Сезон 2020/2021 Берлинского филармонического оркестра: планы сверстаны, но смогут ли они реализоваться?

Сезон 2020/2021 Берлинского филармонического оркестра: планы сверстаны, но смогут ли они реализоваться?
Фото Facebook

Берлинский филармонический оркестр обнародовал программу сезона 2020-2021. Как сообщает газета Der Tagesspiegel, открыть его планируется 28 августа. Это будет второй сезон оркестра под руководством Кирилла Петренко, который год назад сменил сэра Саймона Рэттла.

По окончании сезона 2020-2021 Кирилл Петренко завершит свою работу в должности музыкального руководителя Баварской государственной оперы и полностью сосредоточится на работе с Берлинским филармоническим оркестром (в Мюнхене его сменит Владимир Юровский). Это позволит ему более интенсивно развивать свои программные направления в работе с оркестром.

Репертуар нового сезона выстроен вокруг трех тем: «Россия», «Романтизм», «Модернизм».

Русская музыка представлена операми «Мазепа» Чайковского «Франческа да Римини» и Рахманинова в концертном исполнении, произведениями Стравинского, Прокофьева, Шостаковича.

Акцент на немецко-австрийском классицизме, романтизме и позднем романтизме Кирилл Петренко называет «самой важной опорой нашей совместной работы». В предстоящем сезоне маэстро отдает предпочтение сочинениям Моцарта, Мендельсона, Брамса и Р. Штрауса.

Еще одна важнейшая ветвь репертуара сезона — музыка первой половины ХХ века. Ей будет посвящен новый фестиваль-биеннале Берлинских филармоников, тема которого — «Золотые двадцатые». В его программе — «Берлинская симфония» К. Вайля (дирижер К. Петренко), опера П. Хиндемита «Убийца, надежда женщин» (дирижер Д. Ранниклес), поздние партитуры Р. Штрауса (дирижер К. Тилеман) и многие другие сочинения того времени, а также песенные и литературные концерты, показ кинофильмов с живой музыкой, драматические спектакли. Партнерами фестиваля станут Komische Oper и Deutsche Oper, Berliner Ensemble, Немецкий симфонический оркестр Берлина.

Еще один новый фестиваль будет посвящен музыке барокко, исполнение которой оркестр также считает важной частью своей работы.

Музыка рубежа XIX–XX веков — fin de siècle, — в которой ощущаются и величие того времени, и страх перед будущим, представлена, в частности, Девятой симфонией Малера (дирижер К. Петренко), оперой Бартока «Замок герцога Синяя Борода» (дирижер С. Мялкки), произведениями Веберна, Айвза, малоизвестными оркестровыми сочинениями Й. Сука и Э. Корнгольда.

Внимание к современной музыке обозначено включением в репертуар сочинений выдающихся композиторов-женщин: Софии Губайдулиной, Ольги Нойвирт, Унсук Чин, Кайи Саариахо и Анны Торвальдсдоттир (мировой премьерой ее нового сочинения продирижирует К. Петренко).

По инициативе интенданта оркестра Андреа Цитцшман 15 композиторам были заказаны новые произведения.

С Берлинскими филармониками выступит плеяда блестящих дирижеров: Даниэль Баренбойм, Херберт Бломстедт, Семен Бычков, Даниэле Гатти, Зубин Мета, Андрис Нелсонс, сэр Роджер Норрингтон, Саймон Рэттл, Туган Сохиев, Дэниел Хардинг, Марек Яновский, Пааво Ярви. С барочными проектами выступят такие специалисты в этой области, как Жан-Кристоф Спинози и Марк Минковски.

Среди солистов — пианисты Ефим Бронфман, Сеонг-Джин Чо, Игорь Левит и Даниил Трифонов; скрипачи Франк Петер Циммерманн, Лиза Батиашвили, Байба Скриде, Вилде Франг и многие другие звезды исполнительского искусства. Дебютируют с одним из лучших оркестров мира контртенор Филипп Жарусски и пианист Франческо Пьемонтези.

Артист-резидент сезона — альтистка Табеа Циммерман.

Вся информация о сезоне 2020-2021 Берлинского филармонического оркестра и Берлинской филармонии:

https://www.berliner-philharmoniker.de/en/season-preview/

https://www.berliner-philharmoniker.de/en/concerts/calendar/from/2020-08/

В то же время немецкая пресса высказывает сомнения в том, что все эти планы будут реализованы.

«Даже самые упрямые оптимисты из числа фанатов классической музыки с тревогой ожидают наступления нового сезона, — пишет обозреватель Der Tagesspiele Фредерик Ханссен. — У Berliner Philharmoniker большие планы, но до тех пор, пока из-за пандемии должны соблюдаться действующие правила расстояния между людьми, ничто из этого не может быть реализовано.

Ни один полноценный состав симфонического оркестра не поместится даже на большой сцене филармонии с соблюдением установленной дистанции. И как, скажите пожалуйста, организовать присутствие зрителей так, чтобы между ними всегда сохранялось расстояние 1,5 метра? Пальто можно брать с собой в зал, чтобы избежать скопления людей перед гардеробами; концерты можно проводить без антракта, чтобы люди не стояли в очереди в бары и туалеты. Но как посетитель должен добраться до своего места в середине ряда, сохраняя безопасное расстояние, если кто-то уже сел с краю? Должен ли обслуживающий персонал впускать в зал каждого по отдельности? В таком случае, где будут находиться люди, ожидающие входа, и как сделать так, чтобы они не стояли на ногах?

Как все будет на самом деле, сможет ли филармония отправиться в тур по США в ноябре и состоится ли «европейский концерт» в Барселоне, как и планировалось, зависит от того, как осенью будет идти борьба с невидимым врагом», — заключает обозреватель Der Tagesspiele.

Оригинал статьи — https://www.tagesspiegel.de/kultur/berliner-philharmoniker-das-grosse-vielleicht/25756858.html

Павел Райгородский, «МО»