«История солдата» Игоря Стравинского: «Студия новой музыки» представляет новый концертный формат «Анатомия одного шедевра» (10 сентября 2021)

«История солдата» Игоря Стравинского: «Студия новой музыки» представляет новый концертный формат «Анатомия одного шедевра» (10 сентября 2021)

Ансамбль «Студия новой музыки» (художественный руководитель – Владимир Тарнопольский) откроет сезон 2021/22 концертом нового формата – «Анатомия одного шедевра». В каждом концерте этой серии «под микроскопом» окажется то или иное знаковое сочинение ХХ века: история его создания, стилевые истоки, влияния, etc. Всякий раз в процессе «анатомирования» музыкантам «Студии» будут помогать специалисты-музыковеды, коллеги-исполнители, а также эксперты в других арт-областях.

Первый концерт в формате «Анатомия одного шедевра» состоится 10 сентября в Рахманиновском зале консерватории и будет посвящен «Истории солдата» Игоря Стравинского. Таким образом «Студия новой музыки» открывает цикл концертов, посвященных 140-летию с дня рождения И. Стравинского (1882-1971).

Вместе со «Студией» знаменитую «сказку, играемую, читаемую и танцуемую» разберут:

  • Ансамбль Дмитрия Покровского;
  • Московская клезмерская капелла;
  • Фольклорный ансамбль Московской консерватории;
  • эксперты кафедры современной музыки Московской консерватории Владимир Тарнопольский, Светлана Савенко и Федор Софронов.

В программе – регтаймы, танго, русские народные песни, клезмерские традиционные мелодии, швейцарская фольклорная музыка: стилистически пестрый музыкальный мир 1910-х, в котором формировался стиль шедевра Стравинского. В финале концерта прозвучит «История солдата». ЧтецГригорий Кротенко

Владимир Тарнопольский, автор формата «Анатомия одного шедевра»:

«Я давно заметил, что большая часть публики “Студии” – не просто меломаны, но по-настоящему искушенные слушатели, которым интересна не только “звуковая поверхность” исполняемых сочинений, но также их внутреннее строение и музыкально-исторический контекст.

В этом смысле новый формат концертов “Студии” – с публичными дискуссиями специалистов об “анатомии” выдающихся произведений – это и шаг вперед, к рассмотрению этих опусов в общекультурном срезе, и одновременно шаг навстречу нашим слушателям».

Со-ведущий концерта Федор Софронов:

«Наш концерт – своего рода анатомический театр, в котором мы покажем нервы и нити, связывающие ткань всемирно известного шедевра.

Это сочинение 1918 года выглядит одновременно таким русским и таким “всемирно-отзывчивым”, что часто слушателю невдомек, из скольких фольклорных и полуфольклорных стилистических слоев оно сложено.

Сам Стравинский говорил, что прототипом ансамбля “Истории солдата” является джаз. Выдающийся американский музыковед Ричард Тарускин писал, что все инструменты этого сочинения присущи другой группе народных музыкантов – это восточно-европейский сельский ансамбль, обычно состоящий из музыкантов-евреев и известный как клезмер. Еще более интересно предположение, что на ансамбль “Истории солдата” оказала влияние музыка швейцарских сельских капелл».

Исполнители:

Ансамбль солистов «Студия новой музыки»
Дирижер – Игорь Дронов

Ансамбль Дмитрия Покровского
Музыкальный руководитель – Мария Нефёдова

Московская клезмерская капелла
Художественный руководитель – Михаил Альтшуллер

Фольклорный ансамбль Московской консерватории
Художественный руководитель – Наталия Гилярова

«МО»