Скончался выдающийся звукорежиссер Игорь Вепринцев

Скончался выдающийся звукорежиссер Игорь Вепринцев

11 июля 2021 на 91-м году жизни после тяжелой и продолжительной болезни скончался выдающийся музыкант, звукорежиссер, педагог Игорь Петрович Вепринцев. С его именем и его работой связаны одни из лучших записей академической музыки, выпущенные на Всесоюзной студии грамзаписи «Мелодия».

Окончив Московскую консерваторию как альтист, Игорь Вепринцев работал в Государственном симфоническом оркестре кинематографии. К звукорежиссуре, по его словам, «пришел совершенно неожиданно»:

«Однажды на записи оркестра за пультом сидел мой однокашник по консерватории Виктор Борисович Бабушкин, уже тогда очень успешно занимавшийся звукорежиссурой. Я часто присутствовал при его работе, и как-то он посоветовал: “Слушай, сходи на “Мелодию”, там требуется звукорежиссер”.

А директором Всесоюзной студии грамзаписи был Борис Давыдович Владимирский, у которого я занимался еще в училище. “Очень хорошо, что ты пришел, – сказал мне Владимирский, – мне нужен редактор”. Я в ответ: “Не хочу быть редактором, хочу быть звукорежиссером”. И Борис Давыдович разрешил мне присутствовать на записях “китов” звукорежиссуры того времени – Александра Владимировича Гроссмана, Натана Нисоновича Штильмана и Давида Исаевича Гаклина.

<…> После неожиданной кончины главного звукорежиссера “Мелодии” мне пришлось провести свою первую самостоятельную запись – Первый концерт для скрипки с оркестром Бела Бартока с Давидом Федоровичем Ойстрахом и Геннадием Николаевичем Рождественским. А через пару дней я записал Третью симфонию Рахманинова с Большим симфоническим оркестром Всесоюзного радио под управлением Евгения Федоровича Светланова».

Также среди записей, осуществленных с 1961 по 1991 Игорем Вепринцевым и его ассистентом Еленой Бунеевой и выпущенных на «Мелодии», сочинения Сергея Прокофьева, Дмитрия Шостаковича, Альфреда Шнитке, Георгия Свиридова, Родиона Щедрина.

Кроме того, Игорь Вепринцев осуществил ряд записей для британского лейбла Chandos – c Государственной академической симфонической капеллой России под управлением Валерия Полянского.

С Игорем Вепринцевым сотрудничали великие музыканты: Евгений Мравинский, Кирилл Кондрашин, Рудольф Баршай, Иегуди Менухин, Олег Каган, Наталия Гутман и многие другие.

Его авторитет в профессиональных кругах был (и остается) исключительным: Вепринцев неоднократно избирался президентом Ассоциации звукорежиссеров России.

Игорь Вепринцев – один из основателей кафедр звукорежиссуры во ВГИКе (1987), ГМПИ им. Гнесиных (1988) и ГИТРе им. М. А. Литовчина (1994).

Был членом Союза кинематографистов (в звукорежиссерском «багаже» Игоря Вепринцева не одна сотня картин), Московского союза музыкантов, Международной ассоциации звукоинженеров (AES), академиком Академии кинематографических искусств «НИКА».

Заслуженный деятель искусств РФ.

В числе многочисленных премий, присужденных Игорю Вепринцеву, «Гран-При» Академии грамзаписи Шарля Кро (1969, Париж) за запись семи симфоний С. Прокофьева (дирижер Г. Рождественский); Приз «Фестиваля искусств» (1974, Токио) за запись сонат для скрипки и фортепиано И. Брамса, Б. Бартока и С. Прокофьева в исполнении Д. Ойстраха и С. Рихтера; «Золотой диск» Всесоюзной студии грамзаписи «Мелодия» (1995) за многотысячные тиражи звукозаписей; Золотая медаль и звание Лауреата премии Фонда Ирины Архиповой – «За выдающийся вклад в музыкальное искусство России во второй половине XX века».

Из послания профессора Игоря Петровича Вепринцева студентам-звукорежиссерам (МССМШ им. Гнесиных):

«Профессия звукорежиссера может показаться технической. Но звукозапись – в первую очередь, классическая – искусство и такое же живое явление, как и концертное исполнение, а подлинный звукорежиссер – настоящий артист. В своей профессии он должен быть на том же уровне, что исполнитель – в своей.

<…>

Не менее важно развивать свой общий кругозор – разбираться не только в музыке, но и в литературе, театре, живописи… Ну и, разумеется, – постоянно изучать все новое, что появляется в технике звукозаписи.

<…>

Запись редко обходится без компромиссов, но они не должны мешать достигать максимально возможного результата».

«МО»