В Чебоксарах завершился Международный оперный фестиваль им. М.Д. Михайлова

В Чебоксарах завершился Международный оперный фестиваль им. М.Д. Михайлова
Гала-концерт, закрытие XXXIII Международного оперного фестиваля им. М.Д. Михайлова. Фото предоставлено пресс-службой театра Волга Опера

С 17 по 26 ноября в Чебоксарах на сцене театра Чувашского театра оперы и балета «Волга Опера» прошел XXXIII Международный оперный фестиваль им. М.Д. Михайлова. Фестиваль проходит ежегодно с 1991 года.

Максим Дормидонтович Михайлов (1893–1971) — слава и гордость чувашской культуры, народный артист СССР, в 1932–1956 солист Большого театра СССР.

Как отмечает директор и художественный руководитель «Волга Оперы» Андрей Попов, ежегодно театр создает уникальную фестивальную концепцию и программу. В этом году фестиваль отмечен многообразием представленных направлений и событий в оперном жанре: спектакли, концерты, премьеры, гастроли, мастер-классы, экскурсии, творческие встречи.

Открыл фестиваль «Парад басов» в честь М.Д. Михайлова с участием солистов Мариинского и Михайловского театра, Гамбургской оперы. В течение нескольких вечеров «Волга Опера» принимала гостей из Санкт-Петербурга: театр «Санктъ-Петербургъ Опера» показал одноактные оперы «Сначала музыка, слова потом» Сальери и «Директор театра» Моцарта, Академия молодых певцов Мариинского театра — «Итальянку в Алжире» Россини и детскую оперу Рустама Сагдиева «Черное золото» (обе в концертном исполнении).

Концерт "Пять басов". Фотоо предоставлено пресс-службой театра Волга Опера

Кульминационным событием стала мировая премьера космической оперы Рустама Сагдиева «Главный вопрос», а завершил программу фестиваля гала-концерт солистов оперных театров Москвы, Санкт-Петербурга, Минска, Ташкента и Бишкека.

Чувашский государственный театр оперы и балета в уходящем году отметил 30-летие. Театр создан в 1993 на основе Чувашского музыкального театра, существовавшего к тому времени почти 25 лет.

Нынешнее здание театра построено в 1985. Авторы проекта — архитекторы Роман Бегунц и Владимир Тенета. В 1987 группа архитекторов и строителей удостоена Государственной премии РСФСР. Огромное здание, напоминающее элеватор, как гигантский Эверест возвышается над столицей Чувашии Чебоксарами. Колоссальные размеры здания все эти годы явно не соответствовали весьма скромным творческим достижениям самого театра. Во всяком случае, музыкальная и театральная Россия об этих достижениях знает крайне мало. Наиболее резонансными событиями жизни театра в последние 30 лет были фестивали: Международный оперный — имени выдающегося певца М.Д. Михайлова (проводится с 1991) и Международный балетный (проводится с 1997).

Театр Волга Опера

Поисками новых путей развития театра занялся новый директор, а теперь и худрук Андрей Попов, возглавивший театр в январе 2022: молодой (род. в 1985) и амбициозный руководитель, выпускник Пермского хореографического училища (артист балета), Пермской академии искусства и культуры (балетмейстер-репетитор), Высшей школы экономики (юриспруденция). Андрей Попов работал солистом Пермского и Екатеринбургского театров оперы и балета; приглашенным солистом театра «Имперский Русский Балет» и Национального театра г. Сараево (Босния и Герцеговина); приглашенным балетмейстером-хореографом труппы «Академия русско-ирландского балета», для которой поставил «Жизель»; преподавателем Пермского хореографического училища и Пермской академии искусства и культуры; заведующим балетной труппой и заместителем директора в Санкт-Петербургском театре балета Бориса Эйфмана; директором театра «ТанцТеатр» (Екатеринбург). Создатель и художественный руководитель масштабного проекта «Звезды Мирового Балета в Перми». Основатель и руководитель студии «МОЙ БАЛЕТ» (Пермь, Екатеринбург).

Андрей Попов, и.о. директора, художественный руководитель театра Волга Опера

Андрей Попов — автор идеи оперы «Главный вопрос», мировая премьера которой стала главным событием Фестиваля имени М.Д. Михайлова в 2023 году. Опера ставит одну из актуальных проблем наших дней, приглашает к разговору новое поколение зрителей: тех, кто осваивает сейчас и будет осваивать территории искусственного интеллекта, новых технологий, гаджетов и т.д. В этом — основная идея и достоинство «Главного вопроса».

«Санкт-петербургский композитор Рустам Сагдиев, он же автор либретто и дирижер-постановщик «Главного вопроса», взял в соавторы нейросеть: часть текста сгенерировал Chat GPT. Костюмы и декорации тоже создавались с помощью нейросети; в качестве промт-инженера выступил заведующий художественно-постановочной частью театра Илья Семёнов, он же стал видеохудожником проекта.

Сцена из оперы "Главный вопрос". Фото предоставлено пресс-слу.бой театра Волга Опера

Кстати, Чебоксары, надо сказать, по праву могли бы называться цифровой столицей России. Без гаджета не получится ни выпить кофе в трехзвездочной гостинице, ни заказать еду в модном гастробаре: места, где не нужно сканировать QR-коды, приходится искать специально. Логично, что именно здесь появилась на свет научно-фантастическая опера, главным героем которой заявлен искусственный разум.

Чтобы исполнить партитуру Сагдиева, артистам симфонического оркестра театра пришлось освоить терменвокс и препарированное фортепиано. Кроме живого звука, в опере звучат и предзаписанные синтезаторные дорожки, а также цифровые интермедии — за них отвечал санкт-петербургский музыкант Владимир Юферов.

Режиссер «Главного вопроса» Дмитрий Отяковский — постоянный напарник Рустама Сагдиева в многочисленных проектах по всей стране и большой специалист по новым технологиям в оперном театре: на его счету онлайн-постановки в заимствованном из компьютерных игр формате let’s play, кинематографическом формате screenlife, снятый вертикально — под гаджеты — оперный сериал; в офлайн-спектаклях он тоже использует то анимацию, то screenlife, то роботов…» (Мировая премьера оперы «Главный вопрос» в Чебоксарах, Кей Бабурина, «МО»).

«МО»

«Музыкальное обозрение» в социальных сетях

Дорогие наши читатели, коллеги, друзья!
Времена изменились, но «Музыкальное обозрение» неизменно в своей сути: качественная аналитика, рецензии, статьи, книжные обзоры, исчерпывающая картина культурной жизни в столицах и регионах.
Подписывайтесь на газету «Музыкальное обозрение»!
Подписка на газету – это ваша поддержка сайта, концертов и фестивалей, образовательных, просветительских, издательских проектов «Музыкального обозрения».
Также вы можете поддержать наше издание финансово.