Ко дню рождения Эдисона Денисова (6 апреля 1929 — 24 ноября 1996)

Ты мчишься ввысь от суетных тревог...
Ко дню рождения Эдисона Денисова (6 апреля 1929 — 24 ноября 1996)
Эдисон Денисов в Швейцарских Альпах, 1993 г. Фотография из архива Юрия Каспарова

Исполнилось 90 лет со дня рождения Эдисона Денисова. В России и Европе в течение всего года проходят мероприятия, посвященные этой дате. В России они начались 21 февраля в Рахманиновском зале Московской консерватории.

В Москве

Произведения Денисова исполнил ансамбль«Студия новой музыки» под управлением его бессменного дирижера Игоря Дронова. Сочинения Денисова давно являются частью репертуара Ансамбля, а его интерпретации стали эталонными.

То же можно сказать и о Московском ансамбле современной музыки (МАСМ), основанным самим Денисовым в 1991. МАСМ представил свою камерную программу в Музее Прокофьева 2 апреля. Этот концерт входил в программу Дней Эдисона Денисова, организованных Союзом композиторов России. Они были отмечены сначала в Московской консерватории в ходе коллоквиума на тему «Денисов и Франция» 2 апреля, а затем 4 апреля в РАМ им. Гнесиных, где состоялась большая обзорная лекция Е. Купровской о творчестве композитора. В тот же день солисты «Студии новой музыки» провели мастер-класс по исполнению сочинений Денисова со студентами РАМ.

17 мая в «Галерее Нико» концерты-посвящения продолжил Гнесинский ансамбль, пока что функционирующий под длинным названием Gnesin Contemporary Music Week. Это совсем молодой коллектив, который образовался в прошлом году в ходе работы Лаборатории современной музыки. Исполнялись камерные произведения Денисова 60-х и 70-х годов. Завершил программу вокальный цикл «Жизнь в красном цвете» на стихи Бориса Виана — одна из вершин камерной лирики XX века. Среди исполнителей, каждый из которых горит энтузиазмом и интересом к новой и новейшей музыке, отметим сопрано Анну Щербакову.

Наконец, 5 июня в Зале им. Чайковского Госоркестр под управлением Владимира Юровского в цикле концертов «Истории с оркестром» исполнит «Живопись» для большого оркестра и вокальный цикл Мусоргского «Песни и пляски смерти» в оркестровке Э. Денисова (солист — бас Ильдар Абдразаков).

На Урале

Денисовские мероприятия продолжились в Екатеринбурге в ходе посвященного ему мини-фестиваля. 10 и 11 апреля Е. Купровская прочитала неcколько лекций в Уральской консерватории, делая акцент на различных аспектах творчества Э. Денисова. Две специальные лекции были посвящены особенностям его композиторской техники и специфике оркестрового мышления.

10 апреля прошел концерт из сочинений Денисова разных лет, в котором приняли участие нынешние студенты УГК, ее выпускники и педагоги, а также давняя исполнительница многих денисовских произведений с участием ударных инструментов Галина Яркова. Особое внимание публики привлекли пять романсов из никогда не исполнявшегося раннего вокального цикла «Страдания юности» на стихи Г. Гейне (1958).

11 апреля в Большом зале УГК состоялся концерт студентов кафедры композиции, также приуроченный к памятной дате Денисова.

28 мая в Перми, на Дягилевском фестивале, состоится денисовский концерт, в котором примет участие внук Эдисона Денисова, скрипач Федор Рудин. Он выступит и как дирижер: под его руководством тоже прозвучит «Жизнь в красном цвете», так полюбившаяся русским музыкантам!

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

За рубежом

Можно сказать, что Европа начала праздновать юбилей Денисова еще год назад, когда 6 апреля 2018 фестиваль «Весна искусств Монте-Карло» осуществил концертную постановку камерной оперы «Четыре девушки». Дирижировал Даниэль Кавка, ранее записавший во Франции, со своим ансамблем ЕОС, монографический диск с произведениями Денисова. В него вошли обе камерные симфонии и вокальный цикл «В высоте небес» на тексты Жоржа Батайя. Даниэль Кавка знакóм русской публике по концертам в Москве — в частности, фестиваля «Пространство Эдисона Денисова» (2006). Он же дирижировал в 2011 в Санкт-Петербурге оперой Дебюсси «Родриго и Химена» в оркестровке Денисова.

На этот год в странах Европы также запланировано несколько камерных концертов с музыкой Денисова. Первый из них состоялся в день рождения композитора, 6 апреля, в швейцарском городе Невшатель. В нем приняли участие три музыканта, давно знакомые с музыкой Денисова: саксофонист Карл-Эманюэль Фисбак, пианистка Веньяо Ванг и виолончелистка Жанн Мэзонот. Кстати, несколько лет назад Фисбак и Ванг основали Дуэт Денисова (DuoDenisov).

Следующий концерт организован 21 мая в Мюнстере (Германия) старинным другом Денисова и исполнителем всех его гитарных произведений, Райнбертом Эверсом, которому посвящен Концерт для гитары с оркестром.

Париж сначала отметит юбилей Денисова камерным концертом в русском Культурном и Духовном центре 20 июня, силами парижских музыкантов. В нем прозвучат, в частности, совершенно неизвестные, самые ранние вокальные сочинения 1948–49, а также последний вокальный цикл Денисова, «Архипелаг снов».

Также пройдут встречи и концерты в консерватории 19-го парижского округа с участием учеников и педагогов.

15 декабря 2019 память Денисова почтят солисты ансамбля Intercontemporain, которые исполнят в Парижской филармонии четыре камерных сочинения: Соло для гобоя, Сонату для флейты и фортепиано, Сонату для кларнета и Секстет.

Юбилейные концерты продолжатся в начале 2020 года: в феврале пройдет камерный концерт в Бремене (Германия), а в марте 2020 — в Париже.

В 2016 во Франции, на французском языке вышла единственная на сегодня большая монография о Денисове, включающая его полный жизненный путь, подробный обзор творчества, а также впервые переведенные на иностранный язык его основные аналитические статьи.

На родине Денисова

Самым значительным в череде мероприятий к 90-летию Эдисона Денисова стал большой симфонический гала-концерт в Томске, родном городе композитора. Новый главный дирижер симфонического оркестра Томской филармонии Михаил Грановский задумал амбициозную программу, по своим масштабам «тянущую» почти на два концерта. Отправной точкой в формировании программы стала идея представить Денисова в окружении близких ему собратьев по перу: его учителя, Виссариона Яковлевича Шебалина, и учеников — Дмитрия Смирнова и Владимира Тарнопольского.

Концерт открывался циклом Вальсов Шуберта в оркестровке Денисова, и это отнюдь не случайно: Денисов говорил, что «без Шуберта он не мог бы существовать» и что его музыка — это символ вечной красоты и человеческой искренности. «Это композитор, — говорил Эдисон Васильевич, — который непрерывно ко мне возвращается и как будто даже заставляет меня писать так, а не иначе.»

Денисов оркестровал шесть циклов вальсов Шуберта, один из которых и прозвучал в начале концерта.

«Концертино» Шебалина для скрипки и струнного оркестра как бы отражалось в звучащей далее «Камерной музыке» Денисова для альта, клавесина и струнных. Ощущение мистического «отражения» сочинений учителя и ученика создавалось прежде всего их инструментальным составом и одним и тем же протагонистом: Федор Рудин солировал и на скрипке, и на альте. Было между ними и формальное родство: три части «Концертино» (быстро-медленно-быстро) соответствовали трем разделам «Камерной музыке», расположенным «в негативе»: медленно-быстро-медленно — по сути, тоже трехчастное «концертино».

Концерт-открытие фестиваля Эдисона Денисова, 14 апреля 2019, Большой зал Томской филармонии. Солист Федор Рудин (скрипка), дирижер Михаил Грановский

«Камерная музыка» была в этом концерте, пожалуй, самым трудным для слушательского восприятия сочинением, и в то же время — самым характерным для Денисова из исполнявшихся в этот вечер. Мы встречаем в нем излюбленные составляющие денисовского письма: легкое облако струнных, созданное из множества сплетающихся линий; глубокий, бархатный тембр солирующего альта в низком регистре; клавесин, призванный внести тембровый контраст широкому полотну струнных, на котором он «гравирует» свои мотивы.

В обоих сочинениях 26-летний Федор Рудин, недавно утвержденный на пост концертмейстера Венского филармонического оркестра, показал свое мастерство. Его скрипка звучала особенно завораживающе в медленной части шебалинского опуса, открывая слушателю тончайший лиризм этой музыки, которая, к сожалению, остается мало известной и широкой публике, и профессионалам. Включение ее в концерт, посвященный Денисову, было деликатным знаком внимания к этому мастеру со стороны Михаила Грановского. Присутствующая в зале внучка Виссариона Яковлевича Екатерина Лебеденко после исполнения выразила музыкантам свое искренне восхищение и признательность.

Тема лирического высказывания, или исповедальности, всегда близкая Денисову, была продолжена в Сюите из его балета «Исповедь». Созданный в 1984 по роману Альфреда де Мюссе «Исповедь сына века», по просьбе эстонского танцора и хореографа Тиита Хярма, балет был поставлен единственный раз, в Таллинне. Сюита из балета имеет более счастливую судьбу: она исполнялась уже не раз, в том числе и в Томске. Романтический сюжет «Исповеди» обращается к дорогим для Денисова темам: одиночество, внутренние терзания, поиск женского идеала, иллюзорность любви и верности. Кроме того, балет занимает исключительное место в денисовском творчестве, поскольку его музыкальный материал задуман как сплав «серьезной» и прикладной музыки. Удивительно, что после первой и единственной постановки он остается не затребованным в балетном мире.

Екатерина Купровская-Денисова

Сочинения двух учеников Денисова, Дмитрия Смирнова и Владимира Тарнопольского — очень разные по замыслу и стилистике. В «Трех портретах» Смирнов стремился «представить музыкальные портреты трех художников XIII–XV веков, стоявших у истоков европейской живописи: Джотто, Дюрера и Рублева, и передать свое впечатление от их работ.» Для этого он использовал особую технику, основанную на идее музыкальной монограммы, которую условно называет «криптофонией», то есть технику кодирования вербального текста с помощью названий звуков, которую разрабатывает с 1965.

В пьесе Тарнопольского «Tabula Russia», написанной по заказу Рахманиновского фестиваля и отдающей дань почтения замечательному композитору, автор «пытался ввести аллюзии на пронизывающую его музыку колокольность, элементы строгих литургических просодий и ликующих пасхальных кантов, растворяющиеся в очередном стирающем потоке времени. Главной звуковой идеей пьесы, ее первоначальным импульсом стало звучание низкого русского колокола, который издревле был главным звуковым символом России.»

Тем не менее, несомненное сходство связывало такие разные сочинения Смирнова и Тарнопольского: оба поистине впечатляли мастерским владением большого оркестра. Обе партитуры изобиловали изобретательными звуковыми эффектами, изысканными тембровыми микстурами, при этом придерживаясь исключительно традиционных техник звукоизвлечения. По мнению Владимира Тарнопольского, это родство совершенно естественно: «Мы оба — ученики Эдисона Васильевича, великого оркестровщика, и школа у нас одна!»

И еще одно свойство сближает их опусы — не только между собой, но и с творчеством Денисова: колокольность как символ и, более конкретно, как тембр (чистый или составной), один из излюбленных у Денисова. В «Tabula Russia» Тарнопольского задействован огромный и разнообразный набор ударных инструментов, вплоть до колокольницы, специально привезенной в филармонию из близлежащей церкви. У Смирнова колокольные звучности широко используются в третьем портрете — Андрея Рублева, где они ассоциируются с образностью его икон «Троица» и «Спас Вседержитель».

Увертюра к опере Дебюсси «Родриго и Химена» тоже неслучайно являлась частью юбилейного концерта. Написанная 30-летним Дебюсси в 1893, но только в клавире и черновом варианте, опера была восстановлена и оркестрована Эдисоном Денисовым в 1992 по просьбе издательства Durand и пластиночной фирмы Erato. В своей оркестровке Денисов опирался на оркестр «Пеллеаса», но в то же время учел и влияния русской школы, в особенности – Мусоргского, на молодого французского музыканта. Это особенно слышно в Увертюре, явно несущей в себе отзвуки «Рассвета на Москва-реке».

Русская тема продолжилась в вокальном цикле «Твой облик милый» на стихи Пушкина в исполнении уроженца Томска Сергея Кузьмина, ныне солиста Михайловского театра. В этом сочинении нет музыкальных стилизаций, но традиция русского романса, идущая от лирики Глинки, Чайковского, Танеева, здесь ощущается очень ясно.

Символично, что программу завершали два религиозных сочинения, ведь Денисов считал духовной всю свою музыку, вне зависимости от текста или программных предпосылок. В «Kyrie» Денисов дает свое прочтение не только неоконченной партитуры Моцарта, но и Кyrie eleison в более широком смысле, поскольку никогда, ни ранее, ни после, не писал на этот латинский текст, в отличие от некоторых других частей литургической службы.

Опера Франца Шуберта «Лазарь, или Праздник воскрешения» была закончена Денисовым в 1995, по заказу Бах-Академии в Штутгарте. Шуберт написал музыку только к двум первым эпизодам библейской истории Лазаря — смерть и положение в могилу. Третий акт, предусмотренный либретто, — Воскрешение, даже не начатый Шубертом, был полностью создан Денисовым.

Финальные хоры «Лазаря», написанные Денисовым, — атональны, но это, как ни парадоксально, не шокирует слушателя, настроенного на «шубертовский лад». Их также характеризует изощренное полифоническое письмо, контрастирующее с песенными хорами Шуберта. Заключительный хор «Лазаря» — «Святые города» – является одной из вершин хорового творчества Денисова.

Михаил Грановский (дирижер), Екатерина Денисова (дочь композитора), Федор Рудин (скрипка), Екатерина Купровская-Денисова

Исполнители

Успех юбилейного концерта в Томске — несомненная заслуга исполнителей, прежде всего — Михаила Грановского. Неутомимый труженик, отличающийся требовательностью и тщательностью работы, он за несколько месяцев буквально трансформировал оркестр. Его энтузиазм и вера в успех заразительны и полностью оправдали себя. Оркестранты показали себя достойными исполнителями музыки Денисова, довольно непростой для музыкантов, в основном работающих с классическим репертуаром. В тот вечер их исполнение впечатлило не только приезжих гостей, но и завсегдатаев филармонии, давно и хорошо знакомых с томским оркестром.

Особо отметим Губернаторский камерный хор Кузбасса под руководством Ольги Шабалиной (специально для концерта «выписанный» из Кемерово по настоянию М. Грановского), исполнивший хоровую часть программы. Многоголосная атональная полифония денисовских опусов прозвучала тонко, светло, прозрачно, как и было задумано автором.

Необходимо отметить заслугу Томской филармонии в проведении самого грандиозного события денисовского юбилейного года, и лично ее директора, Натальи Чабовской (в прошлом — директора музыкального колледжа им. Денисова), и заведующей музыкальной частью Василины Сыпченко.

Напомним, в Томске в 2015 прошла и мировая премьера юношеской оперы Денисова «Иван-Солдат». Это исполнение стало возможным благодаря инициативе Томского музыкального колледжа и личному участию Василины Сыпченко, в то время заместителю директора колледжа по научно-методической и творческой работе. В 2019 в рамках фестиваля «Классическое лето», посвященного юбилею Денисова, снова намечена постановка «Ивана-Солдата», на этот раз на базе филармонии, с обновленным исполнительским составом и под руководством Грановского.

На фоне этого юбилейного экскурса вызывает некоторое недоумение тот факт, что Московская консерватория, где Денисов учился, а потом преподавал 36 лет, не торопится почтить его память. Несколько оркестров, работающих в ее лоне, не исполняют его сочинения, хотя для молодых музыкантов они могли бы служить прекрасной базой для знакомства с современным композиторским творчеством. Будем надеяться, что однажды московская alma mater вспомнит про своего всемирно известного отпрыска и Мастера, воспитавшего целую плеяду композиторов, составляющих на сегодня «школу Денисова», и воздаст ему должное.

К счастью, на Западе и в России талантливые музыканты (молодые и постарше) продолжают исполнять музыку Денисова и всегда рады открыть для себя и для публики его сочинения.

Екатерина КУПРОВСКАЯ

Опубликовано МО № 4 (446, 447) 2019