любители музыки, дорогие друзья, коллеги!

Очередной, VII Фестиваль современной музыки имени Кара Караева, запланированный на 12-14 апреля 2018 года, не состоится – в стране в год 100-летия композитора не оказалось необходимых средств для его проведения.

Хочу напомнить, что наш Фестиваль берет начало еще в советские времена – первые два мы провели в 1986 г. и 1988 г. – во времена так называемого застоя, преодолев ожесточенное сопротивление госчиновников и бюрократов.

III Фестиваль, несмотря на колоссальные трудности, нам удалось провести в нелегком 1990 году, в то время, когда страна стояла на грани катастрофы.

По инициативе министра культуры и туризма Азербайджана А. Гараева и главного дирижера и художественного руководителя Азербайджанского государственного симфонического оркестра им. Уз. Гаджибекова Р. Абдуллаева Фестиваль был реанимирован в 2011 году. IV, V и VI Фестивали состоялись уже в независимом Азербайджане. Мы горды тем, что нам удалось вывести Фестиваль на европейскую орбиту.

За эти годы в Баку впервые были исполнены сочинения классиков XX века – от А. Шенберга, А. Веберна и А. Берга до И. Стравинского и Д. Кейджа, от Ф. Церха и Э. Крженека до П. Хиндемита и Д. Шостаковича, сочинения авторов второго европейского авангарда К. Штокзаузена, Б. Нильсона, П. Булеза, таких выдающихся представителей музыки второй половины XX века, как О. Мессиан, Я. Ксенакис, Л. Берио, Б. Мадерна, М. Кагель, Д. лигети, В. Лютославскипй, Б. Фернихоу, Ж. Гризе, Т. Такемицу, С. Шаррино, К. Саарьяхои. многих других. Неоднократно исполнялись А. Волконский, Э. Денисов, Н. Каретников, С. Губайдулина, В. тарнопольский, А. Раскатов, В. Екимовский, А. Вустин – выдающиеся композиторы сегодняшней России, а также классик современной украинской музыки В. Сильвестров.

На каждом Фестивале символически звучало одно сочинение Кара Караева, композитора, подготовившего пути развития новой музыки в Азербайджане, а также наиболее значительные сочинения азербайджанских композиторов А. Меликова, Х. Мирзазаде, И. Гаджибекова и других, чье творчество вписывается в контекст понятия новая музыка.

В Баку приезжали известные европейские коллективы Asko/Schonberg (Голландия), Reconsil Wien (Австрия), Freiburg Percussion Ensemble и Ensemble Ascolta (Германия), AVA Dance Company (Германия/Испания). Accroche Note (Франция), Ансамбль ударных инструментов М. Пекарского, Студия Новой Музыки и Questa Musica (Россия). Азербайджан представляли Азербайджанский государственный симфонический оркестр имени Узеира Гаджибекова, Государственный камерный оркестр имени Кара Караева, Ансамбль Con Tempo, дирижеры Р. Абдуллаев и Ф. Ибрагимов, солисты Ф. Мамедова (сопрано), Р. Рзаева, Ф. Али-заде, Г. Аннагиева (фортепиано), Э. Искендеров (виолончель), Р. Мамедов (гитара) и многие другие.

Среди зарубежных исполнителей назову дирижеров Б. Вульфа и Т. Энгеля (Германия), И. Дронова и Ф. Чижевского (Россия), В. Рунчака (Украина), пианистов А. Любимова и И. Соколова (Россия, Н. Жвания (Грузия), К. Нишии (Автрия/Япония), М. Вормса (Голландия), М. Высоцкую (орган. Россия), скрипачей Л. Исакадзе (Грузия), Х. Шнеебергера и П. Копачинскую (Швейцария), С. Малышева (Россия), виолончелистов А. Ивашкина (Россия/Англия) и Х. Воуденберга (Германия), гитариста К. Яггина (Швейцария), вокалистов из России Е. Кичигину, Н. Зелянкову, А. Капланова, С. Малинина и сопрано из Австрии К. Амано.

Мы работали не за страх, а за совесть! Не могу не вспомнить музыковеда Р. Фархадова – блестящего модератора научно-теоретических конференций, благодаря которому сухое научное общение превращалось в интригующее действо, музыковеда Д. Селимханова, человека энциклопедических знаний, советы которого были бесценны для нас, композитора Э. Мирзоева, выступившего не только как автор сочинений, исполненных в концертах, но и автора прекрасных буклетов – и художник, и музыковед. и переводчик. Благодаря усилиям А. Михаилова – директора трех последних Фестивалей и Ш. Самедова – директора Азербайджанского государственного симфонического оркестра им. Уз. Гаджибекова, организация концертов, проходивших в различных залах Баку, была безупречной.

Сегодня все это уже, к сожалению, в прошлом. Жизнь Фестиваля на этом закончилась. и сказать «Le festival est mort, vive le festival», перефразируя знаменитое «Le Roi est mort, vive le Roi», сегодня уже невозможно.

Поэтому я говорю: «Прощай, Фестиваль»!

И добавляю: feci quod potui, faciant meliora potentes (Я сделал всё, что смог, пусть те, кто сможет, сделают лучше – лат., прим. ред.)

Фарадж Караев