В Екатеринбурге поставят оперу Петера Этвёша «Три сестры»

В Екатеринбурге поставят оперу Петера Этвёша «Три сестры»
Петер Этвёш. Фото http://langologitarok.blog.hu
Екатеринбургский театр оперы и балета планирует в будущем сезоне поставить оперу «Три сестры» венгерского композитора Петера Этвёша. Премьерные спектакли состоятся в мае 2019 года. Постановка готовится к 75-летию композитора.

«Три сестры» — опера по одноименной пьесе А.П. Чехова. Либретто Петера Этвёша и Клауса Хеннеберга. Впервые она поставлена в Национальной Опере Лиона в 1998 году, постановку осуществил Усио Амагацу, дирижер Кент Нагано. Все женские партии (в соответствии с композиторским замыслом) были исполнены мужчинами, а партии сестер – контр-тенорами. Для Екатеринбургской постановки Петер Этвёш сделает редакцию партий трех сестер для меццо-сопрано, именно эта редакция будет представлена в Екатеринбурге. Также композитор планирует приехать в Екатеринбург на премьеру и принять участие в постановке оперы.

«Три сестры» много раз ставились, в том числе в Дюссельдорфе, Гамбурге, Амстердаме, Париже, Брюсселе, Эдинбурге, Фрайбурге. Последние постановки были осуществлены в Мюнхене (2010), Берлине (2011), Цюрихе (2013), Вене (2016) и Буэнос-Айресе (2018).

Либретто оперы, написанное композитором в соавторстве с Клаусом Хенненбергом, довольно далеко отошло от чеховского оригинала. Вместо четырех актов пьесы здесь – три «последовательности», рассказывающие историю с точки зрения трех главных героев пьесы – Ирины, Андрея и Маши. Таким образом, сюжет оперы строится нелинейно. Интересно, что либретто было переведено с немецкого на русский язык, и опера будет исполняться на русском языке.

В опере «Три сестры» участвуют два оркестра – в оркестровой яме и на сцене. При этом участие хора партитурой не предусмотрено. Помимо трех сестер, в опере еще десять персонажей.

«Три сестры» ставит известная постановочная команда из США: нью-йоркский режиссер Кристофер Олден, сценограф Эндрю Либерман и художник по костюмам Доэй Люти. На август 2018 намечена презентация макета спектакля.

Петер Этвёш (Péter Eötvös, род. 1944) блестяще закончил Будапештскую Музыкальную Академию по классу композиции и Высшую Школу Музыки в Кёльне по специальности дирижирование. Учился музыке у Золтана Кодая, С 1968 по 1976 регулярно выступал с ансамблем Карлхайнца Штокхаузена, с 1971 по 1979 активно сотрудничал со студией электронной музыки Westdeutscher Rundfunk в Кёльне.

В 1978 году, по приглашению Пьера Булеза, он выступил в качестве главного дирижера на инаугурации IRCAM в Париже, а затем был назначен музыкальным директором Ensemble InterContemporain, и занимал эту должность вплоть до 1991 года. Петер Этвёш предпочитает работать с коллективами, специализирующимися на исполнении современной классики и музыки авангардных направлений. Его творчество охватывает различные жанры – оперы, оркестровые произведения, ансамбли различного состава, множество работ в области камерной, вокальной, электронной музыки.