Швейцарский совет по культуре «Про Гельвеция» открыл постоянное представительство в Москве

Швейцарский совет по культуре «Про Гельвеция» открыл постоянное представительство в Москве

После четырех лет успешной работы программы «Swiss made в России» Швейцарский совет по культуре «Про Гельвеция» открыл 25 февраля 2017 года постоянное представительство в Москве. Новый офис присоединится к сети филиалов, работающих в Каире, Шанхае, Нью-Дели и Йоханнесбурге, и к культурным центрам в Париже, Нью-Йорке, Сан-Франциско, Риме и Милане.

«Про Гельвеция» продолжит поддерживать культурное взаимодействие двух стран. В центре внимания Совета – визуальное искусство, современный театр и танец, литература и музыка, развитие программы арт-резиденций для российских и швейцарских художников.

На пресс-конференции, посвященной открытию постоянного представительства «Про Гельвеция» в Москве выступил Чрезвычайный и полномочный Посол Швейцарии в Российской Федерации Ив Россье:

Ив Россье, Чрезвычайный и полномочный Посол Швейцарии в Российской Федерации. Фото NashaGazeta.ch

«Возможно, Вы задаете себе вопрос: почему здесь присутствует посол —политический представитель государства, дипломат? Почему посол находится на мероприятии, которое посвящено искусству, культуре? Я сам задавал себе этот вопрос. И я хотел бы поделиться с вами размышлениями о том, что, пожалуй, я имею все основания здесь находиться.

Связь между искусством и политическим сообществом, политическими властями, государственными властями очень часто имела место в истории.

Порой это были «мягкие» связи: меценатство, субсидии, какие-то деньги, которые принцы, короли, властители давали творцам, если творцы поддерживали власть. Это могло быть добровольным симбиозом, но иногда это было и вынужденно, потому что позволяло художнику, творцу — творить, выражать себя в обмен на то, что он время от времени, скажем, рисовал бы портрет Папы.

Бывали, конечно, связи и более жесткие, когда власти применяли прямые репрессии: либо заставляя молчать творцов, либо заставляя их говорить то, чего те не хотели говорить. Часто это было такое жесткое принуждение, которое нельзя назвать просто репрессиями. Одним из первых казненных во время Французской революции был поэт Андре Шенье.

Тем не менее, все эти связи между политикой и искусством не помешали рождению великих произведений искусства, потому что либо творцы были настолько одарены, что в любых условиях им удавалось создавать гениальные произведения; либо их обуревали такие эмоции, такие страсти — ведь они иногда существовали в очень сложных условиях, — которые, наоборот, позволяли им выразить в своих произведениях всю глубину страданий и человеческих страстей. Иногда произведения искусства являются чуть ли не единственным оправданием этих страданий.

При этом нельзя забывать, что существует ответственность художника перед тем сообществом, которое он представляет, откуда он происходит. Он при этом несет такую же ответственность, как представитель власти или военный. В то же время артист, творец, художник работает над чем-то более тонким. Конечно, то, как он работает, обусловлено его происхождением, природой, страной, семьей… Конечно, Толстой писал бы совершенно по-другому, если бы он происходил из Аддис-Абебы…

Но это не означает, что художник является выразителем, в той или иной мере, идей того сообщества, откуда он происходит. В то же время он не является полномочным представителем этого сообщества, обязанным выражать те или иные воззрения. Никто же не утверждает, что Ван Гог был представителем голландских коммерсантов. Скорее он выражал человеческие страдания и метания человеческой души.

В конце концов, сейчас уже утвердилось понимание того, что искусство — это самовыражение, это индивидуальное творение, и художник представляет сам себя.

Готовясь к этому выступлению, я наткнулся на самое прекрасное, с моей точки зрения, определение творчества и культуры: это слова Альбера Камю из Нобелевской лекции. Он говорил, что искусство — это не просто индивидуальное удовольствие, это возможность выражать страсти, страдания или радость, которые присущи многим людям. Это отражение человека в мире. И, конечно, любое произведение определяется своим контекстом, но произведение искусства становится таковым только, если оно универсальное. И можно, я думаю, еще раз это повторить. Или, как говорил Андре Мальро, искусство — это самый короткий путь от человека к человеку.

Я хочу присоединиться к тому, о чем говорил господин Бер, президент Швейцарского совета по культуре. Сегодня, когда многие в мире опять обращаются к каким-то догмам и пытаются даже возводить какие-то препятствия между людьми, опираясь на эти догмы, мы в Швейцарии всегда стремимся к тому, что нас сближает, что схоже, что подобно, а не к тому, что нас разделяет. Потому что когда мы ориентируемся на то, что нас объединяет, на то, чем мы друг другу подобны, — это отражает единство мира, универсальность, которая и должна быть модусом существования мира. И государство, политические власти должны это поощрять, а не отвращать от этого».

Анна Арутюнова. Фото NashaGazeta.ch

25 и 26 февраля в честь официального открытия офиса в Москве «Про Гельвеция» представлил швейцарские перформансы в Электротеатре Станиславский. Среди приглашенных художников и артистов – Янн Маруссич, танцевальная компания Ioannis Mandafounis, Delgado Fuchs и Jimi Jules.

Премьера спектакля «Мой ужин с тобой», Кострома, 2016. Один из проектов Pro Helvetia. Фото Екатерина Хрушкова

Про Гельвеция

Швейцарский совет по культуре «Про Гельвеция» – общественный фонд. Он существует с 1939 года и финансируется федеральным правительством Швейцарии. Цель «Про Гельвеции» – поддержка современной швейцарской культуры и искусства как внутри страны, так и за рубежом.

Совет имеет культурные центры в Париже, Нью-Йорке и Риме (с филиалами в Милане и Венеции), постоянные представительства  в Каире, Йоханнесбурге, Нью-Дели, Шанхае и Москве, а также поддерживает программу Swissnex в Сан-Франциско. Центральный офис расположен в Цюрихе.

Ежегодно «Про Гельвеция» рассматривает около 3700 проектных заявок, 52% из которых получают финансовую поддержку. В 2016 году общий бюджет фонда составил 38,8 миллиона франков.

Свою деятельность в России «Про Гельвеция» начала в 2012 году с программы культурного обмена «Swiss made в России». За четыре года было реализовано около 1000 мероприятий в 70 городах. По итогам программы в конце 2015 года было принято решение открыть постоянное представительство в Москве.