В Парижской опере восстановили балет Прокофьева «Ромео и Джульета» в постановке Нуриева

В Парижской опере восстановили балет Прокофьева «Ромео и Джульета» в постановке Нуриева
Фото Julien Benhamou/OnP

С 18 марта по 16 апреля в Парижской опере проходят премьерные спектакли восстановленного балета «Ромео и Джульета Сергея Прокофьева в постановке Рудольфа Нуриева. Эта версия балета возобновлена в Парижской опере к 125-летию со дня рождения Прокофьева и 400-летию со дня смерти Шекспира. По иронии судьбы, оба этих события случились 23 апреля — в 1616 и в 1891 году.

Впервые Рудольф Нуриев станцевал партию Ромео в балете Кеннета МакМиллана в 1965 году, овации не прекращались 40 минут.

Впоследствии Нуриев поставил свою версию одного из самых популярных балетов XX века. Премьера «Ромео и Джульеты с хореографией и режиссурой Нуриева, декорациями Дзио Фриджерио и костюмами Франки Скуарчиалино состоялась в Колизеуме с Лондонским Фестиваль Балетом в 1977 году, Постановка была повторена в 1978 году в Парижском Дворце Спорта, и в 1980 году в Миланском Ла Скала.

В 1983 году Рудольф Нуриев возглавил балетную труппу Парижской оперы, и уже в 1984 году его «Ромео и Джульета» вошла в репертуар Опера Гарнье. Балет пользовался неизменным успехом. В 1989 году Парижская Опера не возобновила контракт с Нуриевым, и «Ромео и Джульета» временно исчезла из репертуара.

Однако, учитывая популярность постановки Нуриева, в 1991 году руководство Парижской Оперы обратилось к нему с просьбой поставить новый спектакль. Нуриев дал согласие, и даже, будучи больным, 6 мая 1992 года сам продирижировал оркестром Парижской Оперы. Эту версию «Ромео и Джульеты» и восстановила Парижская Опера. Для одних зрителей балет стал полноценной премьерой, тогда как других заставил вспомнить постановку 90-х годов и легендарного Нуриева, танцевавшего Ромео — это была одной из его лучших партий.

«Я убежден, что секс и насилие и в Вероне эпохи Ренессанса, и в Лондоне времен Елизаветы имели много общего, что напрямую соединяет их с нашим временем». Ромео он характеризовал как «юного мальчика, который становится мужчиной», так же как и Джульета, едва выйдя из детства, входит во взрослую жизнь и сразу сталкивается с трагедией.