Вдова Таривердиева предъявила претензию организаторам ЧМ по плаванию

Вдова Таривердиева предъявила претензию организаторам ЧМ по плаванию

Вдова Микаэла Таривердиева направила претензию организаторам чемпионата мира в Казани по синхронному плаванию за использование музыки ее мужа во время соревнований. В письме, которое подготовила Вера Таривердиева, говорится, что мелодия из кинофильма «Семнадцать мгновений весны» была использована, изменена и протранслирована в номере микст-дуэта синхронистов Александра Мальцева и Дарины Валитовой без согласования с правообладателями.

Организаторы чемпионата мира отмечают, что согласовали использование музыки с Российским авторским обществом (РАО). Адвокаты Таривердиевой, в свою очередь, утверждают, что данный вопрос не находился в компетенции РАО, поскольку наследники Таривердиева передавали в организацию не все, а лишь часть прав на использование музыки. По словам юристов, вдова композитора имеет шансы получить компенсацию, поскольку на ЧМ мелодия была сильно изменена — поверх ее включили голос советского диктора Юрия Левитана, добавили тиканье часов и взрывы снарядов. Сумма компенсации вдове композитора может составить до 5 млн рублей.

— С таким грубым нарушением авторских прав я сталкиваюсь впервые, — призналась Вера Таривердиева. — Музыка Микаэла Таривердиева используется на разного рода спортивных мероприятиях довольно часто. Например, она звучала на открытии Олимпийских игр. Но всякий раз организаторы обращались ко мне и моему юристу, и мы обговаривали условия, на которых будут использоваться сочинения Микаэла Леоновича. Удивительно, что организаторы чемпионата мира, зная, что произведение будет транслироваться на весь мир, да еще в столь неожиданном виде, не уведомили об этом правообладателя.

Напомним, номер микст-дуэта Дарины Валитовой и Александра Мальцева с первого дня выступлений вызывал споры, в частности, внимание общественности привлек вызывающий купальник Мальцева, стилизованный под гимнастерку. По мнению Таривердиевой сама постановка номера на музыку из к/ф «Семнадцать мгновений весны» выглядела «пошловатой».

— Я не хочу обсуждать трусы, в которых выступал синхронист, но то, что я увидела, — позволяет задуматься над вопросами возмещения материального ущерба, — отметила собеседница.

В свою очередь, официальный организатор чемпионата мира по водным видам спорта, куда обратились за разъяснениями «Известия», отметил, что использовал фонограмму на законных основаниях. «АНО «Исполнительная дирекция спортивных проектов» заключила договор на использование музыкальных произведений, включенных в репертуар Российского авторского общества (РАО)», — говорится в официальном ответе организации за запрос «Известий».

В Российском авторском обществе эту информацию подтвердили, отметив, что именно РАО предоставило право использовать музыку Таривердиева организаторам чемпионата мира по водным видам спорта.

— РАО соберет вознаграждение и выплатит его правообладателям, в том числе и правообладателю на музыку Микаэла Таривердиева, — сообщила пресс-секретарь организации Марина Ахмедова.

При этом, по словам Веры Таривердиевой, она не передавала в РАО смежных прав на использование музыки. Ситуацию прояснил специалист по авторскому праву Павел Сурков.

— Одно дело, когда мы слышим пьесу в кинофильме или кто-то исполнил песню на музыку Таривердиева, и совсем другое дело, когда музыку используют и перерабатывают для других целей. То, что произошло на чемпионате мира, — нарушает смежные права правообладателей. В частности, имеют место два нарушения. Первое — это то, что сделали новый номер с другим визуальным рядом без согласия правообладателей. И второе — переработанный вариант публично оттранслировали, — сказал юрист. — У РАО должно быть разрешение на то, что автор отдал ему регулирование смежных прав. Если правообладатель действительно не предоставлял организации таких прав, то претензия Таривердиевой — обоснованна.

Различные споры из-за реализации прав РАО возникали неоднократно. Государственная аккредитация позволяет обществу взыскивать отчисления без прямого согласия правообладателей. Так, в 2009 году лидеру группы «Сплин» Александру Васильеву пришлось лично разрешить исполнение своей песни «Время, назад!» в оренбургском баре, которая вызвала претензии РАО.

В 2010 году РАО предъявило претензию организаторам бесплатного концерта хора ветеранов в Самаре, потребовав выплаты вознаграждения за публичное исполнение песен военных лет. В конце 2011 года РАО подало иски к Московской, Свердловской и Нижнетагильской филармониям из-за невыплаты авторских вознаграждений за исполнение классических произведений.

В апреле 2015 года стало известно, что Общественная палата потребовала обнародовать авторские отчисления, чтобы исключить возможную коррупционную составляющую. 

В июле три ведущие (и аффилированные между собой) организации по коллективному управлению авторскими правами — РАО, РСП и ВОИС — приняли решение объединиться в один профсоюз деятелей культуры.

Источник публикации: Известия, 07.08.2015