Тайны «Пиковой дамы» в Музее «П.И. Чайковский и Москва»

Тайны «Пиковой дамы» в Музее «П.И. Чайковский и Москва»

В Музее «П.И. Чайковский и Москва» открылась выставка «Пиковая дама. Мистика и реальность», посвященная шедевру мировой музыкальной сцены – опере Петра Ильича Чайковского «Пиковая дама» (1890).

Впервые в одном выставочном пространстве собраны экспонаты из нескольких столичных музеев, тем или иным образом связанные с самой мистической русской оперой – «Пиковой дамой» П.И. Чайковского. Выставка состоит из трех разделов, в которых, как и в самой опере, мистическое и реальное постоянно соседствуют и переходят одно в другое.

«Опера, которую Чайковский не хотел писать». Так называется первый раздел выставки. Здесь рассказывается о сложном, полном противоречий и необъяснимых событий периоде, предшествовавшем созданию «Пиковой дамы»: скепсис Чайковского в отношении идеи создать оперу на сюжет повести “Пиковая дама” А.С. Пушкина, неудачная попытка композитора Н.С. Кленовского написать такую оперу, решение Чайковского всё же работать над “Пиковой дамой”, его отъезд во Флоренцию и невероятно интенсивная работа над сочинением. Как известно, «Пиковая дама» была создана за 44 дня! Представлены уникальные творческие рукописи П.И. Чайковского, фрагменты дневников композитора и людей, окружавших его, например, слуги Назара Литрова, содержащие ценную фактологию и колоритные наблюдения за работой над оперой.

Раздел «Мистика в театральной реальности» представляет варианты сценического воплощения “Пиковой дамы” как в России, так и за рубежом, начиная с первой постановки в Мариинском театре. Среди исполнителей, запечатлённых в образах действующих лиц, – выдающиеся певцы Н.Н. Фигнер, М.И. Фигнер, М.А. Славина, Н.К. Печковский, Е.В. Образцова, И.А. Архипова, М, Касрашвили. Представлены театральные костюмы главных персонажей  и некоторые, наиболее яркие, варианты сценических решений театральных художников А.Н. Бенуа, Б.А. Мессера, режиссёров Б.А. Покровского, Д.А. Бертмана.

“Пиковая дама” – мистическая страница жизни Чайковского». В третьем разделе показано, как опера стала своего рода мистическим фактором в жизни самого Чайковского. Опера “Пиковая дама” в жизни её создателя оставила, по крайней мере, два мистических знака. В начале 1891 года, после нескольких успешных спектаклей, собравших полные залы, «Пиковая дама» была снята со сцены Мариинского театра. Причины этого шага достоверно не выяснены до сих пор. Чайковский воспринял такое решение как нечто необъяснимое. Оно глубоко травмировало его и, возможно, стало отправной точкой для его размышлений философского порядка, отразившихся во всех последующих сочинениях композитора. Второй “знак” явно просматривается в том, что Чайковский свои последние дни провёл в доме напротив особняка княгини Н.П. Голицыной, послужившей прототипом Графини, главной героини оперы. Здесь можно увидеть фотографии обоих зданий, гелиогравюру, изображающую Н.П. Голицыну, и альбом её внучки Н.С. Голицыной, раскрытый на записи, сделанной А.С. Пушкиным.

Своего рода эпилогом выставки служит карандашный рисунок А.П. Снегиревой-Юргенсон, на котором Чайковский запечатлён за игрой в карты.

На выставке представлены экспонаты из собраний Всероссийского государственного  музейного объединения музыкальной культуры имени М.И. Глинки, Государственного мемориального музыкального музея-заповедника П.И. Чайковского (г. Клин), Музея Государственного академического Большого театра России, Государственного центрального театрального музея имени А.А. Бахрушина, Московскоягосударственноякартинноя галереи народного художника СССР Ильи Глазунова и Центрального государственного архива кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга.

Источник публикации muzcentrum.ru