Сцены из частной жизни

Сцены из частной жизни
Сцена из балета "Анна Каренина". Фото Елена Фетисова.

Первая работа немецкого хореографа Кристиана Шпука в России возникла в репертуаре МАМТа спонтанно, как ответная реакция худрука балета Игоря Зеленского на своеобразное опустошение афиши театра, произведенное переходом его лидеров Владимира Урина и Ирины Черномуровой в Большой, где и будет ставить новую «Анну Каренину» Дж. Ноймайер. Но это произойдет не раньше, чем через год после премьеры «Анны» в Гамбурге (там она запланирована на 2, 4 и 14 июля 2017), и одноименным балетам придется бороться за зрителя не совсем на равных, так как название успеет прирасти к МАМТу. В любом случае, купив свежайшую продукцию из Цюриха, особенно в период, когда интерес к Толстому подогревают спорные западные картины и даже сериалы, худрук сделал правильный маркетинговый ход. Это так даже при всех «но» гладкой и гламурной продукции Шпука.

Страсти по героине

Роман Л.Н. Толстого «Анна Каренина» в наши дни можно считать едва ли не самым читаемым, а Анну — уж точно самой популярной героиней, если судить по количеству театральных постановок и экранизаций.

Но по-настоящему хороших балетных спектаклей по «Анне Карениной» не существует, хотя многим балеринам, приближающимся к закату карьеры, страстно хотелось интерпретировать роль роковой самоубийцы. Вот веер самых желанных героинь из литературы по нарастающей: Манон, Джульетта, Нина Заречная/Татьяна, Маргарита Готье, Анна Каренина.

И разные балерины получали подарки от разных хореографов в разное время.

«Анна Каренина»
Балет в двух действиях

Музыка С. Рахманинова, В. Лютославского, С. Цинцадзе, И. Барданашвили
Музыкальное оформление М. Доннер (электроника)
Хореография и либретто Кристиан Шпук
Дирижер Пол Коннелли
Драматурги М. Кюстер, К. Шпан
Сценография К. Шпук и Й. Цилинский
Художник по костюмам Э. Райотт
Художник по свету М. Гебхардт
Видеохудожник Т. Буркхальтер
Мировая премьера 12 октября 2014 в Цюрихском балете
Совместная постановка Цюрихского оперного театра и Норвежского национального балета
Премьера в Москве 15 июля 2016
Продолжительность 120 мин.
Исполнители К. Рыжкова, О. Кардаш (Каренина); И. Михалев, Г. Смилевски (Каренин), Д. Соболевский, Д. Дмитриев (Вронский); В. Муханова, К. Шевцова (Долли); С. Мануйлов, А. Любимов (Левин); А. Любимов, М. Пухов (Облонский); О. Сизых, А. Першенкова (Бетси Тверская)
Партия фортепиано Е. Леденева
Партия сопрано Л. Андреева, И. Ващенко

В результате этих страстей по героиням из произведений Шекспира, Прево, Дюма-сына, Пушкина и Чехова были созданы балетные шедевры, а самый читаемый роман XIX века все еще ждет гения от театра и хореографии, хотя в каждой из всех многочисленных интерпретаций произведения на балетной сцене есть любопытное зерно.

К постановке «Анны» для М. Плисецкой (хор. Н. Рыженко, В. Смирнов-Голованов и сама Майя Михайловна, 1972 в Большом театре и фильм-балет, 1974) была написана специальная партитура Р. Щедрина. Участники премьеры и фильма (Н. Годунов, Ю. Владимиров, Н. Сорокина) создали неповторимые образы, спектакль стал «лучом света в темном царстве» для балетоманов, изнывавших от тоски по новому искусству за железным занавесом. Но сегодня это уже архивная продукция, документ той эпохи.

Музыку Щедрина использовал в своей «Анне» А. Ратманский, который поставил балет в Датском королевском балете (2004), в Большом театре Варшавы и в Мариинском театре (2010), чем «осчастливил» целую плеяду тамошних балерин от У. Лопаткиной и Д. Вишневой до Е. Кондауровой и Д. Павленко. Коньком его версии явилась сценография и видео-арт (художники М. Мельбю, У. Харрингтон, Й. Мелин). Музыку П. Чайковского привлекли в постановки «Анны Карениной» А. Проковский (1979) в Кировском театре и Б. Эйфман в 2005. Балет Эйфмана переносился во многие театры (Рига, Вена, Астана) и до цюрихской постановки К. Шпука считался самой популярной балетной версией романа в мире.

Кристиан Шпук родился в 1969 в Марбурге (ФРГ). Получил балетное образование в Штутгартской школе Дж. Кранко. Начал карьеру танцовщика в танцевальных коллективах Needcompany п/р Я. Лауэрса и ROSAS под руководством А.-Т. де Кеерсмакер.

В 1995 присоединился к ансамблю Штутгартского балета. С 2001 по 2012 работал штатным хореографом Штутгартского балета, где поставил 15 спектаклей. Среди них: «Лулу. Трагедия монстра» по Ф. Ведекинду (2003), «Песочный человек» и «Мадемуазель С.» по Э.Т.А. Гофману (2006).

В 2006 получил премию в области хореографии «Zukunft» («Будущее»). За балет «Дети» (премьера которого состоялась в эссенском Aalto Theater в 2004) был номинирован на премию «Бенуа де ла Данс».

Начиная с 1999 Шпук создает ряд постановок в Европе и США: «Возвращение Улисса» для Королевского балета Фландрии (2006), «Войцек» для Национального балета в Осло (2011). В 2007 состоялась мировая премьера балета «Леонс и Лена» по Г. Бюхнеру в Aalto Ballett Theater в Эссене. В 2009 поставил «Орфея и Эвридику» К.В. Глюка в Штутгарте (совместная постановка Штутгартской оперы и Штутгартского балета).

В 2010 поставил «Фальстафа» Дж. Верди в Государственном театре Висбадена, и спектакль «Poppea//Poppea» в Theaterhaus Stuttgart, созданный Шпуком для компании «Готье-танц» (мировая премьера).

С сезона 2012/2013 К. Шпук является художественным руководителем Цюрихского балета, где поставил балеты «Ромео и Джульетта», «Леонс и Лена», «Войцек» и «Анна Каренина».

В 2014 в Deutsche Oper поставил «Осуждение Фауста» Г. Берлиоза.

Фото Михаил Логвинов

Квадратиш, практиш, гут

Шпук пошел западным путем, держа в голове, с одной стороны, костюмные мелодрамы от мэтров — «Даму с камелиями» Ноймайера, «Манон» МакМиллана и «Онегина» Крэнко и, с другой стороны, брутальный тип немецких оперных постановок последних лет. У первых он позаимствовал красоту и шик, у вторых — плотную драматургию и строгий сценографический дизайн, тяготеющий к серо-черному цвету и не стесняющийся острых углов. По такому же принципу соединения броской красоты, понятного дизайна и технологий он складывал музыкальную партитуру.

Во время стройных танцевальных сцен, картин интимного характера и выражения моментов жгучей тоски и чувства одиночества у главных героев в «Анне» Шпука звучат опусы Рахманинова («Музыкальный момент» си минор; «Симфонические танцы», часть II; Рапсодия на тему Паганини; Концерт № 2, части II и III; Прелюдия до-диез минор; романсы «Ночь печальна», «Не пой, красавица!», «Увял цветок»).

Произведения Цинцадзе (Миниатюры для струнного квартета, песнь пятая) и Барданашвили (Concerto quasi una fantasia, часть II) «слышны» в двух эпизодах — «Свадьба» (Кити и Левина) и «Одиночество Анны» соответственно.

Там, где нужно было добавить происходящему тревоги и саспенса (вокзал, приезд Анны в Москву, сцена в салоне Бетси, скачки), играют Лютославского (Новеллетта для оркестра, часть I и II; «Цепь-3» для оркестра; Концерт для фортепиано с оркестром, часть I и II). Электроакустические пьесы Доннера (Поезда I и II; Сенокос) используются как «музыка» железной дороги, и «симфония» полевых работ в деревне Левина.

И эта продуманная до мелочей, как в самых дорогих наборах конструктора «Лего», музыкальная схема (плюс дирижер П. Коннелли, сотворивший чудо с оркестром) верно служит постановщику, проявившему здесь и вкус и оригинальность, и зрителю, который каждую минуту чувствует себя хорошо, так как понимает на 100 процентов, что происходит на сцене, с кем из героев, и почему все так печально закончится.

При этом грамотно организованная музыкальная часть, деликатный немецкий дизайн и роскошные шелка и бархаты костюмов не извиняют простоватую по танцевальному рисунку и однотипности па и поддержек хореографию, но незаметно замещают ее своим соблазнительным для искателя легкого отдыха в театре комфортом. Если бы не музыкальные, дизайнерские и драматургические (линейное либретто в программке) подсказки, действие бы не сдвинулось с места одними танцами — дуэт, семейная сцена, соло, бал, три дуэта, соло, семейная сцена, дуэт, соло и т.д. и т.п.

Пол Коннелли учился в Консерватории Новой Англии в Бостоне. В 1980 он был приглашен М. Барышниковом на пост главного дирижера Американского театра балета, где работал с Дж. Роббинсом, Дж. Баланчиным и Э. Тюдором. Дирижировал спектаклями в Нью-Йорк Сити Баллет, гала-концертами «Нуреев и друзья» и «Барышников и Ко». Являлся приглашенным дирижером Национального балета Канады.

В оперном репертуаре: «Порги и Бесс» Гершвина, «Смерть в Венеции» Бриттена, «Пеллеас и Мелизанда» Дебюсси, «Дидона и Эней» Перселла.

Сотрудничал с Берлинским государственным балетом, балетом Парижской оперы, оперным театром Ниццы, театром Сан-Карло в Неаполе, с Норвежской государственной оперой, Королевским балетом в Лондоне и Бирмингеме, Нидерландским национальным балетом, балетом Дрезденской национальной оперы и балетом Ла Скала в Милане. Среди записей на DVD: «Караваджо» в хореографии М. Бигонцетти с Берлинским государственным балетом и «Щелкунчик» в хореографии Р. Нуреева с балетом Венской оперы.

Фото Елена Фетисова

Любовь, семья, адюльтер

Шпук рассказывает в балете о двух семейных парах (Каренины и Облонские), одном адюльтере (Каренина-Вронский) и паре «стажеров» — Кити и Левине, которые проходят разные стадии отношений и в итоге «находят друг друга» и женятся.

К каждому герою прилагается «описание», оформленное в хореографический или «пешеходный» эпизод, когда зритель оказывается невольным свидетелем поступков персонажа, которые его и характеризуют:

Стива изменяет жене с горничными;

Долли всегда в плохом настроении и склонна жаловаться на жизнь;

Вронский, как и другие офицеры, любит скачки, как истинный романтик, постоянно хватается за пистолет, чтобы убить себя;

Каренин носит черное, выступает скучным стражем порядка дома и на службе;

Анна умеет принимать решения и следовать им, как настоящая sophisticated woman, но в любовных делах «рацио» вместе с остатками самообладания ее «оставляют», она даже принимает наркотики;

Левин наделен харизмой русского помещика нового типа, который однажды берет в руки косу и работает наравне со своими крестьянами (присутствует замечательная сцена на поле, когда музыка «косит» и «жнет», а артист распахивает «широкую душу» в танце);

Кити растет по ходу действия, ее последовательно волнуют эполеты блестящего офицера Вронского и защитительный «функционал» деревенского жителя Левина;

Бетси Тверская, как обманчивый светофор, сначала «включает» в своем салоне зеленый для Анны и Вронского, а потом поддается морализаторской лихорадке и красным сигналом «исключает» Анну из светского общества.

Шпук придумал в конце второго акта сцену, когда кавалер Бетси в порыве галантности или из сострадания подхватывает на руки падающую в обморок Анну, но, оглянувшись на свою патронессу, аккуратно высвобождается и бежит прочь.

Шпук делает весьма умный ход: избегает изображения физической смерти, неспешно давая узнать ее приметы через траурный звук и мрачный текстиль. Этим он тоже зарабатывает очки своей постановке.

Дети Станиславского

В ситуации «похожести хореографии» для разных персонажей и сходства движений, предназначенных для разнохарактерных пар, артисты «Стасика» не потерялись. Каждый нашел свою линию, добавил детали и заставил зрителя себе сопереживать.

Впрочем, и вся труппа предстала в хорошей рабочей форме. Впервые можно сказать, что новый спектакль, сделанный по всем правилам классического балета, а не modern dance, куплен не на вырост, как было и с «Манон» и триптихом балетов Аштона, где виртуозные балеринские и премьерские «трели», прописанные в хореографии, до обидного упрощались. Любым артистам надо иногда дать почувствовать, что они могут всё.