Памяти Лии Могилевской

Памяти Лии Могилевской

27 апреля в Нью-Йорке скончалась легендарная пианистка, концертмейстер Большого театра в 1960-х – 1990-х годах Лия Абрамовна Могилевская. Ей было 94 года.

Своей профессии Лия Могилевская отдала 70 лет. «Концертмейстер мира № 1» — так назывался фильм итальянских кинематографистов о выдающемся музыканте. И это — не преувеличение, если учесть, что она работала чуть ли не со всеми великими советскими и российскими певцами, дирижерами, режиссерами ХХ века, и со многими зарубежными. Она знала наизусть более 100 опер, более того — обладала уникальной способностью воспроизвести их с любого места, с любой реплики любого персонажа.

Феноменальные способности Лии Могилевской проявились в раннем детстве. Коренная одесситка (родилась в этом городе 14 февраля 1927), она блестяще училась в музыкальной школе по классу фортепиано, но в 1941 семья оказалась в эвакуации в Узбекистане, где музыкальные занятия надолго прервались. Узнав, что в Ташкент эвакуировалась специальная школа при Ленинградской консерватории, девочка с огромным трудом добралась до Ташкента, пришла на экзамен, но за год без инструмента многие навыки игры были потеряны, и лишь благодаря ходатайству знаменитого профессора Берты Рейнгбальд, учительницы Эмиля Гилельса, ее все-таки приняли в одну из лучших музыкальных школ СССР. В 1946 она окончила ССМШ, в 1951 —Ленинградскую консерваторию по классу фортепиано у М. Я. Хальфина и осталась работать концертмейстером консерватории. С 1955 работала концертмейстером Ленинградского Малого театра оперы и балета (МАЛЕГОТ). В 1965 по приглашению Евгения Светланова, в то время главного дирижера Большого театра, пришла работать в первый театр страны и служила в нем до 1997.

Могилевская застала «золотой век» Большого театра и всего советского музыкального искусства. Она работала с такими великими артистами, как Иван Козловский, Сергей Лемешев, Владимир Атлантов, Тамара Милашкина, Галина Вишневская, Маквала Касрашвили, Зураб Соткилава, Николай Гедда, Мария Биешу, Елена Образцова; с дирижерами Евгением Мравинским, Куртом Зандерлингом, Евгением Светлановым, Юрием Темиркановым, Мстиславом Ростроповичем, Борисом Хайкиным, Самуилом Самосудом, Александром Лазаревым; режиссерами Борисом Покровским, Франческой Замбелло и многими-многими другими. В этом созвездии имен ярким светом сияло и ее имя.

«Она феноменально одарена природой, — говорил о Могилевской Родион Щедрин. —Абсолютный, не побоюсь сказать, — абсолютнейший слух, редчайшая, почти моцартовская музыкальная память. Вкус, умение видеть деталь и охватить целое, прирожденное чувство музыкальной драматургии. К этому нужно добавить пианистический дар, дирижерскую — да-да, дирижерскую — одаренность, педагогический такт и чутье. Все это — редкие качества в нашем музыкальном цеху…»

К сказанному можно добавить и громадный опыт, накопленный десятилетиями, и феноменальное знание всех нюансов профессии. У нее была уникальная видеотека оперных спектаклей: кассеты она привозила из-за границы, тратя на них все заработанные деньги.

В 1997 Могилевская эмигрировала в США, к родственникам. Так случилось, что ее талант и возможности оказались Большому театру в тот момент не так уж и нужны. «Я уже в пенсионном возрасте. Работать я могу не хуже и не меньше, чем тридцать лет назад, знаю гораздо больше, но театр стал другим, требования к искусству меняются, и мне там стало неуютно. Многих ветеранов, кроме того, уже заставили уйти на пенсию. Театр делает ставку на молодежь. А в Нью-Йорке у меня сестра Женя с мужем скрипачом, их дочкой — моей любимой племянницей, и ее дочкой», — так она объясняла свой отъезд.

Пока позволяло здоровье, Лия Могилевская работала в Америке с не меньшим энтузиазмом, энергией и вдохновением, чем на родине. Она репетировала оперы, выступала с концертами, преподавала, организовывала концерты и спектакли. Работала с вокалистами в нескольких международных проектах: «Хованщина» в Лондоне, «Борис Годунов» в Торонто, «Евгений Онегин» на Глайндборнском фестивале, «Мертвые души» в Бостоне, «Война и мир» Прокофьева в Сиэтле. Лия Могилевская поставила в Нью-Йорке с российскими певцами-эмигрантами оперу Стравинского «Мавра», переложив ее партитуру для двух роялей; несколько театрализованных оперных концертов, к участию в которых привлекла российских и зарубежных артистов; помогала и аккомпанировала солистам из России, приезжавшим в Америку на гастроли, как и Франческе Замбелло, Леону Ботстайну, Уильяму Кентриджу в постановках оперы «Нос» и оперетты «Москва-Черемушки» Шостаковича.

В 2010 в издательстве «Музыка» вышла книга Лии Могилевской «За кулисами оперы: Записки концертмейстера». В последние годы она работала над новой книгой.

«Концертмейстер – это человек, который должен любить театр и вокалистов больше, чем себя. Он должен подчинить всю свою жизнь и профессию тому, чтобы сделать певцов музыкантами». Таково было жизненное и профессиональное кредо Лии Могилевской, которому она неуклонно следовала всю свою жизнь.

Павел РАЙГОРОДСКИЙ, «МО»