Стравинский и Персимфанс в ДК Рассвет: «История солдата» (1 марта 2023)

Стравинский и Персимфанс в ДК Рассвет: «История солдата» (1 марта 2023)

1 марта 2023 в ДК Рассвет в исполнении солистов Персимфанса прозвучит знаменитая «История солдата» Игоря Стравинского, «Сказка о беглом солдате и чёрте, играемая, читаемая и танцуемая» (либретто Шарля Фердинанда Рамю на основе русских сказок из сборника Александра Афанасьева; премьерой в Лозанне, в 1918, дирижировал Эрнест Ансерме). Начало в 19.30.

Исполнители:

  • Григорий Кротенко (чтец, контрабас)
  • Евгений Бархатов (кларнет)
  • Ася Соршнева (скрипка)
  • Михаил Шиленков (фагот)
  • Энвер Керимов (труба)
  • Дмитрий Шаров (тромбон)
  • Владимир Терехов (ударные)

«Этот период, конец 1917 года, был одним из самых тяжелых в моей жизни. Глубоко удрученный постигшими меня одна за другой потерями, я, кроме того, находился в чрезвычайно тяжелом материальном положении. Коммунистическая революция восторжествовала в России, и я был лишен последних средств к существованию, которые еще приходили время от времени оттуда. Я остался попросту ни с чем, на чужбине, в самый разгар войны.

Надо было во что бы то ни стало обеспечить семье сносное существование. Единственным моим утешением было сознание, что не мне одному приходится страдать от обстоятельств. На долю моих друзей – Рамю, Ансерме и многих других – точно так же выпали тяжелые испытания. Мы часто собирались все вместе и лихорадочно искали выхода из этого тревожного положения. Тут нам пришла мысль, Рамю и мне, создать с возможно меньшей затратой средств род маленького передвижного театра, который можно было бы легко перевозить с места на место и показывать даже в совсем маленьких городках.

<…>

Сюжет нашей пьесы был почерпнут мною из русских сказок знаменитого сборника Афанасьева, которым я очень увлекался в то время. Я познакомил с ними Рамю; он очень тонко чувствовал русскую народную музу и увлекся этими сказками так же, как и я. Для нашего представления мы выбрали цикл сказок о приключениях солдата-дезертира и черта, которому благодаря всяким ухищрениям удается похитить у него душу. Этот цикл был написан по народным сказаниям, сложившимся в жестокое время насильственного рекрутского набора в царствование Николая I, в эпоху, создавшую также большое количество так называемых рекрутских песен, в которых вылились слезы и причитания женщин, разлучаемых с сыновьями или женихами». (Игорь Стравинский. «Хроника моей жизни»)

«Это сочинение 1918 года выглядит одновременно таким русским и таким “всемирно-отзывчивым”, что часто слушателю невдомек, из скольких фольклорных и полуфольклорных стилистических слоев оно сложено.

Сам Стравинский говорил, что прототипом ансамбля “Истории солдата” является джаз. Выдающийся американский музыковед Ричард Тарускин писал, что все инструменты этого сочинения присущи другой группе народных музыкантов – это восточно-европейский сельский ансамбль, обычно состоящий из музыкантов-евреев и известный как клезмер. Еще более интересно предположение, что на ансамбль “Истории солдата” оказала влияние музыка швейцарских сельских капелл». (Федор Софронов)

«МО»

«Музыкальное обозрение» в социальных сетях

ВКонтакте    Телеграм