Государственная академическая симфоническая капелла России

<strong>Государственная академическая симфоническая капелла России</strong>
Государственная академическая симфоническая капелла России – уникальный коллектив, насчитывающий около 200 артистов. Он объединяет хор, оркестр и солистов-вокалистов, которые, существуя в органичном единстве, сохраняют в то же время определенную творческую самостоятельность.

Госкапелла была образована в 1991 году при слиянии Государственного камерного хора СССР под руководством Валерия Полянского и Государственного симфонического оркестра Министерства культуры СССР, возглавляемого Геннадием Рождественским.

Оба коллектива прошли славный творческий путь. Оркестр возник в 1957 году и до 1982 года был оркестром Всесоюзного радио и телевидения, с 1982 года – ГСО Министерства культуры СССР. В разное время им руководили С. Самосуд, Ю. Аранович и М. Шостакович. Камерный хор был создан В. Полянским в 1971 году. С 1980 года коллектив получил новый статус, стал именоваться Государственным камерным хором Министерства культуры СССР.

С хором Валерий Полянский объездил все республики СССР, стал инициатором фестиваля в Полоцке, в котором участвовали Ирина Архипова, Олег Янченко, Ансамбль солистов Большого театра СССР… В 1986 году, по приглашению Святослава Рихтера Валерий Полянский и его хор представили программу из сочинений П. И. Чайковского на фестивале «Декабрьские вечера», а в 1994 году – «Всенощное бдение» С. В. Рахманинова. В то же время Государственный камерный хор заявил о себе и за рубежом, триумфально выступив с Валерием Полянским на фестивалях «Поющий Вроцлав» (Чехия), в Мерано и Сполето (Италия), Измире (Турция), в Нардене (Голландия); памятно участие в знаменитых «Променад-концертах» в Альберт-холле (Великобритания) и в исторических соборах Франции – в Бордо, Амьене, Альби.

День рождения Госкапеллы – 27 декабря 1991 года: тогда в Большом зале Консерватории прозвучала кантата Антонина Дворжака «Свадебные рубашки» под управлением Геннадия Рождественского. С 1992 года художественным руководителем и главным дирижером ГАСК России стал Валерий Полянский. Деятельность хора и оркестра Капеллы под управлением В. Полянского протекает как в совместных выступлениях, так и параллельно. Коллектив и его главный дирижер – желанные гости на лучших площадках Москвы, постоянные участники абонементов Московской филармонии, Московской консерватории, Московского международного Дома музыки, выступали с финалистами международных конкурсов имени Чайковского и имени Рахманинова. Капелла с триумфом гастролировала в США, Англии, Италии, Германии, Нидерландах, в странах Юго-Восточной Азии.

Репертуар

Мессы, оратории, реквиемы всех эпох и стилей — Баха, Генделя, Гайдна, Моцарта, Шуберта, Берлиоза, Листа, Верди, Дворжака, Рахманинова, Регера, Стравинского, Бриттена, Шостаковича, Шнитке, Эшпая. Монографические симфонические циклы, посвященные Бетховену, Брамсу, Рахманинову, Малеру…

С Капеллой сотрудничают многие российские и зарубежные исполнители. Особо тесная и многолетняя творческая дружба связывает коллектив с Геннадием Николаевичем Рождественским, который ежегодно представляет с Госкапеллой России свой персональный филармонический абонемент.

За последние годы у коллектива выработалась своя схема в построении сезона. Его крайние точки посвящены выступлениям в малых городах. С 2009 года в Тарусе Капелла проводит фестиваль «Сентябрьские вечера» (совместно с фондом Святослава Рихтера), знакомит с шедеврами симфонической и хоровой музыки жителей Торжка, Твери, Калуги. В 2011 году прибавился Елец, где триумфально прошла мировая премьера оперы Александра Чайковского «Легенда о граде Ельце, Деве Марии и Тамерлане» в постановке режиссера Георгия Исаакяна. «Не надо много слов о патриотизме, – сформулировал свою позицию В. Полянский, – молодежь просто должна слышать эту музыку, внушающую любовь к родине. Преступление, что есть города, где люди никогда не слышали живой симфонический оркестр, не видели оперных постановок. Мы стараемся исправить эту несправедливость».

В репертуарной политике Госкапеллы находят отражение и важнейшие даты мировой истории. К 200-летию победы в Отечественной войне 1812 года состоялось концертное исполнение оперы «Война и мир» Прокофьева (в Торжке и Калуге), к 400-летию династии Романовых была приурочена мировая премьера оратории «Государево дело» А. Чайковского (2013, Липецк, Москва), а на Новой сцене Большого театра России прозвучала «Жизнь за царя» М. Глинки.

Знаковым событием 2014 года можно считать концертное исполнение Госкапеллой редко звучащего шедевра – оперы «Семен Котко» Прокофьева, прошедшее на Новой сцене Большого театра и приуроченное к 100-летию начала Первой мировой войны.

Высочайшему исполнительскому уровню оркестра аплодировала британская публика во время осенних гастролей 2014 года. «Есть дирижеры, считающие Пятую симфонию Чайковского слишком известной и исполняющие ее как на автопилоте, но Полянский и его оркестр были просто великолепны. Музыка Чайковского конечно вошла в плоть и кровь этого коллектива; Полянский сыграл этот бессмертный шедевр так, как, уверен, его хотел бы слышать сам Чайковский», – отмечал британский критик и композитор Роберт Мэтью-Уокер.

Хор Государственной  академической симфонической капеллы России

Хор Государственной академической симфонической капеллы России был основан дирижером Валерием Полянским в 1971 году. В 1975 году коллектив стал победителем Международного конкурса «Гвидо д’Ареццо» (Италия), завоевав Золотую медаль в номинации «академическое пение» и «Золотой колокол» — символ лучшего хора конкурса. В 1980 году Хор Полянского принял участие в культурной программе Летней Олимпиады в Москве. Известность коллектива шагнула далеко за пределы России: хор с Валерием Полянским был приглашен на фестивали «Поющий Вроцлав» и «Пражская осень» (Чехия), выступал в Мерано (Италия), Измире (Турция), в Нардене (Голландия); памятно участие в знаменитых «Променад-концертах» в Альберт-холле (Великобритания) и в исторических соборах Франции – в Бордо, Амьене, Альби. Неоднократно хор был приглашен на фестиваль в Сполето (Италия), где участвовал в постановках опер «Война и мир» Прокофьева, «Лоэнгрин» Вагнера, а также в исполнение кантаты «Кармина Бурана» Орфа в Женеве (Швейцария). Хор Полянского постоянно гастролирует в США, Гонконге. Великобритании, Хорватии, Словении, Беларуси. За эти годы хор Госкапеллы спел едва ли не все существующие мессы, оратории, реквиемы и другие духовные опусы Баха, Генделя, Гайдна, Моцарта, Бетховена, Шуберта, Берлиоза, Листа, Верди, Дворжака, Рахманинова, Регера, Стравинского, Шостаковича, Шнитке. Выстроенный звук и эталонная интонация всегда выигрышно выделяет хор Валерия Полянского, для которого не существует не исполнимых партитур.

Оркестр государственной академической симфонической капеллы России

Оркестр Государственной академической симфонической капеллы России ведет свою историю с 1957 года. В период СССР коллектив возглавляли Самуил Самосуд, Юрий Аранович, Максим Шостакович, Геннадий Рождественский. С оркестром выступали все выдающиеся русские дирижеры, такие как Евгений Светланов, Натан Рахлин, Ноэми Ярви, Владимир Федосеев. Первые зарубежные гастроли состоялись в 1959 году на Фестивале молодежи и студентов в Вене. Затем оркестр покорил США, Канаду, Германию, Испанию, Великобританию, Грецию, Японию, Тайвань, демонстрируя свое искусство в лучших концертных залах мира таких как «Карнеги холл», Линкольн-центр (Нью-Йорк), Кеннеди-центр (Вашингтон), Musikveren (Вена), Gewandhaus (Лейпциг), Jahrhunderthalle (Франкфурт), Barbican-centre (Лондон), зал Берлинской филармонии имени Караяна, залы Токио, Тайбея, Хельсинки, Барселоны, Праги. С 1991 года Симфонический оркестр объединяется с Государственным камерным хором, и в 1992 году художественным руководителем и главным дирижёром нового коллектива – Государственной академической симфонической капеллы России – становится Валерий Полянский. В репертуаре оркестра Госкапеллы России – вся русская и западная классика XVIII – XX века, современные партитуры А.Шнитке, С. Губайдулиной, А. Чайковского и др. Коллектив имеет огромную дискографию на пластинках и дисках фирмы «Мелодия», Сhandos records.