«Вещь в себе»: Первый Concerto grosso Шнитке в Московской филармонии (13 ноября 2022)

«Вещь в себе»: Первый Concerto grosso Шнитке в Московской филармонии (13 ноября 2022)

13 ноября 2022 в Концертном зале имени Чайковского прозвучит Первый Concerto grosso Альфреда Шнитке, написанный в 1976 для Гидона Кремера, Татьяны Гринденко и Литовского камерного оркестра под руководством Саулюса Сондецкиса. В просветительском цикле Московской филармонии «Вещь в себе» (ведущий – Ярослав Тимофеев) его исполнят скрипачи Илья Мовчан и Андрей Забавников, пианистка и клавесинистка Дарья Гуща и Государственный академический камерный оркестр России под управлением Алексея Уткина.

Работая над партитурой Первого Кончерто гроссо, Шнитке, по его собственным словам, видел свою основную задачу в преодолении разрыва между серьезной (Ernst) и развлекательной (Unter haltung) музыкой: «даже если я при этом сломаю себе шею» (эта и следующие цитаты – из книги бесед Альфреда Шнитке с виолончелистом и музыковедом Александром Ивашкиным; М.: РИК «Культура», 1994).

«Мне мерещится утопия единого стиля, где фрагменты E и U представляются не шуточными вкраплениями, а элементами многообразной музыкальной реальности <…>. <…> Поэтому в рамках неоклассицистского Concerto grosso я ввел некоторые несогласующиеся со стилем отрывки (которые раньше были отрывками музыки для кино): бойкий детский хорал (в начале первой части и в кульминации пятой, а также как припев в других частях), ностальгически-атональную серенаду – трио (во второй части), гарантированно подлинного Корелли (сделано в СССР) и любимое танго моей бабушки, которое играет ее прабабушка на клавесине (в пятой части)… Но все эти темы вполне согласуются между собой (падающая секста, вздохи секунд), я вполне принимаю их всерьез».

Премьера Concerto grosso № 1 для двух скрипок, клавесина, подготовленного фортепиано и струнных Альфреда Шнитке (есть, напомним, и значительно менее известная авторская версия для флейты, гобоя, клавесина, подготовленного фортепиано и струнных) состоялась 21 марта 1977 в Ленинграде, в Малом зале филармонии. Ленинградским камерным оркестром дирижировал Эри Клас (Эстония), солировали Гидон Кремер, Татьяна Гринденко и Юрий Смирнов.

«После этого я сделал несколько сокращений, и Г. Кремер и Т. Гринденко сыграли это произведение в Вильнюсе, Москве, Риге, Таллинне, Будапеште. В августе во время Зальцбургского фестиваля они сделали запись на грампластинку с Лондонским симфоническим оркестром под управлением Г. Рождественского». (А. Ш.)

«МО»

«Музыкальное обозрение» в социальных сетях

ВКонтакте    Телеграм