В Доме Чайковского в Клину отметят 140-летие «Лебединого озера»

В Доме Чайковского в Клину отметят 140-летие «Лебединого озера»
Сцена из балета П.И. Чайковского "Лебединое озеро" в постановке Мариинского театра, 1895 г. Фото РИА Новости
Знаменитому творению Петра Ильича Чайковского, ставшему “иконой” русского балета для всего мира, а для российской публики — еще и памятным знаком Августовского путча 1991 года, когда советское телевидение фантасмагорически, нон-стоп транслировало по всем каналам “Лебединое озеро”, прикрывая чарующей эстетикой “белого” балета государственный переворот, исполнилось 140 лет. К круглой дате в Доме Чайковского в Клину подготовили выставку под названием “Лебединое озеро” – хореографическая драма на все времена”.

Надо заметить, что парадоксы в истории этого балета Чайковского случались не раз. Факт, но композитор написал “Лебединое озеро” вовсе не на то либретто, которое известно нам. И он никогда не видел “Лебединое” в том виде, какой балет обрел в результате радикальной переделки либретто братом Чайковского Модестом для спектакля Мариуса Петипа и Льва Иванова, поставленного уже после смерти композитора, в 1895 году, и ставшего классикой мирового балета.

Как заметила глава рукописного фонда Дома Чайковского в Клину Ада Айнбиндер, “история “Лебединого” полна нерешенных вопросов. Это единственный “московский” балет Чайковского, заказанный ему Большим театром, и премьера его в 1877 году состоялась именно на московской сцене, в отличие от “Спящей красавицы” и “Щелкунчика”, созданных для Мариинского театра. До сих пор неизвестно, кто точно был автором первоначального либретто, хотя считается, что написано оно Владимиром Бегичевым, инспектором репертуара Императорских московских театров и артистом балета Большого театра Василием Гельцером.

Остается под вопросом и то, действительно ли премьерная постановка “Лебединого” (хореограф Вацлав Рейзингер)  в 1877 году в Большом театре провалилась, как мы читаем в литературе? По факту, спектакль шел 27 раз, а в 1880 году балетмейстер Жозеф Гансен восстановил и отредактировал этот спектакль, и он шел еще некоторое время при жизни Чайковского. Все это трудно назвать провалом”.

Между тем, по воспоминаниям, музыку Чайковского публика приняла сразу, а известный критик Герман Ларош написал, что “Лебединое озеро” – лучший балет, который он когда-нибудь слышал. К слову, именно в эту партитуру Чайковский включил материалы своих ранних опер – “Воеводы” и “Ундины”, которые он уничтожил  сам (напомним, что “Ундина” по материалам, хранящимся в  Доме Чайковского в Клину, была воссоздана в фрагментах и опубликована в Академическом полном собрании сочинений П.И. Чайковского в этом году).

Известно, что и опыт “лебединой” музыки к моменту написания “Лебединого озера” у Чайковского уже был – в имении Каменка в Черкасской области, где жила младшая сестра композитора Александра Давыдова и где, кстати, во времена южной ссылки Александр Пушкин создал несколько своих стихотворений, Чайковский написал в 1771 году одноактный балет для детей “Озеро лебедей”. Партитуру “Лебединого озера”, также называвшуюся сначала “Озеро лебедей”, Чайковский тоже начинал писать в Каменке, а закончил в подмосковном Глебове у своих близких друзей братьев Шиловских, которые, как предполагают, могли быть соавторами первого либретто “Лебединого озера”.

Зарисовка сцены из II действия балета "Лебединое озеро", журнал "Всемирная иллюстрация", 1877 г. Фото: из фондов Государственного мемориального музыкального музея-заповедника П.И. Чайковского в Клину

Что касается исторической премьеры балета, то особый успех тогда имел художник Карл Вальц, разработавший новые сценические технологии, обеспечивавшие иллюзию тумана с помощью пара, эффектный ураган в финале балета – со вспышками молний грозой и вихрем, валившим на сцене деревья. Но сегодня вернуть на сцену “авторскую” версию балета Чайковского трудно: материалов сохранилось мало. Есть мемуары Карла Вальца “65 лет в театре”, где он рассказывает о работе с Чайковским над премьерой “Лебединого озера”.

В Доме Чайковского хранятся рукописи отдельных номеров, написанных Чайковским для балерин Большого театра, танцевавших в первых спектаклях Одетту – “Русский танец” для Пелагеи Карпаковой, в бенефис которой состоялась историческая премьера балета, и па-де-де, которое было написано Чайковским по требованию примы Большого театра Анны Собещанской, танцевавшей Одетту-Одиллию вслед за Карпаковой.

В “мариинской” редакции Петипа-Иванова, созданной после смерти Чайковского, или, как ее называют, “редакции Дриго” (по имени дирижера Риккардо Дриго, осуществившего на Мариинской сцене премьеры всех балетов Чайковского),  драматургия и либретто “Лебединого озера” были серьезно изменены. Первые два акта соединились в один, из финала изъяли сцену бури, Дриго добавил в партитуру номера из фортепианной музыки Чайковского: “Шалунья” (вариация Одиллии в па-де-де), “Искорка” и “Немножко Шопена” (третий акт), и многое другое.

Титульный лист первого издания клавира балета "Лебединое озеро". Фото: из фондов Государственного мемориального музыкального музея-заповедника П.И. Чайковского в Клину

Драматургию “Лебединого” подвергали изменениям и в ХХ веке: в реакции Федора Лопухова  появился сказочно счастливый финал с соединением влюбленных и торжеством любви над темными силами. Как известно, у Чайковского влюбленные не побеждали злые силы, олицетворением которых были коршун Ротбар и сова – мачеха Одетты. В партии Одетты-Одиллии Чайковский подразумевал одну балерину, а в редакции Агриппины Вагановой, например, белого и черного лебедя стали танцевать две исполнительницы (Галина Уланова выступала только в партии белого лебедя – Одетты).

На выставке в Клину представят всю богатейшую историю этого легендарного балета: уникальные материалы из собрания музея, рукописи Чайковского, фотографии, афиши, макеты спектаклей, костюмы, балетные туфли и пуанты, принадлежавшие выдающимся исполнителям – Наталии Дудинской, Майе Плисецкой, Константину Сергееву и другим. Будет выставлен и костюм Матильды Кшесинской, в котором она в последний раз в своей жизни (в 64 года) выходила на сцену лондонского Ковент-Гарден, исполнив “Русский танец” из “Лебединого озера”. Этот костюм Кшесинская в 1960 году подарила Дому Чайковского в Клину.

Выставка откроется 22 сентября в Государственном мемориальном музыкальном музее-заповеднике П.И. Чайковского в Клину. А в конце 2018 года “Лебединое озеро” выйдет в серии томов Академического полного собрания сочинений П.И. Чайковского (научные редакторы Ада Айнбиндер и Александр Комаров).