Валерий Полянский

<strong>Валерий Полянский</strong>
Валерий Полянский – музыкант многогранного дарования, высочайшей культуры, глубокой эрудиции. Его дирижерская харизма в равной степени проявляется как в сфере хорового искусства, так и за пультом симфонического оркестра, а творческие поиски блестяще реализуются в самых разных жанрах – будь то оперы, сочинения для хора a cappella, монументальные кантатно- ораториальные произведения, симфонии, современные сочинения.

Валерий Полянский родился в 1949 году в Москве. Его призвание определилось очень рано: оканчивая музыкальную школу, он в 13 лет уже дирижировал хором. Затем последовали годы учебы у Е. Зверевой в училище при Московской консерватории, которое В. Полянский заканчивает за три года; в Московской государственной консерватории молодой музыкант занимался одновременно на двух факультетах: дирижерско-хоровом (класс профессора Б. Куликова) и оперно-симфонического дирижирования (класс О. Димитриади).

В аспирантуре судьба свела В.К. Полянского с Г.Н. Рождественским, который оказал большое влияние на дальнейшую творческую деятельность молодого дирижера.

Важнейшей вехой в жизни Валерия Полянского стал 1971 год, когда он организовал Камерный хор из студентов Московской консерватории, а также стал дирижером Московского театра оперетты.

В 1975 году в Италии, на крупнейшем Международном конкурсе «Гвидо д’Ареццо» Валерий Полянский и его Камерный хор стали безоговорочными победителями. Впервые хор из России получил Золотую медаль в номинации «академическое пение», удостоившись также «Золотого колокола» – символа лучшего хора конкурса. Валерию Полянскому был присужден специальный приз как лучшему дирижеру конкурса. Итальянцы тогда писали о В. Полянском: «Это подлинный Караян хорового дирижирования, обладающий исключительно яркой и гибкой музыкальностью».

В 1977 году В. Полянский, не оставляя хор, становится дирижером Большого театра СССР, где в том числе участвует вместе с Г. Рождественским в постановке оперы Шостаковича «Катерина Измайлова», ведет другие спектакли.

В те же годы начинается сотрудничество с Союзом композиторов Москвы и России: Валерий Полянский смело берется за освоение новых партитур, становится постоянным участником фестиваля современной музыки «Московская осень». Ему посвящают свои сочинения лучшие российские композиторы – Н. Сидельников, Э. Денисов, А. Шнитке, С. Губайдулина, Д. Кривицкий, А. Виеру. «…Необходимо, чтобы звучали произведения наших дней. Мы живем в мире, который полон самых различных эмоциональных красок, душевных настроений, переживаний, противоборства страстей. Все это отражено так или иначе в богатейшей сокровищнице мировой музыки, все должно быть представлено на современной концертной сцене. Поддерживать современных композиторов – наш долг», – говорит дирижер.

Возглавляя Государственный камерный хор, Валерий Полянский параллельно плодотворно сотрудничал с ведущими симфоническими коллективами России и зарубежных стран, неоднократно выступал с оркестрами Республики Беларусь, Исландии, Финляндии, Германии, Голландии, США, Тайваня, Турции. Им осуществлена постановка оперы Чайковского «Евгений Онегин» в Гётеборгском музыкальном театре (Швеция), на протяжении нескольких лет он являлся главным дирижером фестиваля «Оперные вечера» в Гетеборге.

С 1992 года Валерий Полянский – художественный руководитель и главный дирижер Государственной академической симфонической капеллы России, уникального коллектива, не имеющего аналогов в стране.

Дирижером осуществлено около 100 записей на ведущих звукозаписывающих фирмах, как за рубежом, так и в России. Среди них – произведения Чайковского, Танеева, Глазунова, Скрябина, Брукнера, Дворжака, Регера, Шимановского, Прокофьева, Шостаковича, Шнитке (Восьмая симфония Шнитке, выпущенная английской фирмой Сhandos records в 2001 году, признана лучшей записью года). Нельзя не сказать о записи всех хоровых концертов замечательного русского композитора Д. Бортнянского и о возрождении музыки А. Гречанинова, почти не исполнявшейся в России.

Дирижер также является одним из лучших интерпретаторов наследия Рахманинова, в его дискографии – все симфонии композитора, все его оперы в концертном исполнении, все хоровые сочинения. Валерий Полянский дважды проводил фестиваль в честь юбилейных дат композитора, исполнив все симфонии, оперы, духовные партитуры. Валерий Полянский – Президент Рахманиновского Общества в России.

Его программы отличаются концептуальностью и тяготением к монографичности: силами Госкапеллы впервые в России проведен уникальный цикл «Густав Малер и его время», в рамках которого прозвучали все симфонии, включая (впервые в России) Десятую в версии Р. Баршая; к 175-летию П. Чайковского был организован фестиваль «Музыка на все времена», где прозвучали все симфонии композитора, девять духовных хоров, «Литургия св. Иоанна Златоуста» и опера «Пиковая дама». Году Стравинского В. Полянский посвятил исполнение редкозвучащей первой (оркестровой) редакции «Свадебки» и сценическую версию оперы- оратории «Царь Эдип».

Среди безграничного репертуара Госкапеллы с 2000 года отчетливо выделяется тяготение к жанру оперы в концертном исполнении. К настоящему моменту В. Полянский исполнил более 40 опер. Это – и русская классика (Чайковский, Римский-Корсаков, Гречанинов), и зарубежные авторы, в особенности Верди, которому маэстро в течение 10 лет посвящает специальные абонементы в Московской филармонии и Московском международном Доме музыки. Госкапелла представила 20 вердиевских шедевров, в том числе оперы: «Луиза Миллер», «Трубадур», «Риголетто», «Сила судьбы», «Симон Бокканегра», «Фальстаф», «Макбет». К 200-летию со дня рождения Верди
на исторический сцене Большого театра В. Полянский с Госкапеллой провел гала-концерт «Viva, Verdi», включив фрагменты из 13 опер и «Реквиема» композитора. Проект оказался настолько востребован, что затем был неоднократно повторен: в абонементах Московской филармонии, на закрытии фестиваля «Янтарное ожерелье» (Калининград, 2015).

Постоянно в поле зрения дирижера современные партитуры, им осуществлен ряд российских и мировых премьер, среди которых: «Джезуальдо» А. Шнитке (2000), «Последние дни Пушкина» А. Николаева (2007), «Легенда о граде Ельце, Деве Марии и Тамерлане» А. Чайковского (2011), «Альберт и Жизель» А. Журбина (2012), оратория «Государево дело» А. Чайковского (2013).

Валерий Полянский стремится представить оперу в исторически точной интерпретации, использует оригинальные авторские редакции, привлекает к реализации опер в концертном исполнении музыкантов Госкапеллы и ведущих певцов известных российских театров. Сотрудничество с Капеллой позволило многим певцам творчески реализовать себя в операх, которых нет в афише их театров, и, таким образом, расширить и обогатить свой репертуар. Полянскому удалось собрать команду единомышленников, выработать свой оригинальный стиль в трактовке формы концертного исполнения оперы.

Также В. Полянский ввел в практику новый формат – оперетту в концертном исполнении, показав в 2014–2017 годах полусценические версии «Фиалки Монмартра» и «Сильвы» И. Кальмана, «Веселой вдовы» и «Графа Люксембурга» Ф. Легара.

Оркестр и хор Госкапеллы – желанный гость не только на сценах России, но и за рубежом. Высочайшему исполнительскому мастерству оркестра и маэстро аплодировала британская публика во время осеннего турне 2014 года. «Есть дирижеры, считающие Пятую симфонию Чайковского слишком известной и исполняющие ее как на автопилоте, но Полянский сыграл этот бессмертный шедевр так, как, уверен, его хотел бы слышать сам Чайковский», – отмечали британские СМИ. В 2015 году с триумфом прошли концерты коллектива под управлением Валерия Полянского в США, Беларуси и Японии, куда в 2017 году Госкапелла возвращалась вновь в рамках проекта «Русские сезоны».

Перечисление творческих достижений, интересных программ, контактов с выдающимися солистами В. Полянского займет не одну страницу – ведь его будни и праздники посвящены служению Музыки, кропотливой репетиционной работе, шлифовке интерпретаций, поиску высшего художественного смысла. Вклад дирижера в музыкальную культуру высоко отмечен государственными наградами. Валерий Полянский – народный артист России (1996), лауреат Государственных премий России (1994, 1996, 2010); кавалер орденов Почета (1999), Русской православной церкви преподобного Сергия Радонежского III степени (2001), «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2007) и III степени (2019); лауреат премии Союзного государства в области литературы и искусства (2017).