Ученый, офицер, музыкант: к 85-летию Иосифа Райскина

Ученый, офицер, музыкант: к 85-летию Иосифа Райскина
Иосиф Райскин. Фото из личного архива

Судьба Иосифа Генриховича Райскина — замечательный, исключительный пример того, как могут в одном человеке не просто уживаться, а жить в полной гармонии и согласии физик и лирик. Как  известно, талантливый человек талантлив во всем: Иосифу Райскину этот афоризм соответствует в полной мере.

Выпускник Ленинградского электротехнического института, инженер-физик, военно-морской офицер, преподаватель престижного технического вуза, он в весьма взрослом возрасте решил круто изменить жизненный маршрут: не порывая с наукой и преподаванием, пришел работать в филармонию, закончил Ленинградскую консерваторию, стал авторитетным и уважаемым музыкальным деятелем, одним из лидеров музыкальной жизни города на Неве. Без его участия, без его книг, статей и рецензий, лекций, без редактируемых им изданий невозможно  представить концертную, фестивальную, филармоническую деятельность, работу Союза композиторов в Северной столице на протяжении последних 50 лет. Творчество Райскина — летопись, энциклопедия музыкального Ленинграда / Санкт-Петербурга.

Иосиф Генрихович — давний и верный друг «Музыкального обозрения». Много лет его материалы украшают страницы газеты. Великолепный язык, глубина знания и точность оценок, власть факта и в то же время личностный подход, любовь к людям, о которых он пишет — фирменные черты неповторимого стиля Райскина-публициста и литератора.

И если верно утверждение, что «стиль — это человек», то именно таков Иосиф Генрихович Райскин: человек из поколения «шестидесятников», блестящий эрудит и знаток; истинный петербургский интеллигент, почитающий традиции и с юношеским увлечением воспринимающий новое; в свои 85 сохраняющий военно-морскую выправку и стать, оптимизм, жизненную и творческую энергию, а самое главное — молодость и силу духа!

Так держать, Иосиф Генрихович!

С юбилеем Вас!

Многая лета!

Публикуем заметки юбиляра о своем жизненном и творческом пути

Мне часто говорят, что мой путь к музыке (в музыку) необычен. Напротив, он, скорее, – так мне кажется – едва ли не универсален. Музыкант, любящий свою профессию, обязательно вспомнит минуту, когда музыка впервые поразила (сразила!) его в детстве. Разумеется, немало зависит от родителей, отдающих свое чадо в музыкальную школу. Но ведь только немногие из тех, кто в ней учится, становятся музыкантами. А вот сделаться хорошими – образованными, чуткими – слушателями школа безусловно помогает. И не только музыкальная школа!

… Во время войны в эвакуации, в Куйбышеве (нынешней Самаре) мне посчастливилось с детских лет прикоснуться к большому искусству. На спектаклях Большого театра, тоже эвакуированного из Москвы. Запомнились самые первые в моей жизни посещения театра: «Евгений Онегин» и балет «Тщетная предосторожность». С особой благодарностью я думаю уже много лет о своей первой учительнице музыки, посоветовавшей моей матери отвести меня – неполных семи лет – на премьеру Седьмой симфонии Шостаковича (оркестром Большого театра дирижировал Самуил Самосуд). Я впервые в жизни слушал симфонический оркестр; заранее наученный, как себя вести, боялся пошевелиться. Может быть тогда и записали меня (не сам же записался!) в «клуб любителей музыки Шостаковича». Знаю только, что аукнулись впечатления из далекого детства еще не единожды. А среди незабываемых мгновений – уроки музыки. Занималась Мария Григорьевна с нами дома и кроме обычных этюдов Черни и Беренса, сонатин Клементи, педагогических опусов Гедике и Майкапара, – ставила на пюпитр перед семи-восьмилетними «пианистами» детские пьесы Прокофьева, Свиридова (помню даже переписанного от руки!), Бартока… Не тогда ли мне на всю жизнь привили вкус к современной музыке?

По возвращении в Ленинград я учился в обычной школе в рабочем районе у Нарвских ворот. Среди преподавателей в те годы немало еще оставалось русских интеллигентов старой закваски. На уроках нас учили любить родную историю, русскую словесность (забытое нынче слово, обнимающее не только поэзию и прозу). Фаина Григорьевна Мадиевская, вместо скучных разборов «образов» по учебнику, читала нам стихи Державина и Пушкина, Тютчева и Фета, непопулярных тогда Блока и Есенина… В восьмом классе мы с моим соседом по парте Колей Яковлевым задумали издавать журнал, разумеется, рукописный, «лицейский» (мой первый редакторский опыт!). Спасибо мудрому директору – историку Елене Васильевне Петропавловской: она заставила нас уничтожить весь тираж (один экземпляр) на дворе стоял 1950-й год, за такую самодеятельность можно было жестоко поплатиться.

Зато в Ленинградском Электротехническом институте (ЛЭТИ), куда я поступил по окончании школы, уже в первые робкие годы «оттепели» царила атмосфера духовных поисков, царила вопреки идеологической зашоренности и партийному диктату. И ведь не случайно «Весна в ЛЭТИ» – первый спектакль свободного студенческого театра – родилась в техническом вузе; позже уже в застойные годы именно «физики» приходили на выручку «лирикам»: в академгородках устраивались выставки опальных живописцев, концерты музыкальных авангардистов, в многочисленных НИИ шли полуподпольные выступления Галича, Высоцкого…

У нас в ЛЭТИ были оркестр, академический хор, театральный коллектив, любительская киностудия «ЛЭТИ-фильм», класс сольного пения (в нем мне привелось в течение трех лет быть концертмейстером). В литературном кружке мы обсуждали свои первые поэтические опыты. Проходя по коридорам ЛЭТИ, можно было подумать, что вы находитесь в каком-нибудь институте искусств. На стене красовалась огромная, едва ли не пятиметровая, стенная газета «Искусство всем», которую я вместе с друзьями «издавал» навстречу Всемирному фестивалю молодежи и студентов в Москве (мой второй редакторский опыт). И хотя мы в те годы дышали воздухом относительной свободы (вскоре этот, по слову Мандельштама, «ворованный воздух», у нас постараются отобрать), тираж в 1 (один!) экземпляр был излюбленным для музыкальных изданий в Ленинграде.

К их числу принадлежали и стенные газеты Ленинградской филармонии («Слушатель» в Большом зале и «Музыкальная жизнь» – в Малом). Здесь и на семинаре начинающих рецензентов, которым руководил в те годы замечательный музыковед Александр Моисеевич Ступель, мы оттачивали перо, постигали искусство редактирования. А вскоре, с конца 50-х годов, мы – молодые инженеры, физики, математики – стали выступать и в городских газетах с откликами и рецензиями. Это была хорошая школа: идеологические, попросту говоря, цензурные, рогатки заставляли нас писать, заранее предвидя редакторские ножницы, с многократным «запасом прочности», чтобы суть высказывания уцелела после любых сокращений и изъятий. То есть обходиться без «воды» и прочих «наполнителей».

Я так много говорю о школьных и студенческих годах, потому что именно они создают фундамент будущей профессии (какой бы она ни была), учат правилам жизнеповедения, прививают эстетические вкусы. Обо всем, что было после, за недостатком места, скажу конспективно. После – была работа, жизнь со всеми ее радостями и тяготами. Служба в одном из научных учреждений ВМФ (несколько авторских свидетельств на изобретения), преподавание на кафедре физики Горного института параллельно с работой редактором в Филармонии, сотни статей и рецензий, аннотаций к филармоническим концертам и грампластинкам. После была учеба на заочном отделении Консерватории (снова благодарно думаю о моих педагогах, среди которых были и маститые ученые и друзья-сверстники), вступление в Союз композиторов (где с 2003 года стал председателем секции критики и музыкознания). Не расставаясь с физикой окончательно, был научным редактором и заведовал отделом музыки и музыкального театра в журнале творческих союзов «Искусство Ленинграда». Это происходило уже в годы перестройки, когда вдруг появилась… бумага! Ее раньше вечно не хватало (излюбленный предлог, под которым прежде отказывали в создании новых газет и журналов).

Миную предпринятые мною издания, не выдержавшие более одного-двух выпусков, вроде газеты Союза концертных деятелей «Созвучие» или джазовой «Синкопы» (вместе с В.Б. Фейертагом). Придумал и в течение двух сезонов (1995 -1997) издавал в Санкт-Петербургской филармонии газету «Pro Musica». Вот уже двадцать пять лет сотрудничаю с газетой «Мариинский театр», последние восемнадцать лет являюсь ее главным редактором. В свободные, бесцензурные годы как-то вдруг оказался востребован, с радостью окунулся в редакторскую, журналистскую, музыкально-критическую деятельность на страницах любимых мною «Петербург-классики», «Журнала любителей искусства», «Санкт-Петербургского музыкального вестника», печатаюсь в консерваторских научных журналах и сборниках. Разумеется, не порываю с «Культурой», «Музыкальным обозрением», «Музыкальной академией» и другими уважаемыми изданиями. Но никогда не забуду, что свои первые статьи и рецензии опубликовал, будучи студентом ЛЭТИ, в стенных газетах слушателей Филармонии, в «Ленинградской правде» и «Вечернем Ленинграде», в «Электрике» и в «Искусство всем». Буду помнить, что я из ЛЭТИ!

Иосиф Райскин

Иосиф Генрихович Райскин родился 4 сентября 1935 года в Куйбышеве (ныне Самара). В 1952 г. окончил общеобразовательную школу и музыкальную школу в Ленинграде.

В 1957 г. окончил Ленинградский электротехнический институт (ЛЭТИ) — ныне Санкт-Петербургский Электротехнический Университет — по специальности физика электронных приборов.

Участник Шестого Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве (1957). В 1958–1965 гг. служил в ВМФ (работал в войсковой части —  исследовательском институте в должности младшего, затем старшего научного сотрудника). Имеет три авторских свидетельства на изобретения, «не подлежащие разглашению» и научные труды в закрытой специальной печати. Инженер-капитан 3 ранга (запаса).

В 1965–1992 гг. —  преподаватель кафедры физики в Ленинградском горном институте. Одновременно писал и печатался как музыковед и музыкальный критик, работал по совместительству редактором Ленинградской филармонии;  редактором Ленинградского отделения Всесоюзного Бюро пропаганды советской музыки при Союзе композиторов СССР.

В 1970–1975 гг. учился на теоретико-композиторском факультете  Ленинградской консерватории, в 1978 – 1981 гг. в аспирантуре (научный руководитель профессор Л.Г. Данько).

С 1978 г. — член Союза композиторов Ленинграда. С 2003 г. — председатель секции критики и музыкознания, член Правления Союза композиторов  Санкт-Петербурга.

Почетный член Филармонического общества Санкт-Петербурга.

Указом Президента РФ от 11 декабря 2009 года награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II  степени.

Сфера основных интересов музыковеда — история отечественной и зарубежной музыкальной культуры XIX–XX веков, творчество крупнейших ХХ столетия и наших современников, современный композиторский процесс, Петербургская исполнительская и композиторская школы, теория и практика музыкальной критики, музыкальная публицистика (журналистика).

С 1957 г. опубликовал свыше 500 статей, рецензий, обозрений в периодической печати, в музыкальных журналах, газетах и альманахах, в научных сборниках, в том числе на иностранных языках (немецком, английском, французском, нидерландском, польском, литовском).

С середины 1980-х годов — автор, редактор, член редколлегий, издатель ряда  музыкальных и театральных изданий Ленинграда / Санкт-Петербурга. В 1989–1995 гг. — научный редактор, редактор отдела музыки и музыкального театра журнала «Искусство  Ленинграда»  (с 1991 г. — Российский журнал искусств «АРС Петербург»). В 1995-1997 гг. — главный редактор газеты Санкт-Петербургской филармонии имени Д.Д.Шостаковича «PRO MUSICA».

С 1998 г. — ведущий редактор, с 2001 г. — главный редактор газеты  «Мариинский  театр».  С 2004 г. шеф-редактор и постоянный автор газетой «Санкт-Петербургский музыкальный вестник».

Сотрудничает с журналом «Музыкальная академия», журналом Санкт-Петербургской консерватории «MUSICUS».

На протяжении многих лет — автор газеты «Музыкальное  обозрение». По итогам 2013 года назван «Персоной года» в рейтинге газеты «События и персоны» и награжден Премией «МО».

Автор аннотаций и вступительных очерков к концертам камерной и симфонической музыки в залах Ленинграда-Петербурга и других городов России, к отечественным и зарубежным грампластинкам и компакт-дискам (около 400).

Автор сценариев аудиофильмов, музыкальных радио- и телепередач (свыше 50).

Регулярно выступает с анонсами и комментариями к концертам и музыкальным спектаклям на радио и телевидении (на городских и федеральных каналах). Выступает с лекциями и вступительным словом на вечерах петербургских композиторов в залах филармонии, консерватории, в Доме композиторов Санкт-Петербурга, Музыкальной библиотеке филармонии, Музее театрального и музыкального искусства…

Автор-составитель буклетов к спектаклям Мариинского театра: «Волшебная флейта», «Свадьба Фигаро», «Сомнамбула», «Норма», «Сила судьбы», «Летучий Голландец», «Лоэнгрин», «Парсифаль», «Ариадна на Наксосе», «Турандот», «Борис Годунов», «Моцарт и Сальери», «Сказание о невидимом граде Китеже», «Скупой рыцарь», «Сказка о царе Салтане», «Война и мир», «Маддалена», «Золушка», «Любовь к трем апельсинам»,  «Игрок», «Русалка», «Левша», «Севильский цирюльник», «Евгений Онегин», «Ярославна» и др.

Автор-составитель буклетов и статей к фестивалям «Звезды белых ночей», «Ленинградская музыкальная весна», «От авангарда до наших дней» и др.

Автор-составитель и редактор многочисленных сборников статей и рецензий.

Автор очерков, статей, заметок для энциклопедий, справочников, фестивальных буклетов, био-библиографических изданий, каталогов.

Ответственный редактор монографий: «Валерий Гергиев. Музыка. Театр. Жизнь. Противосложение». (СПб., 2008); «Звезды Мариинского театра» в 2-х томах (СПб., 2013); «Валерий Гергиев как он есть. Жизнь и творчество» (в печати).

Участвует в музыкальных фестивалях, научных конференциях и симпозиумах (в России, Польше, Австрии, Нидерландах, Финляндии, Швеции, США). В 2008 году участвовал в научно-практической конференции «“Музыкальное обозрение” — образ музыкального пространства России на рубеже веков» в Вологде, посвященной 20-летию газеты «Музыкальное обозрение».

Автор книг «Дмитрий Шостакович. Симфонии общей судьбы» (2015, сборник статей о симфониях композитора), «Записки филарманьяка» (2017, 2-е изд. 2020), сборников стихотворений «Муз’ыке все благодаря» (Окказиональные стихи в шутку и всерьез, 2007) и «Книга признаний» (2016).

В настоящее время занят составлением тематических сборников статей и рецензий за прошедшие более чем полвека: «До и после концерта» (от аннотации к рецензии), «Симфонический театр» (Мариинский времен Гергиева), «Петербургская музыка в моей судьбе», «Великая глазуновская тройка: Николай Мясковский, Сергей Прокофьев, Дмитрий Шостакович».

Работает над популярными монографиями, посвященными творчеству Василия Соловьева-Седого, Юрия Фалика, Люциана Пригожина, Галины Уствольской.

«МО»