Умер Евгений Нестеренко

Умер Евгений Нестеренко

20 марта 2021 в Вене скончался от коронавируса выдающийся певец Евгений Нестеренко. О смерти артиста сообщила генеральный директор Благотворительного фонда поддержки музыкального искусства «Фонд Елены Образцовой» Наталья Игнатенко.

«В наш фонд пришло электронное письмо из Вены от семьи Евгения Нестеренко. В нем говорится, что “Евгений Евгеньевич Нестеренко скоропостижно ушел из жизни на 84-м году жизни после госпитализации с тяжелой болезнью (COVID-19)”», — сказала Игнатенко агентству ТАСС.

Евгений Нестеренко родился 8 января 1938 в Москве. В 1955 окончил школу в Челябинске с золотой медалью. Два года был курсантом военно-морского факультета (спецфак) Ленинградского инженерно-строительного института (ныне Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет), затем перешел на факультет промышленного и гражданского строительства того же вуза. Получив диплом инженера-строителя, в течение года работал прорабом. Одновременно начал заниматься пением, поступил в Ленинградскую консерваторию и в 1965 окончил ее (класс проф. В. Луканина). В том же году стал лауреатом Всесоюзного конкурса вокалистов имени М. И. Глинки (IV премия). Еще будучи студентом, был принят в МАЛЕГОТ (ныне Михайловский театр), где пел с 1963 по 1967. В 1967 завоевал II премию на Международном конкурсе молодых оперных певцов в Софии и приглашен в Кировский (ныне Мариинский) театр.

Одной из решающих вех в карьере Нестеренко стала I премия и Золотая медаль на IV Международном конкурсе имени П. И. Чайковского (1970), после чего певец получил приглашение в Большой театр. На главной сцене СССР и России он пел с 1971 по 2001, создав великолепную «портретную» галерею басовых персонажей. Это заглавные партии в «Руслане и Людмиле» и «Иване Сусанине» Глинки, Мельник в «Русалке» Даргомыжского, Князь Игорь и Кончак в «Князе Игоре» Бородина, Борис Годунов в одноименной опере Мусоргского и Досифей в его же «Хованщине», Варяжский гость в «Садко», Сальери в «Моцарте и Сальери», Царь Салтан в «Сказке о царе Салтане» и Собакин в «Царской невесте» Римского-Корсакова, Кочубей в «Мазепе», Король Рене в «Иоланте» и князь Гремин в «Евгении Онегине» Чайковского, Ланчотто Малатеста в «Франческе до Римини» и Алеко в одноименной опере Рахманинова, Кутузов в «Войне и мире» и Комиссар в «Повести о настоящем человеке» Прокофьева, Кац Звамбай в «Похищении луны» Тактакишвили, Андрей в «Октябре» Мурадели; Дон Базилио в «Севильском цирюльнике» Россини, Филипп II в «Дон Карлосе» и Захария в «Набукко» Верди, Мефистофель в «Фаусте» Гуно, Эскамильо в «Кармен» Бизе, Герцог в «Замке герцога Синяя Борода» Бартока.

Евгений Нестеренко сделал блистательную международную карьеру. Он пел в крупнейших оперных театрах мира — Метрополитен опера, миланском Ла Скала (где выступал постоянно, а в 1978 открывал юбилейный двухсотый сезон театра: в спектакле «Дон Карлос» его партнерами были Пласидо Доминго, Маргарет Прайс, Ренато Брузон и Елена Образцова, а за дирижерским пультом стоял Клаудио Аббадо), Королевской опере Ковент Гарден, Венской опере, Баварской опере, театре Колон в Буэнос-Айресе и многих других.

На этих сценах, а также в Кировском театре и МАЛЕГОТе, Нестеренко спел еще более 30 партий, в том числе в операх «Катерина Измайлова» Шостаковича, «Любовь к трем апельсинам» Прокофьева, «Пеллеас и Мелизанда» Дебюсси, «Царь Эдип» Стравинского, «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан» и «Волшебная флейта» Моцарта, «Богема» Пуччини, «Трубадур» и «Симон Бокканегра» Верди, «Дон Паскуале», «Любовный напиток» Доницетти, «Русалка» Дворжака и многих других…

В репертуаре Евгения Нестеренко были сочинения кантатно-ораториального жанра («Патетическая оратория» Свиридова, «Маленькая торжественная месса» Россини, «Реквием» Верди и др.), многочисленные сольные программы. Он был первым исполнителем новых песен Георгия Свиридова, Сюиты для баса и фортепиано на стихи Микеланджело, «4 стихотворений капитана Лебядкина», «Пяти романсов на слова из журнала „Крокодил“», «Предисловия к полному собранию моих сочинений», версии для камерного оркестра «Песен на слова английских поэтов» Дмитрия Шостаковича, вокального цикла «Надписи» и баллады «Орел» Ширвани Чалаева.

В дискографии певца — около 70 пластинок и дисков, в том числе более 20 опер (полностью), арии, романсы, русские народные песни.

Евгений Нестеренко в 1967-1972 преподавал в Ленинградской консерватории, в 1975-1993 в Московской консерватории, в 1993-2003 в Венской консерватории. Среди десятков его учеников — такие известные российские исполнители, как Игорь Банковский, Михаил Крутиков, Павел Черных, Никита Сторожев, Альберт Шагидуллин и др., певцы из Австрии, Армении, Великобритании, Венгрии, Германии, Казахстана, КНДР, Литвы, Польши, Словакии, Турции, Чехии, Эстонии, Ямайки, Японии.

Евгений Нестеренко — автор множества публикаций. Среди них — книги «Размышления о профессии» (М., «Искусство», 1985) и «Записки русского баса» (М., Фонд Евгения Нестеренко, 2011), статьи, рецензии. Под редакцией Нестеренко вышла инструктивная книга его педагога В. М. Луканина «Обучение и воспитание молодого певца» (Л., «Музыка», 1977).

В последние 30 лет Евгений Нестеренко жил попеременно в Москве и Вене. Он занимался литературной, общественной, педагогической деятельностью, был консультантом Большого театра России, преподавал в Молодежной оперной программе ГАБТа, время от времени выходил на сцену.

Евгений Нестеренко был удостоен высших наград СССР: званий Героя Социалистического труда, лауреата Ленинской премии, народного артиста СССР (причем это звание он получил, минуя звание народного артиста РСФСР, что в СССР случалось крайне редко). В 1989-1991 — народный депутат СССР.

Почетный профессор Московской консерватории, Венгерской государственной музыкальной Академии им. Ф. Листа, Челябинской государственной академии культуры и искусства. Член Президиума Правления Советского фонда культуры, обладатель почетного звания «Каммерзенгер» (Австрия). Евгений Нестеренко входил в Наблюдательный совет Полного академического собрания сочинений М. П. Мусоргского, Центральный совет Всероссийского общества охраны памятников искусства и культуры, а также в редколлегии Музыкального энциклопедического словаря, энциклопедии «Опера», журналов «Театр» и «Музыкальная жизнь».

Согласно воле покойного, его прах будет захоронен в России. В сложившейся эпидемиологической ситуации семья Евгения Нестеренко объявила об отказе от публичной траурной церемонии.

«МО»