В Московском театре мюзикла состоялась премьера спектакля «Принцесса цирка» с участием цирковых артистов

В Московском театре мюзикла состоялась премьера спектакля «Принцесса цирка» с участием цирковых артистов
Фото: ТАСС
До нынешнего октября зрители знали “Принцессу Цирка” как оперетту, фильм и сериал. Однако, премьера в Театре мюзикла перевернула все предыдущие представления об этой истории. В отличие от других мюзиклов, которыми богат нынешний театральный сезон, у “Принцессы цирка” большая фора – бессмертная музыка Имре Кальмана. Можно закрыть глаза и весь спектакль наслаждаться только ею. Но тут тот случай, когда глаза хочется раскрыть и пошире, чтобы получше рассмотреть все происходящее на сцене.

Музыка Кальмана требует ей соответствовать. И следует сказать, что театр сделал все, чтобы быть на высоте. Причем, во всех смыслах. Здание театра к премьере стилизовали под шатер шапито, да и добрая часть действия происходит под куполом цирка. Сцена элегантно и быстро превращается в арену (сценография очень мобильна), она словно продолжение зрительного зала, и создается впечатление, что те, кто в зале “весь вечер на манеже” (художник-постановщик – канадец Оливье Ландревиль). Верхом работы сценографа становится находка – дирижер и оркестр отражаются в зеркале в гримерной Мистера Икс. Этот ход, словно переносит Кальмана ближе к каждому в конкретных движениях музыкантов, и его нельзя не выделить. В такую сценографию очень органично вписываются цирковые номера, которые исполняются не только артистами канадского театра “Семь пальцев”, но и солистами Театра  мюзикла. Можно только представить, что у них было – репетиции или тренировки?

В статье-превью к мюзиклу мы уже говорили о том, что “Принцесса Цирка” – просто идеальный материал для сотрудничества двух театров. Но на премьере нельзя было не отметить, как грамотно им воспользовались при постановке. Акробаты тут – “главные по тарелочкам”. Здесь есть и женщина-змея, и воздушные гимнасты, и жонглеры, и – вершина циркового мастерства – смертельный номер Мистера Икс. Он не похож ни на один из тех, что исполняет главный герой в предыдущих постановках, и делается без страховки. В этот момент зал задерживает дыхание, как и должно быть в настоящем цирке – необходимый эффект налицо.

Коллективные номера в новом мюзикле, прежде всего, впечатляют хореографией и отточенными движениями – на труппу приятно смотреть (хореограф –  Женевьев Дорион-Купаль). Но вот если проследите за текстами, то хорошо знакомые строчки в ариях вряд ли будут услышаны. Ни “Вы себя проверьте сами”, ни “Помни, любовь всегда прекрасна, помни, все в мире не напрасно”, ни даже “Ах эти девушки в трико так сердце ранят глубоко” – хорошо знакомые по советскому фильму “Мистер Икс”. Без изменений осталась только знаменитая ария главного героя “Снова туда, где море огней” и еще буквально несколько фраз. Автор нового текста Алексей Иващенко (признанный мастер либретто для мюзиклов), признается, что “переписал все по просьбе режиссеров”.

Режиссеров у мюзикла “Принцесса цирка” два. Они же – соавторы либретто. Это Марина Швыдкая и Себастьян Солдевилья. Сказать, что они не жалели артистов – ничего не сказать. Так, графиня Теодора Вердье (Юлия Вострилова) во время исполнения первой же своей арии идет по “телам” поклонников – в прямом смысле. И в этом же смысле они ее носят на руках. Мари Латуш – (Екатерина Новоселова) от настоящей цирковой акробатки не отличишь. А самому Мистеру Икс (Максим Заусалин) в каком только положении петь не приходится. Но артисты справляются – и это главное.

Есть исполнители ролей, которым не приходится сочетать цирковое и актерское мастерство, но при этом трюки, которые они выделывают со зрительскими эмоциями, достойны того, чтобы определить их в клоуны самой высшей категории. Это, прежде всего, дуэт Каролины и Пеликана (Алексей Колган и Павел Любимцев). Смех при их появлении не стихает ни на минуту. А также – Пуассон в исполнении Ефима Шифрина – артист является своеобразным талисманом для Театра мюзикла. Этот герой – главный интриган, и когда ему напоминают об этом, благодарит за комплимент. Пуассону же авторы отдали один из самых привлекательных номеров спектакля – дуэт “Кошелек или жизнь”, который тот исполняет в компании с Агнессой де Сегюр – ее играет Оксана Костецкая.

Особое значение новой постановке придает еще и то, что это – проект международный. В нем приняли участие три страны – Россия, Австрия и Канада.  Но, если учесть, что один из режиссеров-постановщиков еще и француз по рождению, можно говорить о четырех странах. И “язык спектакля” – универсален. Музыку и цирковое искусство поймут везде, где бы ни представляли мюзикл. Роли же столь характерны, что можно представить, какое удовольствие сегодня их исполнять артистам – о таких можно только мечтать. Стоит поблагодарить театр за то, что такой работой он напомнил о бессмертном произведении.

…На первой премьере “Принцессы цирка” (а их будет две) собралась весьма изысканная публика. Нынешний и бывший директора Большого театра Владимир Урин и Анатолий Иксанов, директор ГМИИ им. Пушкина Марина Лошак, режиссер Андрей Кончаловский, специалист по мюзиклам, композитор Александр Журбин,  сенатор Наталья Дементьева, народный артист России Игорь Костолевский,  Наина Ельцина с дочерью Татьяной Юмашевой. Однако, главной гостьей премьеры была дочь Имре Кальмана – Ивонна. И, судя по ее словам, увиденное приятно удивило.

К чести Театра мюзикла, на премьеру были приглашены и коллеги из театра  “Московская оперетта”, которые имеют самое непосредственное отношение к творению Кальмана. Это – Народный артист России Герард Васильев, Народный артист России Юрий Веденеев (оба блестящие исполнители роли Мистера Икс), Народная артистка России Светлана Варгузова и заслуженная артистка России Жанна Жердер (в исполнении обеих графиня Теодора Вердье неподражаема). А также – генеральный директор Театра “Московская оперетта” Владимир Тартаковский. Гости добрыми словами оценили работу коллег.

Ивонна Кальман: Я очень взволнована. Сегодня осуществилась мечта моего отца – я имею в виду сочетание цирка и театра на одной сцене. Мне было интересно все время, что шло действие. Спектакль – фантастический! Меня впечатлили цирковые артисты и цирковое искусство, но и певцы замечательные.

Юрий Веденеев: Артисты – молодцы, цирк – на высоте, трюкачи – хорошие. Все звучало. Публика хорошо принимала. В целом нам понравилось. Как обычно что-то не очень, но нам трудно судить, потому что мы в этом “варились” очень долго. Однако мы рады, что Кальман пришел в Театр мюзикла и задал тон: Кальмана надо уметь петь, даже в микрофон.

Светлана Варгузова: По-своему очень интересно. Действительно хорошо, что взяли цирковую основу для спектакля, потому что в этом есть точный адрес. Неплохо сделана музыка, очень заразительно. Прекрасные характерные роли играли артисты – Алексей  Колган и Павел Любимцев просто украшение спектакля. Эта “Принцесса цирка” – новое решение для нас. Но я думаю, что еще обкатают спектакль, солисты запоют еще лучше. А вообще – очень забавная постановка.

Герард Васильев: Я не люблю никакие публичные обсуждения спектаклей, потому что оперетта этой мой родной дом. Я признаю только внутренние творческие беседы о достоинствах и недостатках спектакля, которые пойдут на пользу постановке. В мюзикле “Принцесса цирка” участвуют выпускники первого набора курса музыкального театра в театральном училище имени Щукина – мастерская Евгения Князева и Владимира Тартаковского. Мы курировали этот курс. Ведущие актеры Театра оперетты принимали участие в учебном процессе – готовили отрывки, ставили спектакли. Я рад, что ребята растут. Естественно, они заканчивали не консерваторию. Но самое главное, что они не стоят на месте.