Симфоническая карта России

К итогам прошлого концертного сезона симфонических оркестров страны
Симфоническая карта России

С 2003 газета «Музыкальное обозрение» проводит проекты «Симфоническая карта России» и «Камерата России»: мониторинг репертуара и состояния сезонов российских симфонических и камерных оркестров.

Вопросы деятельности оркестров с первых лет выпуска газеты были одним из приоритетов в нашей работе. Мы первыми стали публиковать материалы о конкурсах дирижеров за рубежом, о том, как устроен менеджмент американских и европейских оркестров. «МО» организовало первые в России мастер-классы для молодых дирижеров симфонического оркестра. Своими композиторскими проектами (коллективные сочинения Концерт для оркестра «10 взглядов на 10 заповедей»; «Посвящение. К 100-летию Д. Шостаковича; «Вологодские кружева» — три из семи сочинений проекта; Kyrie eleison К. Бодрова) газета пополнила современный репертуар симфонических оркестров.

Предложив оркестрам участие в мониторинге, вовлекая оркестры в этот проект, мы стремились объединить оркестровое хозяйство страны, приблизиться к общему пониманию базовых принципов, дать дирижерам, оркестрантам, директорам оркестров и филармоний возможность увидеть друг друга на страницах «МО».

В том же 2003, когда мы начали свой проект, были впервые учреждены президентские гранты для симфонических оркестров (в то время трех: ГАСО им. Светланова, БСО им. Чайковского и ЗКР Санкт-Петербургской филармонии). Сегодня федеральные гранты получают около 20 ведущих симфонических, камерных, народных оркестров Москвы и Санкт-Петербурга. Многие региональные оркестры получают губернаторские гранты.

Колоссальную работу по развитию и анализу состояния оркестрового дела ведет Союз концертных организаций России.

Вместе с СКОР мы работаем в этом направлении.

Продолжаем проводить ежегодный мониторинг. Печатаем эксклюзивные материалы о менеджменте и принципах работы оркестров за рубежом: оркестра Баварского радио, Чикагского симфонического, оркестра Романдской Швейцарии, совсем недавно — Сиэтлского симфонического. Огромный резонанс вызвала публикация «Кодекса оркестрантов Германии» в четырех номерах 2012–2013 гг., а несколькими годами ранее — перепечатка уникальнейшего документа: «Правил», разработанных для музыкантов ЗКР АСО Ленинградской филармонии п/у Евгения Мравинского. Документ, которому в нынешнем году исполняется 40 лет, актуалени сегодня.

Одно из недавних достижений специалистов «МО» — формирование репертуара юбилейного 80-го сезона Ростовского академического симфонического оркестра.

Опубликованы десятки интервью, аналитических статей, информационных материалов об оркестровой жизни России

В общем, объемный том Библиотеки «МО» под названием «Оркестр» давно готов и ждет выхода в свет.

В плену проблем

Вместе с тем, основываясь на наших данных (в т.ч. и на данных многолетнего мониторинга), мы не можем сказать, что оркестровое хозяйство России прогрессирует.

Большинство оркестров по-прежнему варятся в собственном соку, не предпринимая усилий по активному вхождению в российскую концертную жизнь. При тяжелой экономической ситуации, низких зарплатах жизнь в них течет чаще всего по инерции.

При этом «бунта на корабле» не предвидится. Редкие всплески недовольства связаны с совсем уж откровенным невежеством и административным беспределом (в частности, в Волгоградской и Крымской филармониях). Людей можно понять: когда ничего не меняется, из года в год балансируешь на грани выживания, у них просто опускаются руки.

Безусловно, есть образцы выдающегося по меркам России менеджмента: ГСО Татарстана, Уральский филармонический оркестр. В Москве — Госоркестр, Капелла Полянского. Событием последних лет стало создание Тюменского симфонического оркестра, объявившего о большом плане развития на несколько лет вперед.

Как правило, если речь идет о нестоличных оркестрах, то их успехи, стабильность и благополучие во многом связаны с покровительством высших властей региона. Примеры — УАФО и Э. Россель, ГСО Татарстана и Р. Минниханов, Тюменский оркестр и В. Якушев. Музыкантов Новосибирского оркестра в сложный момент его истории (уход из жизни А. Каца) поддержал губернатор В. Толоконский. Воронежский губернатор А. Гордеев также уделяет значительное внимание симфоническому оркестру.

Но таких примеров немного. Большая часть оркестров страны находится в трудном положении. Речь не только о финансах, но и внутреннем творческом, хозяйственном и организационном состоянии.

На разных полюсах

Многое в оркестровой жизни вызывает вопросы, а порой недоумение. К примеру, почему такой коллектив, как ЗКР, чье искусство, чье звучание можно поставить в пример всем московским и петербургским оркестрам, выступает в Москве в лучшем случае раз в год — на фестивале М. Ростроповича. А когда приезжал в столицу второй филармонический оркестр Петербурга — уж и не вспомнить.

А как часто московские коллективы гастролируют в северной столице? Вопрос риторический. Такое ощущение, что симфонические Москва и Санкт-Петербург — как разные планеты, как Запад и Восток из баллады Киплинга, которым «не встретиться никогда».

В то же время оркестр Татарстана дает в Москве чуть ли не по 10 концертов в сезон, при том, что расстояние от Казани до Москвы — больше, чем от Москвы до Питера.

Или почему в рамках Пасхального фестиваля гастролирует только один симфонический оркестр, да и тот — оперного театра?

Почему лучшие маэстро страны, в отличие от западных коллег, дирижируют исключительно своими оркестрами и почти никогда — другими оркестрами России? Дело в финансах или в чем-то еще?

Зачем региону симфонический оркестр, если в нем 45–50 человек, а зарплаты —15–20 тыс. руб., и регион не может обеспечить достойную оплату труда людям, 20 лет учившимся своей профессии? Симфонический оркестр — дорогое удовольствие, оно не может стоить копейки. Дорогие «игрушки» дешево не продаются.

Оркестры «имени маэстро»

Одна из проблем российских коллективов — несменяемость, отсутствие ротации главных дирижеров. Составы оркестров меняются гораздо чаще.

Впрочем, так было и в СССР. Ни в одной стране оркестры не называют по фамилии главного дирижера — только у нас. Были оркестры Светланова, Мравинского, Кондрашина, Каца. Сегодня — Темирканова, Федосеева, Плетнева, Спивакова, Когана, Башмета… А как иначе, если дирижер десятилетиями занимает свою должность?

Вспомним:

А. Кац возглавлял Новосибирский симфонический оркестр чуть более 50 лет,
Е. Мравинский руководил Заслуженным коллективом 49 лет,
Е. Светланов Госоркестром — 35 (хотя фактически меньше),
И. Гусман работал в Горьком 30 лет,
Э. Серов в Волгограде — 29.

Нынешнее поколение:

В. Вербицкий в Воронеже 45 лет,
В. Федосеев в БСО — 43,
А. Дмитриев в АСО Санкт-Петербургской филармонии — 40.
Ю. Темирканов работает в ЗКР 29 лет,
П. Коган в оркестре имени себя — 28,
М. Плетнев в РНО — 27,
М. Щербаков в Самаре — 26,
В. Полянский в Госкапелле — 26,
Д. Лисс в УАФО — 22…

В Европе и США сменяемость дирижеров более частая.

С другой стороны, есть оркестры, где дирижеры не задерживаются больше 2–3 лет. И немало случаев, когда уходят они не в связи с окончанием контракта, а в результате неразрешимых конфликтов, часто сталкиваясь с некомпетентным начальством.

Между тем в России выросло поколение дирижеров XXI века, готовых быть не только ассистентами и «вторыми». Многие из них уже имеют награды конкурсов, опыт художественных руководителей, выступлений с лучшими оркестрами страны: А. Богорад, Д. Васильев, Д. Власенко, Д. Ботинис, В. Валеев, В. Валитов, М. Голиков, И. Дербилов, М. Емельянычев, А. Иоффе, А. Кашаев, В. Кирьянов, С. Кондрашев, С. Кочановский, Д. Крюков, В. Кузовлев, В. Куликов, Т. Курентзис, Ф. Леднев, М. Леонтьев, Д. Лотоев, М. Максимчук, И. Манашеров, А. Сладковский, В. Урюпин, Ф. Чижевский, К. Чудновский, А. Шабуров, Энхе…

Сколько у нас оркестров? Этого не знает никто!

Все симфонические оркестры, а тем более камерные, то возникающие, то исчезающие и вновь «восстающие из пепла», не может подсчитать ни «МО», ни СКОР — только эти две институции следят за оркестровой картой России. О существовании того или иного коллектива можно узнать порой лишь по косвенным сведениям или вовсе случайно.

В одной только Москве оркестров, по подсчетам «МО», около 40.

Из них около 20 симфонических:

ГАСО им. Светланова (худ. рук. В. Юровский),
АСО МГАФ (худ. рук. и главный дирижер Ю. Симонов),
БСО (В. Федосеев),
РНО (М. Плетнев),
НФОР (В. Спиваков),
«Новая Россия» (Ю. Башмет),
МГАСО п/у П. Когана,
ГАСК п/у В. Полянского,
«Русская филармония» (Д. Юровский),
РГСО кинематографии (С. Скрипка),
МГСО п/у Д. Орлова.

Оркестры театров:

ГАБТ (муз. рук. Т. Сохиев),
МАМТ (главный дирижер Ф. Коробов),
«Новой оперы» (Я. Латам-Кениг),
«Геликон-оперы» (с марта 2017 В. Кирьянов),
театра им. Сац (А. Иоффе),
театра «Кремлевский балет» (в нем играют музыканты «Новой России»).

Два оркестра радио «Орфей» (симфонический — главный дирижер С. Кондрашев и АБКО им. Силантьева — А. Клевицкий).
Концертный оркестр Московской консерватории (А. Левин).
Musica viva, выступающий большей частью с симфоническими программами (А. Рудин).

Симфонический оркестр Министерства обороны,
Президентский оркестр,
Симфонический оркестр МВД России,
Центральный концертный образцовый оркестр им. Римского-Корсакова ВМФ России.

Смешанные коллективы в воинских Ансамблях песни и пляски, в которых играют на всем, вплоть до синтезаторов
(им. Александрова,
Национальной гвардии,
«Красная звезда» РВСН и др.).

Коллективы, собираемые «по случаю»:

им. Рахманинова,
им. Прокофьева,
«Глобалис» и др.

Народные оркестры:

НАОНИР им. Осипова (худ. рук. и главный дирижер В. Андропов),
АОРНИ им. Некрасова ВГТРК (дирижер А. Шлячков),
«народно-симфонический» «Боян»,
Государственный духовой оркестр (о нем практически ничего не слышно).

Камерные — ГАКОР (худ. рук. А. Уткин),

«Вивальди-оркестр» (С. Безродная),
«Виртуозы Москвы» (В. Спиваков),
«Времена года» (В. Булахов),
Cantus firmus (А. Хургин).
Ансамбли «Солисты Москвы» (Ю. Башмет)
и «Академия старинной музыки» (Т. Гринденко),
также фактически в статусе оркестров.

Камерный оркестр эстрадной и джазовой музыки им. Лундстрема.

Оркестры Санкт-Петербурга:

ЗКР АСО Санкт-Петербургской филармонии (Ю. Темирканов),
АСО Санкт-Петербургской филармонии (А. Дмитриев),
Симфонический оркестр Капеллы им. Глинки (А. Чернушенко),
Санкт-Петербургский Государственный академичсекий симфонический оркестр (А. Титов),
«Северная симфония» п/у Ф. Мастранджело,
Симфонический оркестр Санкт-Петербурга («Петербург-концерт») (С. Стадлер),
«Таврический» (М. Голиков),
«Классика» (А. Канторов),
Губернаторский оркестр Санкт-Петербурга (худ. рук. С. Горковенко, главный дирижер И. Пономаренко).

Оркестр Мариинского театра (В. Гергиев),
Оркестр Михайловского театра (М. Татарников),
Оркестр театра «Зазеркалье» (главный дирижер театра П. Бубельников),
Оркестр театра «Санкт-Петербург опера»,
Камерный оркестр Государственного Эрмитажа «Санкт-Петербург камерата» (рук. Ф. Мастранджело),
«Дивертисмент» (рук. И. Иофф),
«Солисты Санкт-Петербурга» (рук. М. Гантварг).

Народные —

им. Андреева,
Русский концертный оркестр Санкт-Петербурга,
Оркестр баянистов Дома Культуры профтехобразования…

Все ли это — точно не знают даже наши петербургские коллеги.

А что в регионах? Много ли мы слышим об оркестрах в Ставрополе, Орле, Калуге, Владикавказе, Махачкале, Ижевске, Чечне, Калмыкии, Хакассии, Тыве, ряде других городов и регионов? Сколько концертов они дают за сезон, где выступают, с каким репертуаром?

А сколько в России муниципальных симфонических оркестров?

Дубна, Жуковский, Калининград, Череповец, Тольятти — те, что «на слуху».

Вероятно, про многие другие широкой оркестровой общественности просто не известно.

Зарплата, равная цене проездного

А если что-то узнаем об оркестрах (и не только симфонических) — то при печальных обстоятельствах. Вот пример.

Как сообщил сайт Ahtuba34.ru, в г. Волжском Волгоградской обл. сразу после Нового года все музыканты (41 человек) эстрадно-симфонического оркестра под управлением Виктора Девочкина, включая администратора коллектива и самого дирижера, получили уведомления о «предстоящем прекращении трудовых отношений в связи с сокращением штата». Оркестр существовал с 1995 при Центре культуры и искусства «Октябрь». Музыкантов оповестили о том, что в связи с введением нового штатного их должности будут сокращены, а трудовые отношения с ними — прекращены.

На основании ТК РФ артистам были предложены 26 вакансий в ЦКиИ, из которых на полный рабочий день можно устроиться лишь «рабочим по комплексному обслуживанию зданий» (1 ставка) или «уборщиком служебных помещений» (2 ставки). Остальные 23 штатные единицы имеют подходящие наименования «артист высшей категории», вот только устроиться по ним можно либо на 0,5 ставки с зарплатой 3 397 руб., либо на 0,25 ставки с зарплатой 1 777, 35 руб. Есть вакансия «руководителя кружка»: 0,25 ставки с зарплатой 1 219 руб.

ЭСО решили присоединить к городскому Духовому оркестру. Руководители культуры г. Волжского и руководство ЦКиИ «Октябрь» объяснили необходимость этого низкой рентабельностью и невостребованностью коллектива у слушателей. В. Девочкин утверждает, что это неправда и концерты ЭСО всегда собирали полный зал.

В. Девочкин и общественность города обращались к мэру города, в Волгоградское отделение Общероссийского народного фронта, композитору А.Н. Пахмутовой — ничто не помогло. Слияние все-таки состоялось. В новый коллектив, который называется «Концертный оркестр города Волжского», вошли музыканты-струнники ЭСО. Возглавил оркестр руководитель Духового оркестра Павел Демьяненко. На сайте ЦКиИ «Октябрь» Эстрадно-симфонический оркестр больше не упоминается.

Вот такая «оптимизация», от которой не застрахован никто. Особенно в регионах.

В общем, вопросов по состоянию «оркестровой карты» России пока больше, чем ответов. Конечно, проще обходиться без вопросов, но вряд ли это пойдет на пользу делу.

Мы же продолжим свою миссию по развитию и совершенствованию оркестрового дела в России.