Римас Туминас о будущей постановке «Пиковой дамы» в Большом театре: «Бесполезно уверять себя в собственной невиновности»

Римас Туминас о будущей постановке «Пиковой дамы» в Большом театре: «Бесполезно уверять себя в собственной невиновности»
Туган Сохиев, Римас Туминас. Фото Дамир Юсупов / ГАБТ

Не приходится искать причин, почему тот или иной музыкальный театр желает иметь в своем репертуаре «Пиковую даму». Это «наше всё» всего оперного мира. Тем не менее за семнадцать лет, что длится новый век (восемнадцатый год только начался), Большой собирается показать новую сценическую версию уже в третий раз. Что делает эту «Даму» нашим абсолютным репертуарным лидером.

И это справедливо – в том числе и потому, что в прошлом веке все обстояло с точностью наоборот. Последняя постановка XX столетия украшала сцену Большого более шестидесяти лет! Уходила временами из репертуара, но постоянно возвращалась, однажды – к 20-летию со дня рождения – подверглась редактуре и снова «встала в строй». Она была красива и любима и считалась «золотым фондом» не только благодаря вложенным в нее талантам, но и благодаря своей пышности и блеску. (Премьера – 22 октября 1944 г. Дирижер-постановщик – Александр Мелик-Пашаев, режиссер – Леонид Баратов, художник-постановщик – Владимир Дмитриев; вторая редакция – 23 июня 1964 г. Редакция Бориса Покровского. Дирижер – Борис Хайкин)

Другие времена – другие оперные нравы. Найти ключ к разгадке этого сюжета, объяснить тайный смысл мистических событий – эту цель преследуют теперь постановщики и в оперном театре. Разумеется, преклоняясь перед Чайковским, однако не теряя из вида Пушкина, повесть которого, как хорошо известно, либретто отнюдь не повторяет слово в слово. Режиссеру драмы тут и карты в руки. Так, во всяком случае, решил Большой. Мы представляем третий опыт (первые два — 5 октября 2007 г. Дирижер-постановщик – Михаил Фокин, режиссер– Валерий Фокин, художник-постановщик – Александр Боровский; 27 февраля 2015 г., премьера в Большом театре знаменитой постановки Л. Додина. Дирижер-постановщик — Михаил Юровский, режиссер-постановщик — Лев Додин, художник-постановщик — Давид Боровский) прочтения оперы «Пиковая дама» выдающимся режиссером драматического театра. На сей раз это Римас Туминас.

Фото Дамир Юсупов / ГАБТ

Римас Туминас работает над постановкой вместе со своей давно сложившейся командой, которая уже трудилась и в Большом, когда маэстро ставил оперу «Катерина Измайлова» Д. Шостаковича (2016 г.). Анджелика Холина на этот раз выступила не только в качестве хореографа-постановщика, но и режиссера. Декорации создавал Адомас Яцовскис. Автором костюмов стала Мария Данилова. Дамир Исмагилов выстраивает световую партитуру спектакля. Музыкальный руководитель постановки – главный дирижер Большого театра Туган Сохиев.

«Пиковая дама» собрала замечательный исполнительский состав. Партию Германа поют великолепный Юсиф Эйвазов (в этом сезоне он выступил в Большом в операх «Дон Карлос» и «Манон Леско») и ведущий солист оперной труппы Олег Долгов. Партию Лизы исполнит Анна Нечаева, также одна из ведущих наших певиц, и Евгения Муравьева, дебютирующая в Большом театре. Недавняя выпускница Академии молодых оперных певцов Мариинского театра, она поет Лизу в Мариинке и уже стала звездой Зальцбургского фестиваля. В партии Графини выступят ведущая солистка Мариинского театра Лариса Дядькова и артистка оперной труппы Большого Ирина Долженко. На партию Томского приглашен Геворг Акобян, недавно дебютировавший в нашем театре в партии Грязного в опере «Царская невеста». Замечательные певцы Василий Ладюк и Игорь Головатенко заняты в партии Князя Елецкого. Солистка Михайловского театра Олеся Петрова впервые выступит в спектакле Большого в партии Полины.

Премьерная серия показов пройдет 15, 16, 17 и 18 февраля.

«МО»


Дорогие наши читатели, коллеги, друзья!
Времена изменились, но «Музыкальное обозрение» неизменно в своей сути: качественная аналитика, рецензии, статьи, книжные обзоры, исчерпывающая картина культурной жизни в столицах и регионах.
Подписывайтесь на газету «Музыкальное обозрение»!
Подписка на газету – это ваша поддержка сайта, концертов и фестивалей, образовательных, просветительских, издательских проектов «Музыкального обозрения».
Также вы можете поддержать наше издание финансово.
«Музыкальное обозрение» в социальных сетях