«Твой отец жив, только об этом не надо говорить»: оперная премьера в Музее истории ГУЛАГа (1 июля 2022)

«Твой отец жив, только об этом не надо говорить»: оперная премьера в Музее истории ГУЛАГа (1 июля 2022)

1 июля в Музее истории ГУЛАГа состоится премьера оперы Даниила Посаженникова (он же автор либретто и один из режиссеров спектакля) «Твой отец жив, только об этом не надо говорить» по воспоминаниям Валентины Демидовой – дочери Георгия Демидова (1908-1987), писателя, физика, ученика Льва Ландау, узника ГУЛАГа. Начало показа в 21.15.

Действие разворачивается в павильоне около Музея истории ГУЛАГа. Магистральной линией оперы становится тема бесконечного поиска и возможности рождения после смерти через творчество – так же, как проведший многие годы в лагерях, арестованный в 1938, реабилитированный в 1958 Георгий Демидов получил второе рождение через публикацию его рукописей, сохраненных дочерью (в 2008, к столетию со дня рождения Георгия Георгиевича, издательство «Возвращение» выпустило четыре его книги: собрание рассказов и автобиографический роман; в 2021 Музей истории ГУЛАГа и Фонд Памяти совместно с Издательством Ивана Лимбаха при участии Музея истории российской литературы имени В. И. Даля и издательства «Возвращение» начали проект по изданию полного собрания сочинений Георгия Демидова).

Электроакустическая партитура звучит внутри и вне павильона в Саду Памяти, превращая все пространство в «звуковую дымку», сквозь которую прорываются партии сопрано – бесчисленные голоса дочерей, ищущих своих родителей, исчезнувших во время сталинских репрессий.

«Что такое репрессии глазами ребенка? Эта история про отсутствие репрессированного папы в жизни девочки и ее огромнейшее желание любым способом компенсировать это отсутствие, заполнить этот пробел на протяжении всей своей дальнейшей жизни. Это отсутствие рождает в ней огромную волну переживаний, сильных и противоречивых: от страха, потерянности, отчаяния, обиды до нежности, надежды, радости, любви – и все это в одной маленькой девочке. И все это нужно как-то прожить. Пытаясь заполнить пустоту, она собирает образ отца – из обрывков воспоминаний, документов, писем, и несет эту память через все детство и юность к первой своей встрече с ним в 19 лет. А мы наблюдаем, как с годами меняется ее восприятие отца, которого физически нет рядом», – говорит режиссер и художник спектакля Анна Кострикова.

Над постановкой работала команда проекта «Геометрия звука» (о site-specific опере Даниила Посаженникова по мотивам рассказа Андрея Платонова, показанной на Платоновском фестивале искусств 2021, можно прочесть здесь). Музыканты: Анна Добрецова, Роман Малявкин, Кирилл Кравцов, Мирослава Тырина, Александр Поливанов. Сопрано: Анастасия Мощенко, Анастасия Барановская, Фати Бесолти.

«МО»

«Музыкальное обозрение» в социальных сетях

ВКонтакте    Телеграм