В Михайловском театре произошли очередные кадровые изменения

Переменно-постоянный поток
В Михайловском театре произошли очередные кадровые изменения
Иллючтрация к спектаклю «Опричник», Михайловский театр, официальный сайт

С тех пор, как Михайловский театр стал вотчиной В. Кехмана (уже почти 15 лет назад), «перестановки слагаемых» в театре стали столь же привычными, как наступление лета после весны или зимы после осени.

Вот как менялись главные дирижеры: до 2009 — Андрей Аниханов; 2009–2011 — Петер Феранец; 2012–2019 — Михаил Татарников; 2019–2020 — Александр Ведерников (30 октября 2020 скончавшийся от коронавируса).

Руководители балетной труппы: 2007–2009 — Фарух Рузиматов;  2014–2016 и с 2019 — Начо Дуато; при этом с 2009 по 2018 главным балетмейстером являлся Михаил Мессерер, с 2019 он — главный приглашенный балетмейстер.

Чем дальше, тем больше

Кадровые перемены особенно активизировались в период карантина и после него. Прошлым летом в театр был приглашен бывший главный хормейстер Мариинского театра Андрей Петренко, с февраля 2021 он — помощник художественного руководителя Михайловского театра по опере.

После ухода из жизни А. Ведерникова не прошло и 40 дней, как был назначен новый главный дирижер — Александр Соловьев, дирижер-стажер Большого театра, никогда ранее не руководивший серьезными коллективами.

Одновременно первым в новейшей истории театра главным режиссером стал Дмитрий Белянушкин, только что покинувший аналогичную должность в Нижегородском театре оперы и балета из-за конфликта с руководством (в Нижнем он работал чуть больше года).

Наконец, в феврале 2021 в качестве музыкального руководителя театра возникает фигура Алевтины Иоффе, главного дирижера Детского музыкального театра им. Сац. Ситуация необъяснимая и не имеющая прецедентов. Главный дирижер театра федерального подчинения приходит на прием к федеральному министру культуры; приходит без своего непосредственного руководителя — директора и худрука им. Сац Георгия Исаакяна, но в обществе худрука муниципального театра — Михайловского (В. Кехмана). И после беседы, о которой сообщается в федеральных СМИ, министр культуры РФ Ольга Любимова сообщает о новом назначении в муниципальном театре, учредителем которого является Комитет по культуре Санкт-Петербурга. (Возможно, это назначение обсуждалось во время визита О. Любимовой в Новосибирск, где В. Кехман сопровождал и принимал ее в театре оперы и балета, а также при посещении консерватории?)

«Алевтина Николаевна сохранит профессиональные отношения с Детским музыкальным театром им. Н.И. Сац, но и вместе с тем станет частью еще одного крупного театрального проекта в самом сердце культурной столицы, — сообщила минис тр. — Мы очень надеемся, что это сотрудничество позволит воплотить в жизнь новые творческие идеи. В особенности будет полезен ее богатый опыт в создании детского репертуара. Сейчас в театральной сфере этому направлению уделяется особое внимание и, уверена, Михайловский театр приобретает великолепного дирижера, что уникально для профессии — женщину, способную как сохранить традиции, так и раскрыть высокий потенциал коллектива».

Шерше ля фам

По словам В. Кехмана, впервые в истории Михайловского театра разделены должности музыкального руководителя и главного дирижера. И впервые пост музыкального руководителя займет женщина.

«Мы делаем ставку на молодого, энергичного, полного идей музыканта», — сказал Кехман, добавив, что такой яркий и самобытный дирижер, как Алевтина Иоффе, абсолютно подходит для решения важных задач, стоящих перед театром, по сохранению классического репертуара и по воплощению новаторских экспериментальных постановок.

«Для женщины невероятно сложно строить дирижерскую карьеру в России, — заявила А. Иоффе. — Поэтому сейчас я много работаю в Европе и начинаю карьеру в Америке. В России я работаю уже 10 лет главным дирижером МГАДМТ им. Н. Сац, где мне создали максимально комфортные условия для творчества.

Теперь я принимаю приглашение стать музыкальным руководителем Михайловского театра. Меня всегда очень привлекал Петербург с его историей, архитектурой, с его мистическими героями – все это пробуждает ностальгию и гордость за наше культурное наследие. И для меня это большая честь и ответственность работать в театре с такими богатыми традициями.

Еще одна причина, почему я согласилась здесь работать, — готовность Владимира Кехмана к экспериментам, так как для меня очень важно иметь возможность реализовывать свои творческие замыслы, которых очень много».

В театре им. Сац у А. Иоффе возможностей немало, в том числе и возможностей экспериментировать. С приходом Г. Исаакяна (в 2011), с открытием Малой сцены (в 2012) Детский театр стал площадкой для постоянных экспериментов: барочная опера, современная опера, симфонические программы, оригинальные детские проекты. Безусловно, экспериментальная работа — «Жестокие дети» Гласса, последняя предкарантинная премьера, выдвинутая на «Золотую маску».

Надолго ли Иоффе задержится в Михайловском? Судя по тому, как В. Кехман меняет кадры — возможно всё, и в любой момент…

Пока же новый музыкальный руководитель активно приступила к работе в Михайловском. В апреле она дирижировала спектаклями «Севильский цирюльник», «Аида», «Лебединое озеро», «Тоска», «Манон Леско».

В первой декаде мая — три спектакля «Ромео и Джульетта» и «Травиата». В июне-июле планируются «Щелкунчик» (дважды), «Летучий Голландец», «Волшебная флейта», затем до конца сезона — вновь «Ромео и Джульетта», «Травиата», «Тоска» и «Аида».

Владимир Грозный

А пока Михайловский театр готовит первую и главную премьеру сезона (18– 19 мая): «Опричник» Чайковского. Музыкальный руководитель и дирижер постановки А. Соловьев, режиссер Сергей Новиков — начальник управления президента РФ по общественным проектам, ответственный секретарь Российского Организационного Комитета «Победа», лауреат конкурса «Нано-опера», постановщик «Иоланты» в «Геликон-опере», концертных исполнений «Русалки» Даргомыжского в Зале им. Чайковского, «Реквиема» Верди на русском языке в нескольких театрах, в т.ч. Михайловском.

Может быть, Михайловскому театру вообще обходиься без «главных» а приглашать творческие команды на те или иные проекты? Все равно ведь все решает один человек…

Новые лица Михайловского

Алевтина ИОФФЕ
музыкальный руководитель

Алевтина Иоффе родилась в 1978 в Москве. Окончила музыкальное училище и ГМПИ им. Ипполитова-Иванова (фортепианный и дирижерского-хоровой факультеты), факультет оперно-симфонического дирижирования Московской консерватории (класс проф. В. Понькина). Стажировалась в Московской филармонии, Национальном филармоническом оркестре России. Работала в Центре оперного пения Галины Вишневской, театре «Геликон-Опера».

В 2006–2008 — главный дирижер Марийского театра оперы и балета. В 2008–2009 —дирижер-ассистент в Опере Сан-Франциско, в 2008–2011 — дирижер МАМТа им. Станиславского и Немировича-Данченко. Лауреат международного конкурса дирижеров имени Виктора де Сабаты в Триесте (2009)

С сентября 2011 — главный дирижер Московского детского музыкального театра им. Н.И. Сац. Дирижер-постановщик спектаклей «Евгений Онегин», «Щелкунчик», «Лебединое озеро», «Мадам Баттерфляй», «Любовь к трем апельсинам», «Золушка», «Сказка о царе Салтане», «Золотой петушок», «Волшебная флейта», «Приключения Пиноккио», «Съедобные сказки», балетов из «Русских сезонов» С. Дягилева, восстановленных специально для театра имени Сац («Петрушка», «Шахерезада», «Половецкие пляски», «Шопениана» и «Жар-птица») и др. Руководит абонементами «Детская филармония» и «Портреты композиторов»

С 2015 — главный приглашенный дирижер Театра оперы и балета Республики Саха (Якутия). В 2018–2020 дебютировала в Дойче Опер и Комише Опер в Берлине, в Баварской опере в Мюнхене.

Выступала с симфоническими оркестрами Франции, Хорватии, Чехии и Италии.

Александр СОЛОВЬЕВ
главный дирижер

Александр Соловьев родился в 1975. в Москве. В 1998 окончил РАМ им. Гнесиных, в 2000 ассистентуру-стажировку по специальности хоровое дирижирование (рук. проф. В. Семенюк), в 2006— ассистентуру-стажировку по специальности оперно-симфоническое дирижирование (рук. В. Федосеев) Победитель Всероссийского и Международного конкурсов хорового дирижирования (Салават, 1995; Екатеринбург, 2001).

Лауреат II премии Международного конкурса дирижеров имени Димитриса Митропулоса (Афины, 2010). В 1995–2010— второй дирижер Московского камерного хора п/у В. Минина.

Дирижировал такими оркестрами, как Национальный филармонический оркестр России, Российский национальный оркестр, камерный оркестр Центра П. Слободкина, Тамбовский симфонический оркестр, Губернаторский симфонический оркестр Костромской филармонии, Екатеринбургский камерный оркестр «B-A-C-H», оркестрами Чехии, Италии, Греции, Португалии. Сотрудничает с Центром оперного пения Галины Вишневской и Фондом Мстислава Ростроповича. В качестве ассистента В. Федосеева работал с БСО им. Чайковского.

Преподает на кафедрах хорового дирижирования и оперно-симфонического дирижирования РАМ им. Гнесиных (с 2008 доцент), руководит оркестром РАМ и студенческим хором заочного отделения

С 2011 — дирижер-стажер Большого театра. Дирижировал операми «Царская невеста», «Кавалер розы», «Набукко», «Золотой петушок», «Иоланта», «Евгений Онегин», «Дитя и волшебство», «Сомнамбула», «Риголетто», «Так поступают все женщины», балетами «Анюта», «Герой нашего времени», «Марко Спада», «Мойдодыр», «Путеводителем по оркестру для юных слушателей».

Дмитрий БЕЛЯНУШКИН
главный режиссер

Дмитрий Белянушкин родился в 1988 в Саранске.. В 2012 окончил ГИТИС (факультет музыкального театра, мастерская А. Тителя и И. Ясуловича), после окончания аспирантуры стал преподавать на факультете музыкального театра.

Обладатель Гран-при I Международного конкурса молодых оперных режиссеров «Нано-опера» (2013).

Поставил спектакли «Коронация Поппеи» (учебный театр ГИТИСа, 2011), оперы «Песни у колодца» Е. Лангер (мировая премьера) и «Слепые» Л. Ауэрбах (российская премьера) (МАМТ им. Станиславского и Немировичча-Данченко, 2012), «Человеческий голос» (Воронежский театр оперы и балета, 2012), «Пиковая дама» (Государственный музыкальный театр им. Яушева, Саранск, 2013), «Паяцы» («Геликон-опера», 2016), «Кармен» (Башкирский театр оперы и балета, 2016), «Севильский цирюльник» Россини (Новосибинрский театр оперы и балета, 2018), «Свадьба Фигаро» (Нижегородский театр оперы и балета, 2021).

За постановку «Пиковой дамы» в Саранске удостоен Премии главы Республики Мордовия в области культуры за лучший спектакль и режиссуру сезона.

С сезона 2013–2014 — режиссер Большого театра России. В Большом театре поставил спектакли «Свадьба Фигаро» Моцарта (2013, полусценическая версия), «История Кая и Герды» Баневича (2014), «Байки о лисе, утенке и Балде» по произведениям Стравинского и Прокофьева (2015), «Каменный гость» Даргомыжского (2016), несколько концертных программ.

Режиссер концерта-перформанса «Opus 25» в Екатеринбургском театре оперы и балета к 25-летию газеты «Музыкальное обозрение».

В 2018–2019 — главный режиссер Нижегородского театра оперы и балета.

С декабря 2020 — главный режиссер Михайловского театра.

«МО»