XXIII Санкт-Петербургский международный фестиваль Earlymusic 29 cентября – 11 октября 2020 Онлайн

XXIII Санкт-Петербургский международный фестиваль Earlymusic  29 cентября – 11 октября 2020  Онлайн
Фото Facebook

Эпидемиологическая обстановка накладывает отпечаток на незыблемые опоры культурного календаря Санкт-Петербурга, России и всего мира. Старейший и крупнейший в России форум русской и западной музыки XI-XVIII веков в аутентичном исполнении, Международный фестиваль старинной музыки EARLYMUSIC пройдет 29 сентября – 11 октября 2020 года исключительно В ОНЛАЙН-ФОРМАТЕ при поддержке социальной сети ВКонтакте и телеканала «Санкт-Петербург».

Фестиваль расценивает вызовы времени как поле для новых возможностей. В ряде прямых трансляций EARLYMUSIC-2020 представит самой широкой аудитории в России и мире достижения, накопленные музыкальными коллективами Фестиваля за многие годы научной и творческой работы, а также уникальные проекты, созданные специально для виртуальной реальности.

Фото Facebook

В программе XXIII Международного фестиваля EARLYMUSIC четыре крупных онлайн-события:

29 сентября, 20.00 – премьера виртуальной постановки мелодрамы Георга Антона Бенды «Ариадна на Наксосе» (1775)
1 октября, 13.00, 15.00, 17.00 –
музыкально-литературный марафон ко дню рождения императора Павла I в его резиденции в Гатчине
7 октября, 19.00 –
концерт-состязание барочных скрипачей Андрея Решетина и Марии Крестинской «Фехтование смычком»
11 октября, 19.00 –
премьера видео-балета Клауса Абромайта на музыку Ю. Х. Румана «Союз Ветра и Моря»

Все трансляции будут доступны бесплатно на странице Международного фестиваля EARLYMUSIC https://vk.com/earlymusicfest  при поддержке социальной сети ВКонтакте и в интернет-ресурсах телеканала «Санкт-Петербург».

Андрей Решетин и Андрей Пенюгин

Программа фестиваля EarlyMusic

29 сентября 2020, 20.00 Георг Антон Бенда. Мелодрама «Ариадна на Наксосе». Прямая трансляция
В 1775 году чешский композитор Георг Антон (Йиржи Антонин) Бенда создал блистательный образец ныне забытого театрально-музыкального жанра – мелодраму «Ариадна на Наксосе». Произведение для двух драматических актеров и большого оркестра он назвал дуодрамой. Изобретатель жанра, Жан-Жак Руссо (в 1762 году написавший пьесу «Пигмалион», а в 1770 году добавивший к ней музыку) так объяснял суть эксперимента: «Я изобрел род драмы, где слова и музыка звучат не вместе, а по очереди, и устная фраза как бы возвещается и подготавливается музыкальной фразой».

Дуодрама Георга Антона Бенды точно следует рецепту Жана-Жака Руссо. Либретто Иоганна Кристиана Брандеса представляет собой прозаическую версию популярной кантаты на стихи Генриха Вильгельма фон Герстенберга. Каждая фраза текста иллюстрируется и эмоционально углубляется краткой музыкальной фразой. В ключевые моменты драматическая декламация звучит одновременно с оркестром. Премьера дуодрамы «Ариадна на Наксосе» состоялась в придворном театре Готы в 1775 году и имела большой успех. В 1778 году В. А. Моцарт писал отцу о мелодрамах Бенды: «Я дважды с величайшим удовольствием смотрел представление подобной пьесы. В самом деле, меня еще никогда и ничто так не сюпренировало! Вы, конечно, знаете, что там не поют, а декламируют и musique подобна облигатному речитативу; иногда под musique говорят, и тогда она оказывает великолепнейшее воздействие». А уже в 1779 году «Ариадна на Наксосе» Бенды была представлена Театром Карла Книпера в Петербурге. Востребованность дуодрамы была столь велика, что сам композитор сделал переложение партитуры для струнного квартета.

Этот квартетный вариант в исполнении «Солистов Екатерины Великой» стал музыкальной основой премьеры фестиваля EARLYMUSIC. В драматических ролях – барочный актер и хореограф Клаус Абромайт (Тезей, участвует в постановке виртуально прямиком из Берлина) и петербургское барочное сопрано Вера Чеканова (Ариадна). К немецкому либретто давний друг Фестиваля Владимир Петренко подготовил подстрочный перевод, доступный на сайте Фестиваля.

Марина Крестинская. Фото Facebook

1 октября, 13.00 – 19.00 День рождения Павла I в Гатчине.
Литературно-музыкальный марафон в честь дня рождения императора Павла I – это три онлайн-трансляции из Гатчинского дворца.

13.00 – Фехтование смычком. Часть первая
Мраморная столовая Гатчинского дворца

Концерт-состязание двух барочных скрипачей, художественного руководителя фестиваля EARLYMUSIC Андрея Решетина и известной солистки, основателя ансамбля Barocco Concertato Марии Крестинской состоится на самом интригующем поле – на материале виртуозной итальянской, немецкой и русской музыки XVIII века для скрипки соло. Игра пройдет в двух таймах. Первый тайм станет одновременно открытием концертного марафона в честь императора Павла I, большого ценителя музыки.

В трансляции прозвучат самая знаменитая соната Джузеппе Тартини «Дьявольские трели» и Соната для скрипки соло ор. 3 №1 первого русского скрипача-виртуоза Ивана Хандошкина, считавшего Тартини своим учителем.

15.00 – Венера и Анакреон
Павильон Венеры в Гатчинском парке

Стихотворения Антиоха Кантемира и Михаила Ломоносова, переводы XVIII века из любовной лирики Анакреона прозвучат в исполнении «Солистов Екатерины Великой» вместе с фрагментами музыки шведского капельмейстера Юхана Хельмиха Румана, написанной им для коронационного балета Петра II по заказу графа Н. Ф. Головина и известной ныне как сюита «Golovinmusiken».

17.00 – Театр застолья: искусство кулинарии и сервировки с тремя интерлюдиями
Мраморная столовая Гатчинского дворца

Режиссер и ведущий этого «представления» Данила Ведерников – не только известный барочный актер, но большой знаток русской исторической кухни XVIII века и практикующий шеф-повар. Рецепты императорского застолья будут раскрыты в трех переменах блюд с музыкально-танцевальными дивертисментами в исполнении «Солистов Екатерины Великой» и «Санкт-Петербургского балета Анджолини».

 

7 октября, 19.00 – Фехтование смычком. Часть вторая
Меншиковский дворец

Виртуозная музыка XVIII века для скрипки соло прозвучит в аутентичных интерьерах Меншиковского дворца. Смычками фехтуют ведущие петербургские барочные скрипачи, художественный руководитель фестиваля EARLYMUSIC Андрей Решетин и основатель ансамбля Barocco Concertato Мария Крестинская. Во втором тайме двухчастной программы состязаются не только исполнители, но и европейские скрипичные школы. За команду «Юг» играют знаменитые барочные итальянские виртуозы П. Локателли, П. Нардини, Б. Кампаньоли, Н. Паганини. За «Север» выступают И.С. Бах и Й. Х. Руман.

 

11 октября, 19.00 – Клаус Абромайт, Юхан Хельмих Руман. Барочный балет-аллегория «Союз Ветра и Моря». Редакция Константина Чувашева.
Эрмитажный театр

В 1728 году по заказу русского посла в Стокгольме графа Н. Ф. Головина шведский придворный капельмейстер Юхан Хельмих Руман написал музыку для балета в честь коронации русского императора Петра II. В 2017 году благодаря фестивалю EARLYMUSIC сюита «Golovinmusiken» Румана впервые увидела сцену в той пышной и цельной форме, ради которой создавалась. Либретто полноформатного балета в традициях XVIII века создал немецкий хореограф Клаус Абромайт. Исполнителями стали ведущие коллективы фестиваля EARLYMUSIC «Санкт-Петербургский балет Анджолини» и ансамбль «Солисты Екатерины Великой» под руководством художественного руководителя фестиваля Андрея Решетина. Костюмы создала известный петербургский модельер Лилия Киселенко.

В 2020 году петербургский последователь Клауса Абромайта, хореограф и руководитель коллектива «Санкт-Петербургский балет Анджолини» Константин Чувашев создает вторую редакцию спектакля. В новой редакции главную роль исполнит наш город – Санкт-Петербург.

Санкт-Петербургский балет Анджолини