В Музее ГУЛАГа в Москве прозвучит AGNUS DEI Александра Кнайфеля

В Музее ГУЛАГа в Москве прозвучит AGNUS DEI Александра Кнайфеля
Александр Кнайфель. Фото Арсений Кнайфель
27 января, в Международный день памяти жертв Холокоста и День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады, в Музее ГУЛАГа в Москве (1-й Самотечный переулок, д. 9) прозвучит пьеса санкт-петербургского композитора Александра Кнайфеля AGNUS DEI.

Сочинение посвящено жертвам блокады Ленинграда. Оно написано в 1985 году для четырех саксофонов, чембало, электрооргана, фортепиано, контрабаса и электроники.

В «Agnus Dei» композитор использует дневник Тани Савичевой, девочки, жившей во время блокады в Ленинграде и потерявшей всю семью. Текст во время исполнения не произносится, а только читается музыкантами про себя:

«28 декабря 1941 года. Женя умерла в 12:00 утра 1941 года.
Бабушка умерла 25 января в 3 часа 1942 год
Лека умер 17 марта в 5 часов утра. 1942 год
Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи. 1942 год
Дядя Леша, 10 мая в 4 часа дня. 1942 год
Мама – 13 мая в 7 часов 30 минут утра. 1942 год
Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня».

Таня Савичева выжила, была эвакуирована в Горьковскую область, где скончалась в 1944 году от туберкулеза. Ей было 14 лет.

«”Agnus Dei” — совершенно пограничная вещь, ставящая проблему бытия или небытия: это как приглашение на казнь, вещь, которую выдержать… во всяком случае, два раза — невозможно», — говорил Кнайфель о своем сочинении.

Концерт входит в серию моноконцертов «REALIZATION» ансамбля KYMATIC, посвященных новым городским ритуалам, осмыслению культурных травм прошлого и проблемам исторической памяти.

Ансамбль KYMATIC — коллектив московских академических музыкантов-импровизаторов. Репертуар ансамбля — произведения XX–XXI века, новые сочинения, а также музыка эпохи барокко и свободная импровизация. Для ансамбля KYMATIC важен синтез искусств. Барочные синтаксис и фразировка используются в подчеркивании мелодики современной музыки для установления связи времен и авторов, переосмысления современных композиций в новом ключе. Акцент сделан на медитативной составляющей исполнения, на внимательном отношении исполнителя к воспроизводимому звуку и музыкальному материалу, на переосмыслении изначальных композиторских идей. Особое место в творчестве ансамбля занимает исследование визуализации музыкальных и акустических процессов, что выражено в частом обращении к мультимедийным средствам и видео-арту.Участники ансамбля используют старинные, классические, традиционные инструменты наравне с новыми мультимедиа-технологиями. (http://www.mamm-mdf.ru/events/detail/mammusic-contemporary-glass-0/)