Валентин Урюпин покидает Ростовский симфонический оркестр

«Ростовское действо»
Валентин Урюпин покидает Ростовский симфонический оркестр
Валентин Урюпин (дирижер), Ростовский академический симфонический оркестр. Фото https://rostovfilarm.ru/

Художественный руководитель и главный дирижер Ростовского академического симфонического оркестра Валентин Урюпин 7 февраля сообщил в своем фейсбуке следующее:

«Поскольку фб удобная платформа для всякого рода официальных заявлений, использую его таким образом.

Через полгода, в августе 2021 года я должен буду снять с себя полномочия Художественного руководителя и главного дирижера Ростовского академического симфонического оркестра. Это мое решение было осознанным и небыстрым, окончательно принято было уже полгода назад. Причин объединилось несколько, не буду перегружать ими пост.

Мы уже всесторонне обсудили планы на будущее и с артистами нашего оркестра, и с его худсоветом, и с руководством филармонии. Я очень рад по предложению Генерального директора Филармонии Оксаны Ивановны Яковлевой, поддержанному артистами, продолжать участвовать в истории оркестра в качестве Главного приглашенного дирижера и в этом качестве надеюсь на многолетнюю дружбу с РАСО.

После согласований с Губернатором и Министерством культуры Ростовской области мы сможем представить Объявленного Худрука и главного дирижера РАСО, который вступит в должность в августе. Мы (я, худсовет оркестра, руководство филармонии) сделали выбор и надеемся, он будет поддержан и руководством региона, но также нашей любимой и многочисленной аудиторией.

Таким образом мы поддержим сравнительно новую для России практику цивилизованной и не единомоментной смены руководителя в симфоническом оркестре.

А пока мы продолжаем работу. Сезон в разгаре, билеты на концерты, как правило, распроданы за недели до самих концертов. Нас ждут ростовские и российские премьеры, замечательные солисты и дирижеры. В июне мы проведем долгожданный фестиваль «МОСТ» с грандиозной программой.

Всем спасибо за внимание и до встречи на концертах 20 и 21 февраля».

От Ростова до Европы пока далеко

Урюпин делает акцент на том, что вместе с руководством филармонии поддерживает «сравнительно новую для России практику цивилизованной и не единомоментной смены руководителя в симфоническом оркестре» — как в Европе, где о смене руководителей оркестров объявляют заранее.

Но выглядит история скорее не-до-цивилизованной, поскольку ее персонажи не учитывают, что смена главного дирижера в европейских оркестрах — это не просто реплика в фейсбуке, а целый ритуал, сложившийся годами и десятилетиями. Состоящий из благородных реверансов, благодарностей, ясно определяющий перспективы и т.п.

Во-первых, в европейских (да и в американских) оркестрах всегда известны даты начала и окончания контракта и его срок. Об этом всегда объявляет менеджмент оркестра.

Во-вторых, также менеджмент (иногда задолго до окончания контракта) называет имя преемника. Со словами благодарности уходящему маэстро и приветствием в адрес приходящего.

В-третьих, в течение оставшегося времени до окончания контракта оркестр презентует нового руководителя.

Именно так было, к примеру, в Берлинском филармоническом оркестре. Клаудио Аббадо, возглавлявший Берлинских филармоников с 1989, в 1998 заявил о своем уходе из оркестра после истечения срока его контракта в 2002. Тогда же было объявлено, что в 2002 оркестр возглавит Саймон Рэттл.

В свою очередь, Рэттл также заранее объявил о том, что покинет в 2018 Берлинский оркестр и с того же сезона возглавит Лондонский симфонический. Практически одновременно, в июне-июле 2015, Лондонский симфонический выступил с приветствием в адрес своего будущего лидера сэра Саймона Рэттла, а Берлинский оркестр — заявил о том, что коллектив подавляющим большинством голосов избрал своим будущим руководителем Кирилла Петренко.

В России в последнее время также плавно и цивилизованно происходит передача поста художественного руководителя Госоркестра России имени Е.Ф. Светланова от Владимира Юровского Василию Петренко (см. стр. 4).

Случай Урюпина — не такой. В его заявлении ясно прозвучало только одно: «Я — УХОЖУ». Имя преемника не объявляется и будет названо только после того, как кандидатуру утвердит губернатор. А это уже чисто российская практика, когда все ключевые решения принимает первое лицо региона. Во всем мире главного дирижера выбирает и утверждает либо сам оркестр (как в Берлине), либо менеджмент, после консультаций со всеми заинтересованными лицами.

Язык мой — враг мой?

Говорят, что уход Урюпина спровоцирован его некоторыми высказываниями. Так, в 2019, выступая на вручении Премии Президента РФ молодым деятелям культуры, он сказал, обращаясь к В. Путину: «Я очень рад, что прямым результатом Президентской премии будет то, что Ростовский оркестр, который пока не всегда находится в центре внимания руководителей нашего региона и по этим параметрам уступает многим другим региональным коллективам, очень скоро получит новые инструменты. Это прямой результат премии, который позволит ему развиваться и лучше звучать и достойно представлять ростовскую и российскую культуру».

Вот эта реплика о том, что «Ростовский оркестр <…> не всегда находится в центре внимания руководителей нашего региона и по этим параметрам уступает многим другим региональным коллективам», вероятно, вызвала недовольство губернского начальства. И послужила поводом к разладу в отношениях дирижера и руководства области и спустя два года — к разрыву отношений. Но есть и другие причины, и на них намекает музыкант. Это, прежде всего, ситуация и положение дел в Ростовской филармонии, особенно в ее руководстве, а также последствия его деятельности. И можно сказать, что Урюпин еще долго продержался. Дольше, чем четверо его предшественников, возглавлявших оркестр после ухода из жизни в 2004 Равиля Мартынова (Петр Грибанов работал год, Юрий Ткаченко — 4, Вадим Вилинов — год, Александр Поляничко — 3 года).

Слухи и тайны

Тайное часто становится явным. Говорят, что в Ростовском оркестре на место Урюпина претендует Антон Шабуров, у которого в прошлом году завершился контракт в Хабаровске. Но хотят ли этого оркестр, руководство филармонии и губернатор, достоверно неизвестно. Есть сомнения.

О собственных планах Урюпин пока умалчивает. Возможно, скоро он их объявит. В последние два сезона (до и после карантина), помимо Ростова, он дирижировал Российским национальным молодежным симфоническим оркестром, в этом сезоне стоял за пультом ГАСО им. Светланова, РНО, «Виртуозов Москвы», МГАСО п/у П. Когана, оркестра Капеллы Санкт-Петербурга, Красноярского и Новосибирского филармонических оркестров. Не так появились слухи о том, что Урюпин может оказаться в Новосибирском оркестре. Но об этом говорить еще очень рано. Прошлой осенью заключен новый контракт с Томасом Зандерлингом на три сезона (с 2020/21 по 2022/23). Оркестр в прекрасной форме, блистательно выступил под руководством Зандерлинга в Москве с 11-й симфонией Шостаковича, и какие-либо перемены в художественном руководстве сегодня абсолютно бесперспективны.

«МО»

Опубликовано «МО» № 2 (473, 474) 2021